Урок: Музыка - наш вечный спутник

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Наш вечный спутник

Содержание:

1.    Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.

2.    Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).

Музыкальный материал:

1.    И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).

2.    Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

3.    М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).

Характеристика видов деятельности:

1.    Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2.    Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.    Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, –
О, этот мир, так молодо-прекрасный,
Он стоит тысячи миров.
Ф. Тютчев

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик. Музыка образует целый мир человеческой жизни. Этот мир рождается вместе с человеком, растёт, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. 

Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и мамы, песни, которыми встречает и провожает нас школа. Каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, и бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.

Поначалу может казаться, что мы растём - и старая музыка уходит, отступает, на смену ей приходит совсем другая, подобно тому как выбрасываются старые ненужные вещи, из которых мы вырастаем. И лишь с течением времени человек начинает понимать, что музыка никуда не уходит, что она всегда с ним - и та, совсем далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.

Почему так происходит?

Почему мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением времени становится нам тесен и узок?

Почему этого никогда не случается с любимой нами музыкой, которая, как и всё, что мы ценим по-настоящему, остаётся с нами всю нашу жизнь?

Не потому ли, что во всём, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной души? Она и в памяти первых лет, овеянных любовью близких друзей, и в детском восхищении чудесной мелодией, когда-то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первых радостях и надеждах. 

Иоганнес Брамс известен как серьёзный глубокий композитор, писавший симфонии и концерты, хоровые и камерные произведения. Но его музыка всегда была наполнена романтикой, любовью к народным песням, венгерскому фольклору.
Нелёгкая судьба сделала из Брамса одинокого, разочаровавшегося в жизни человека, но его музыка всегда была наполнена светом, покоем и теплом.

Послушайте небольшой фрагмент из Симфонии № 3 (III часть) немецкого композитора Иоганнеса Брамса (слушание).

Эту музыку трудно описывать словами: в ней нет литературной программы, нет изобразительности. Зато с уверенностью можно сказать: как сильно она воздействует на нас своим благородным звучанием, проникновенной мелодией, пробуждая в душе светлые и возвышенные чувства.

Вопросы и задания:

1.    Какие песни, какая музыка запомнились и полюбились вам с детства? Кто их пел?

2.    Какая музыка больше всего нравится вам сейчас? Как вы думаете, вы скоро её забудете или запомните надолго?

3.    Есть ли у вас любимые старые игрушки или какие-нибудь другие вещи, которые вы не хотите выбросить? Задумайтесь и ответьте себе: почему? Постарайтесь вспомнить какие-нибудь случаи, связанные с ними (запиши воспоминания в Дневник).