Мотивы пути и дороги в русском искусстве
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
Стихия свои хлопья разбросала
И захватила всё пространство в плен,
Лишь в окнах светом жизнь ещё мерцала
И ожидала лучших перемен…
П. Новицкий
В русском искусстве трактовка темы судьбы, так же, как и многих других тем, восходит к творчеству Пушкина. Не случайно широко известен афоризм: «Пушкин - это наше всё». Судьба как предопределённость, данная свыше, перед которой должно проявить не гордыню, но смирение – мотив многих и многих пушкинских произведений. Сила судьбы настолько велика, что человеку не удаётся её обмануть, даже если он решается на такой шаг. Вспомните повесть А. Пушкина «Метель», в которой стихия, ворвавшаяся в жизнь героев, навсегда разлучает их. Но эта стихия, в конце концов, оказывается и спасительной: избавив Машу от почти наверняка несчастливого брака, она вознаграждает её счастливой взаимной любовью.
Метель, застигающая героев, путающая их планы, уводящая в сторону от первоначальных замыслов, становится метафорой того пути, по которому человек век от века блуждает в неизвестности. Вчитайтесь в знакомые с детства пушкинские стихотворения «Зимняя дорога» и «Бесы», повести «Метель» и «Капитанская дочка»... Как узнаваем в них зимний русский пейзаж со снежной равниной, с непередаваемым завыванием ночной вьюги!
«…едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Метель не утихала, небо не прояснялось…»
Возможно, образы метели, бескрайней равнины потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души России. Ведь не случайно поэты разных поколений снова и снова обращались к этим образам, к их древней страшной стихии.
Ты стоишь пред метелицей дикой
Роковая, родная страна.
Так писал А. Блок о России уже в ХХ веке. И эта «метелица дикая», снежная вьюга кружит и кружит над бесконечными русскими просторами, увлекая за собой в вечное странствие и людские судьбы.
Наверное, поэтому непременным спутником образов метели, вьюги является дорога: во многих произведениях именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии. (Как редки в русской литературе описания снежной бури, наблюдаемые из уютного дома, за плотно закрытым окном!)
Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей (гоголевской птицы-тройки), казалось бы, навсегда ушедший из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого. Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве, как будто и в этом беге, в звенящих бубенцах заключена непостижимая загадка судьбы, неудержимо влекущей нас по ведомому только ей пути.
В 1964 году на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Метель» по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина». Музыку к этому фильму, ставшую поистине народной, написал русский композитор Георгий Васильевич Свиридов, чьё творчество неразрывно связано с поэзией Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина.
Впервые к стихам А. С. Пушкина молодой композитор обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов. Этими произведениями он на многие годы открыл главную тему своего творчества – тему поэта, его высокого предназначения и его судьбы, тесно связанной с судьбой народа.
Произведения, написанные Г. В. Свиридовым к фильму и названные композитором «Музыкальная иллюстрация», очень точно передают дух эпохи, стиль пушкинской повести, её простоту, романтизм и таинственность. Основные темы музыкальной иллюстрации, - «Вальс», «Романс», «Тройка», удивительно мелодичны, они легки, воздушны, акварельны. Эти прекрасные мелодии, услышанные однажды, запоминаются на всю жизнь!
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году, в городе Фатеж, Курской губернии. После окончания в 1929 году Курской музыкальной школы, по совету своего учителя, он поступил сначала в Ленинградский музыкальный техникум, а затем в консерваторию, где учился у Дмитрия Шостаковича. За годы творчества композитор написал много прекрасных произведений – симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни, романсы.
Композитор писал свою музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Отсюда медленные темпы его произведений, торжественные звучности. Каждая нота в его творениях подчёркнута и весома. Суетность, торопливость ему совершенно чужды. Его герои духовно красивы - он воспевает труд, любовь, верность. Его музыка как бы устремлена ввысь - композитор хочет помочь человеку стать лучше.
Главный образ творчества композитора - вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, человека с его богатым, сложным поэтическим духовным миром, нравственной чистотой, любовью к Родине.
Скончался Г. В. Свиридов в 1998 году. На памятнике, открытом в Курске, высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
Послушайте фрагмент из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель» (по повести А. Пушкина), первая часть которого – «Тройка» - воссоздаёт именно образ снежной дороги.
Что слышится вам в музыке сюиты? И какова она по своему характеру - музыкальная ли иллюстрация, как определял её сам композитор, или высокое обобщение тех чувств, какие пробуждает в каждом человеке этот старинный, неизбывный звон?
Конечно, никакие, даже самые глубокие, трактовки тем и образов не остаются в искусстве неизменными. Приходят новые времена, принося с собой иные обычаи и иной язык. Приходит и новое понимание многих художественных приёмов: ведь современный автор уже не может, подобно Пушкину, напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Усложняется образный строй искусства, иными становятся его композиционная техника и язык.
Однако, несмотря на все усложнения, в лучших своих образцах искусство снова возвращается к вечным темам, таким возвышенным и таким ясным одновременно. И снова звучат в нём мотивы пути и дороги, эти бессмертные знаки непрекращающегося нашего движения.
Всё облака над ней, всё облака...
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука...
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам - качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса...
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые вечности глаза!
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль, и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова - глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль да знаки верстовые...
Здесь каждый славен - мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака...
Наверное, такие переклички (с листвой, с солнечным светом, со всем сияющим океаном жизни) составляют высший смысл искусства, чьё изначальное предназначение – воспевать красоту мира и хранить память об ушедшем.
И в самых глубоких, самых философских музыкальных произведениях этот смысл является снова и снова, подтверждая вечность всего, чем всегда жил и будет жить человек: его любви, его пути, его судьбы.
Вопросы и задания:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.