Урок музыки 4 класс. Народный праздник "Троица"
Оценка 4.8

Урок музыки 4 класс. Народный праздник "Троица"

Оценка 4.8
docx
30.05.2020
Урок музыки 4 класс. Народный праздник "Троица"
разработка троица.docx

Гореловой Марии.

4 класс.

 

Тема урока: Народные праздники. Троица

Продолжительность урока: 45 минут

Цели:

·        познакомить детей с русскими народным творчеством, народными

традициями, народными праздниками;

·        способствовать воспитанию  бережного, уважительного отношения к

природе.

Задачи:

·        формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности;

·        знакомство с произведениями величайших представителей музыкальной классики;

·        ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами; воспитание понимания целостной картины мира (в частности и художественной),

·        воспитание патриотического мировоззрения, понимания истоков толерантных взаимоотношений в многокультурном мировом сообществе,

·        активизация способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.

·        формирование целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности.

Инвентарь: Ленты (для плетения кос), венок, для завязывания лент.

Личностные: осмысление взаимодействий искусств, как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. Выявление ассоциативных связей музыки с другими видами искусств.

Регулятивные: умение планировать собственные действия, озвучивание целей и задачи урока. Умение размышлять о музыке, давать оценку и уметь отстаивать свою точку зрения.

Познавательные: ознакомиться с традициями праздника Троица, вспомнить песню «Во поле берѐза стояла», разучить движения в хороводе. Иметь представление о музыкальных традициях русского народа.

Коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке. Самооценка коммуникативных действий в процессе восприятия музыкального произведения. Воспитание любви к народным традициям. Прививание толерантности и уважение к народным праздникам разных народов.

 

Ход урока.

 

1.Организационный  момент (2 минуты)

П: Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Все доброе и хорошее сравнивают с солнцем. И если человек рад другому человеку, он скажет: «Мир тебе и солнце». Предлагаю повернуться друг к другу и сказать эти слова (соседу слева, соседу справа). А в русском фольклоре и пословица есть: «Что мне золото - светило бы солнышко». Солнышко дарит нам тепло, жизнь, здоровье и радость

Д: Готовятся к уроку.

2.Мотивация  к  учебной  деятельности (3 минуты)

П: И не в некотором это было царстве и не в некотором государстве,

а было на Руси святой. Жила – была березонька. Спала она крепким сном всю

долгую зимушку. А весна – красна, пришла, солнышком пригрела, теплым

ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась,

листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась.

Как вы думаете, как называется этот праздник?

Д: Делятся мнениями.

П: Это Святая Троица – праздник русской березки. Выходите

девицы, юноши, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем.

П: Какой всем знакомой песней мы можем это сделать?

Д: Во поле берёзка стояла.

П: Верно!

3.Вокально-хоровая  работа (7 минут)

Дети становятся в хоровод

1.Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

2.Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

3.Я  пойду,пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

4.Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

5.Ачетвёртую балалайку,

а четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

6. Стану в балалаечку играти,

Стану я милого потешати

 Люли люли, потешати 

Люли люли, потешати.

 

3.Изучение  нового  материала. (5 минут)

П: Ребята, ранним утром, когда природа молода и свежа, отмечается светлый, счастливый праздник – троица. В начале лета, когда природа молода и свежа, отмечается этот светлый, счастливый праздник. Начало лета - буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц, ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». В этом году Троица празднуется 7 июня.

П: Приходится этот большой праздник на воскресенье. Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.  В этот день происходит поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Ветками березы украшали дома снаружи и  внутри, полы засыпали душистой травой. Не зря береза стала центром праздника  почитания цветущей растительности   и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву.

П: На березе раньше, чем на других деревьях, появляются первые нежные листочки. У нас в России это дерево самое красивое и самое любимое. С древних времен березу почитали деревом счастья, любви к нежности. Это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это их день рождения, а в Троицу земля, вода и лес – именинники. На троицу девушки и девочки плели венки из берёзовых веток и цветов. В такие дни проводились гадания с венками берёзы на воде. По ним узнавали свою судьбу, о жизни, смерти, любви.

П: Шумно и весело проходила Троица. Утром все спешили в храм на праздничную службу. А после неё устраивали народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки, народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

4. Игра ( 5-6 минут)

На фоне играет:  Диво – «пойдём, девочки, в луги-лужочки »                                   Пойдем, девочки, в луги-лужочки,                                                                    Ой маю, маю, маю зеленой.                                                                                    В луги-лужочки завивать веночки,                                                                   Завьем мы веночки на круглые годочки.                                                                Кто венки завивает — тот богат бывает.                                                           Кто венки развивает — тот и беден бывает.

П: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, в которую на древней Руси играли молодые люди и девушки. Березку «завивали». Этот обряд пришел к нам из далекой древности. Девушки сплетали в косичку 3 веточки и скрепляли их красной лентой или крепкой травой. Считалось, что это принесет счастье в любви, здоровье и долголетие родным. Мы с вами научимся плести косы из лент, кто умеет, могут помочь своим одноклассникам. Эти ленты мы оставим себе на память, или можем обменяться друг с другом, пусть это будет напоминать о таком чудесном празднике, как троица. (Учитель помогает)

Продолжение изучение нового материала (10 минут).

П: Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и в то же время самым загадочным праздникам на Руси. С ним до сих пор связано много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. Раньше говорили, что в Троицу лес – именинник. Существовало также представление о том, что растения на Троицу обладают особой магической силой, оно нашло отражение в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

П: Троица - очень красивый праздник. Прославляли Святую Троицу целый день. Праздник проходил повсеместно: в лесу, в доме, в церкви, на улице. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство.

