Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Динь, динь, дон – звенит звонок,
Начинается урок.
-Здравствуйте дети!
-Здравствуйте, учитель!
- Садитесь.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Вспомним. (Слайд 2-3)
· С какими инструментами вас познакомила Муза на прошлом уроке? (ответы)
· Определите: какой инструмент звучит?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: Все это были русские народные инструменты – духовые (дудочка, свирель, рожок) и струнные (гусли).
· А какую музыку можно исполнять на этих инструментах? (народную)
· Какие народные произведения вы знаете? (песни, сказки)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним народным жанром – это былинный сказ. (Слайд 4)
Былина - древнерусская народная песня-сказание о подвигах героев, богатырей.
Учитель: Обычно былины исполнялись гуслярами. (Слайд 5)
Гусляры - певцы, которые играли на гуслях.
Учитель: Об одном таком былинном сказе и поведали нам гусляры. Этого героя звали Садко. (Слайд 6)
Учитель: Тема урока: «Народный сказ о певце-гусляре Садко.»
4. Физминутка (Слайд 7-19)
5. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 20) картинка1 Давным давно в Новгороде жил - был купец, звали его Садко. Картинка2 Он любил плавать по заморским странам на своем корабле, картинка3 но еще больше любил играть на гуслях и петь песни возле моря.
Звучат гусли. (щелчок 4)
Учитель: (Слайд 21) картинка1 В море жил Морской царь, который хотел услышать, как Садко играет. Картинка2 И потребовал, чтобы он пришёл к нему в подводное царство.
Учитель: картинка3 И вот однажды, очутился Садко на дне моря-океана, возле палат белокаменных.
Учитель: (Слайд 22) картинка1 А там сам царь Морской сидит. 2Видео фрагмент
Заговорил царь Морской: «Здравствуй, гость дорогой, долгожданный! Много я слышал от моего племянника Водяного про твою игру на гуслях яровчатых. И захотелось мне самому тебя послушать...» 3Видео фрагмент
Учитель: картинка4 Вечером завёл Морской царь пир на весь мир. Съехались цари да царевичи из разных озёр да рек. Приплыл и Водяной. Говорит царь Морской: «Ну. Садко, потешь, позабавь нас! Да играй веселей, чтобы ноги ходуном ходили».
Учитель: Заиграл Садко задорно, весело. Гости усидеть не могли, выскочили из-за столов да в пляс пустились.
Видео фрагмент «Пир»
Учитель: (Слайд 23) И так расплясались, что на море-океане великая буря началась.
Видео фрагмент и звуки бури.
Учитель: (Слайд 24) Тут возле Садко оказался Водяной и зашептал гусляру на ухо: «Нехорошее дело тут творится. На море-океане от твоей пляски такая непогода разыгралась. Кораблей, людей и товаров погибло — тьма-тьмущая. Ты струны оборви и скажи царю Морскому, что запасных-де у тебя нет. А как перестанешь играть да окончится пир царь Морской, чтобы удержать тебя в подводном царстве, станет заставлять тебя выбрать невесту и жениться. Проведут перед тобой триста девиц-красавиц. Ты всех пропусти, укажи на последнюю, на Чернавушку, скажи, что на ней жениться хочешь».
Учитель: (Слайд 25) картинка1 Всё так и произошло. Садко струны с гуселек оборвал.
Звук лопнутых струн. щелчок2
Учитель: А Морской царь говорит ему: «Быть тебе. Садко, моим верным гусляром. Всем твоя игра по душе пришлась. Женись на любой морской девице-красавице, а тебе в моём царстве-государстве жить будет лучше, чем в Новгороде...»
Учитель: картинка3 Хлопнул царь Морской в ладони - и откуда ни возьмись пошли мимо Садко девицы-красавицы. А как последняя в ряду девица показалась, сказал гусляр: «Выбрал я себе невесту, - и показал на Чернавушку, на ней и жениться хочу». Видео фрагмент выбор невесты.
Учитель: (Слайд 26) картинка1 Принялись весёлым пирком да за свадебку. Плясовая гусли. Картинка2 А как пир окончился, сказала Чернава Садко: «Ложись, спи-почивай, ни о чём не думай» - и запела песню. Накатился на Садко сон глубокий.
Слушают «Колыбельную Волховы». Щелчок3
· Какой характер у этой музыки?
Учитель: (Слайд 27) А как пробудился он поутру - и глазам своим не верит: сидит он на крутом берегу реки Чернавы, там, где в Волхов-реку она впадает.
Учитель: А по Волхову бегут-поспешают его сорок кораблей с верной дружиною...
Учитель: Ребята, вам понравилась эта сказка?
· Где звучала музыка в сказе Садко?
6. Физминутка
7. Вокально-хоровая работа:
Учитель: Сегодня пы продолжим разучивать песню Дудочка.
Песня: М.Парцхаладзе - «Дудочка» (Слайд 47-50)
· Какое настроение у этой песни?
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: М.Парцхаладзе - «Дудочка» разучивание.
8. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: В завершении урока вспомним:
· Что такое былина?
· С каким былинным героем вы сегодня познакомились? (Садко)
· На каком инструменте он играл? (гусли)
Учитель: Вам понравился сегодняшний урок?
До новых встреч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.