Урок мира Толерантность - дорога к миру
Оценка 5

Урок мира Толерантность - дорога к миру

Оценка 5
doc
08.05.2023
Урок мира Толерантность - дорога к миру
Урок мира Толерантность - дорога к миру.doc

Урок мира "Толерантность - дорога к миру"

                         Урок мира

        «Толерантность – дорога к миру»

Подготовила и провела учитель истории Куек М.Х.

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением,        значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательная:

1.Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

    2.Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

1.         Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

2.         Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

1.         Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал: карточка-след, карточки с определениями, карточки с высказываниями, тест, ватман, текст песни «Солнечный круг»

1.Организационныймомент.
2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

   Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? 
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на уроке?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

  Учитель: Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.   Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет. 
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Я приглашаю вас на урок мира гражданственности и мужества  «Толерантность –дорога к миру!». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием. Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. 
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. У вас на столах карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
 
С карточек  дети зачитывают: (Приложение 1)

·                     Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

·                     Толерантность – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)

·                     Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

·                     Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

·                     Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

  Учитель: Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. 
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

  Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как: 
Петр Багратион
 - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; 
Абрам Петрович Ганнибал
 - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;  Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; 
Константин  Эдуардович Циолковский
 – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…

 Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотносят с заповедью.

4. Соотнесение высказывания с заповедью; (Приложение 2)                                                                

   Учитель: итак, быть толерантным, значит:

·                     Уважать другого.

·                     Любить ближнего своего.

·                     Не злиться.

·                     Быть добрым, терпимым.

·                     Сострадать.

5.Тестирование
 Учитель: А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
 (Приложение 3)

Миша плохо одет…

1.     Это неважно.

2.     Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

1.     Ты просишь, чтобы он объяснил это.

2.     Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

1.     Ты стремишься лучше узнать его.

2.     Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

1.     Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

2.     Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

1.      Ты разговариваешь с ним.

2.      Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

1.     Ты пытаешься защитить его.

2.     Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

1.     Ты естественным образом разговариваешь с ним.

   2.    Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнца. Почему?

Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

7. Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...” (Показ сценки старшими ребятами). 

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

 

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить. 

12. Обобщение. «В добрый путь!». Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Мои пожелания:

o             Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

o             Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

o             Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

o             Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

o             Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

o             - И всё это вам поможет жить в мире.

- В конце мне хочется сказать, что школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

12. Итог урока. Государства - члены Организации Объединенных Наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.
 Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Пусть всегда будет солнце ”.
 Счастья Вам всем, мира, радости и терпенья

Список используемой литературы и интернет-ресурсы:

1.         Иванова Т.А. Классный час для учащихся средних классов "Все мы разные" / Иванова Т.А., Е. В. Борисоглебская // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4

2.         Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005

3.         http://ru.wikipedia.org

4.         http://festival.1september.ru/subjects/20/ 

5.         http://www.lokot-lichnost.ru/klassniy-chas/klassniy-chas-tolerantnost.html

6.         www.mistress.ucoz.ru 

7.         Приложение:

1.     Определения толерантности на разных языках.

2.     Высказывания, заповеди.

3.      Тест: «Насколько вы толерантны».

4.     Песня «Пусть всегда будет Солнце

 

 

                                                                                                  Приложение 1)

·                     Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

·                     Толерантность – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)

·                     Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

·                     Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

·                     Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                Приложение 2

·                     «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».   (возлюби ближнего своего)

·                     «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».     (не убий)

·                     «Не делай другому того, от чего больно тебе».      (золотое правило)

·                     «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)

·                     «Любовь к родителям - основа всех добродетелей».   (почитай отца своего и матерь свою)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         Приложение 3)

Миша плохо одет…

3.     Это неважно.

4.     Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

3.     Ты просишь, чтобы он объяснил это.

4.     Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

3.     Ты стремишься лучше узнать его.

4.     Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

3.     Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

4.     Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

3.      Ты разговариваешь с ним.

4.      Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

3.     Ты пытаешься защитить его.

4.     Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

2.     Ты естественным образом разговариваешь с ним.

3.     Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок мира "Толерантность - дорога к миру"

Урок мира "Толерантность - дорога к миру"

Толерантность – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

Толерантность – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю

Иванова Т.А. Классный час для учащихся средних классов "Все мы разные" /

Иванова Т.А. Классный час для учащихся средних классов "Все мы разные" /

Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия»

Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия»

Ты естественным образом разговариваешь с ним

Ты естественным образом разговариваешь с ним
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2023