П: Праздник был и есть горячо любимый всем народом. Поэты не составляли исключения. Им восхищались и восторгались. Итак, Днем Святой Троицы зовется этот праздник потому, что явлено было людям в этот день третье лицо Бога – Дух Святой, сошедший на апостолов. О Троице, Пятидесятнице, сняты художественные и документальные фильмы. Святую Троицу на иконах изображают в виде трех Ангелов. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Христиане веруют, что Бог един, но имеет три лица:

Бог Отец – Творец всего существующего в мире,

Бог Сын – Иисус Христос

Бог – Дух Святой – наполняющий все жизненной силой.

Лица Святой Троицы едины, неслиянны и нераздельны!

Древняя икона преподобного Андрея сохранилась до нынешних дней и находится в музее, в Государственной Третьяковской галерее. Написал эту икону Андрей Рублев для того, чтобы смотря на изображение единой Троицы, люди могли побеждать "страх ненавистной розни мира сего”: вражду, злобу, зависть, неприязнь и учились совершенной Божественной любви. 

На экране изображение иконы А. Рублева – «Троица»

Кто-то однажды сказал замечательные слова об этой иконе, послушайте:

«Великая тайна кроется

В иконе "Святая Троица”!

Идет от нее благодать,

А тайну… не разгадать…   

 

П: Другое название праздника Праздник русской березки. Почему?  С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы.  Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду.

П: Так как Троица-это один из главных церковных праздников, то как же отмечается Троица в церкви?

П: Праздник Троицы – это один из самых торжественных праздников, и поэтому в этот день в православных храмах правится одна из самых торжественных и красивых служб. На вечерней службе поют песни – стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Сегодня мы познакомимся с одной красивой и светлой молитвой, которая произносится в этот праздник.

Слушание: Александр Кнайфель - «Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»

П: Ребята, понравилось вам исполнение молитвы? Кто исполнял эту молитву?

Д: Мужской хор.

П: Что вы себе представляли, когда слушали эту музыку?

Дети: Ясное небо, тихий свет, доброту, счастье и покой.

П: В православных храмах молитвы и песни исполняли на старославянском языке.

П: Молитва исполняется с музыкальным сопровождением или нет?

Д: Нет.

П: Потому. что в православных храмах молитвы исполняются всегда без музыкального сопровождения, Это один из законов русской Православной Церкви.

 

5.Закличка. (5 минуты)

Дети становятся в круг, в руках у детей ленты. На готовый венок дети навязывают ленты.

П: На древней Руси был обряд: «Завивать» берёзу, это означало на березу или на берёзовый венок навязывали ленты красного цвета, считалось, что девушкам это принесёт красоту и здоровье, а юношам силу и мужество, так считалось, что завязывая ленту, можно было загадать желание и оно сбывалось. Конечно же, всё это делали, сопровождая заговорами или закличками, попробуем соблюсти этот обряд.

Слова Троицкой заклички:

Летечко встречали, песни распевали
Песни распевали, березку сряжали.
Березку сряжали, лентой украшали,
Лентой украшали, на судьбу гадали.
                                                                   Березка, березка,
Завивайся кудрявая!
Березку завиваем,
Лентой украшаем!                                                                                        Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется!

7.Рефлексия (5 минут)

П: Вот и подошёл к концу наш урок. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Что вам было интересно?

П: Чему посвящен праздник Троица?

Д: Поклонению матушке-природе.

 П: Когда он отмечается?

Д: В июне, на 50-й день пасхи.

П: Какое дерево в России является Троицким?

Д: Береза.

П: Какую роль играет на этом празднике берёза?

П: Что значит «завивать» березу?

Д: Переплетать ветки с травой, украшать ее лентами, бусами, кружевом, платками, водить вокруг нее хороводы.

П: Почему праздник Троица еще называют праздник пятидесятницы?

Д: Празднуется на 50-ый день после Пасхи.

П: Ребята, вы сегодня большие молодцы, мне было с вами очень интересно, а вам?

Д: Делятся впечатлениями.

8.Домашнее  задание (2 минуты)

Вспомнить стихи, посвящённые дереву - берёза.


 

Скачано с www.znanio.ru

Гореловой Марии. 4 класс.

Гореловой Марии. 4 класс.

Личностные: осмысление взаимодействий искусств, как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов

Личностные: осмысление взаимодействий искусств, как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов

Как вы думаете, как называется этот праздник?

Как вы думаете, как называется этот праздник?

Люли люли, три гудочка. 5.Ачетвёртую балалайку, а четвёртую балалайку

Люли люли, три гудочка. 5.Ачетвёртую балалайку, а четвёртую балалайку

Троица – это их день рождения, а в

Троица – это их день рождения, а в

Троицу обладают особой магической силой, оно нашло отражение в обычае собирать в ночь на

Троицу обладают особой магической силой, оно нашло отражение в обычае собирать в ночь на

Идет от нее благодать, А тайну… не разгадать…

Идет от нее благодать, А тайну… не разгадать…

Закличка. (5 минуты) Дети становятся в круг, в руках у детей ленты

Закличка. (5 минуты) Дети становятся в круг, в руках у детей ленты

Д: Переплетать ветки с травой, украшать ее лентами, бусами, кружевом, платками, водить вокруг нее хороводы

Д: Переплетать ветки с травой, украшать ее лентами, бусами, кружевом, платками, водить вокруг нее хороводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2020