Урок музыки по теме "Жанры вокальной и инструментальной музыки"
Оценка 5

Урок музыки по теме "Жанры вокальной и инструментальной музыки"

Оценка 5
doc
17.01.2024
Урок музыки  по теме "Жанры вокальной и инструментальной музыки"
Жанры вокальной и инструментальной музыки.doc

Схема  конспекта урока

УМК: Учебник «Музыка 5 класс» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М.: Просвещение, 2015г.

I полугодие:  “Музыка  и  литература” 5 класс 7 урок

Тема урока: «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Эпиграф: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Цель урока: Создать условия для познания мира музыкальных жанров   вокальной и инструментальной музыки  через восприятие,  исполнение  музыкальных  произведений Г.Свиридова «Романс»,  С. Рахманинова «Вокализ», Ф.Мендельсона «Песня венецианских гондольеров», М.Глинки «Венецианская ночь».  Раскрытие  взаимосвязи музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи урока:

1.     Создание условий для развития эмоциональной, образной сферы учащихся восприятием музыкальных произведений различной жанровой принадлежности вокальной и инструментальной музыки Г.Свиридова «Романс»,  С. Рахманинова «Вокализ», Ф.Мендельсона «Песня венецианских гондольеров», М.Глинки «Венецианская ночь»..

2.     Раскрыть   интонационные возможности  мелодии как главного выразительного средства в музыке через анализ и исполнение. Вокально-хоровая работа.

3.     Развитие умения освоения музыкальных произведений посредством групповой исследовательской деятельности (размышление, диалог, анализ, обобщение).  

4.     Способствовать созданию условий для музыкально - творческой деятельности   через пластическое интонирование («пение рукой»), сочинение мелодии без слов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты через участие в совместной деятельности, умение сотрудничать с учителем и сверстниками в группах и в классном коллективе, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; вести диалог; оформлять свои мысли в высказывания. Взаимодействие в процессе хорового пения.

Предметные:  Теоретическое освоение музыкальных произведений через исследовательскую  деятельность.  Знание понятий «инструментальная» и «вокальная» музыка, «жанр», «романс», «вокализ», «баркарола»;

Метапредметные: Практическое освоение музыкального произведения через исполнительскую и творческую деятельность.

 Понимание отличия и взаимосвязи жанров инструментальной и вокальной музыки

Умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы

 

Используемые музыкальные произведения:

«Романс»  Г.Свиридова, «Вокализ», С. Рахманинова, «Песня венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона, «Венецианская ночь» М.Глинки

Музыкальные инструменты и другие ресурсы: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр


п/п

Этапы урока,

цели и задачи

Художественно-педагогическая

деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1

Эмоциональный настрой.

 

Цель: создать эмоциональный настрой на восприятие материала, на участие в музыкально-творческой деятельности (сочинение мелодии).

 

 

Музыкальное приветствие.

- Какая прозвучала музыка - инструментальная или вокальная? Что такое вокальная музыка?

Вокальная музыка это музыка для пения).

- Сегодня я хочу поприветствовать вас необычно.

 (второе музыкальное приветствие учителя без слов на слог)

- Что изменилось?

-Можем ли мы через звуки мелодии, не используя слова, предать свое настроение, с которым вы пришли на урок? (Задание на исполнение  приветствия без слов на слог или гласную добавлением своего мотива.)

(исполнение детьми)

-Что стало с музыкальным приветствием без стихотворного текста?

(ответы детей)

- Музыка без слов, в ней  главной становится мелодия.

- Одним из главных выразительных средств музыки является мелодия. Почему говорят мелодия – это мысль выраженная звуками? (ответы детей)

Исполнение музыкального приветствия

 

 

 

 

Свободные высказывания детей, исполнение приветствия на слог

 

Активно принимаю участие в сочинении, предлагают свои варианты

Эмоциональный отклик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделируют варианты интерпретации музыкального приветствия

 

 

 

2

Организация восприятия музыки и анализа музыкальных произведений

 

Цель: раскрытие интонационных возможностей мелодии через анализ музыкальных произведений

 

 

- Сегодня на уроке мы совершим  удивительное путешествие  в мир вокальной и инструментальной музыки.

 - Мелодия - основа музыки (главная мысль муз.произведения). Её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте? И получится песня без слов.

Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.

Слушание  «Вокализ « С. Рахманинова.

-О чем рассказала музыка? Какими чувствами поделился с нами исполнитель? Как звучит мелодия? Нужны ли здесь слова?

Задание. Определить жанр произведения, рассказать об истории создания, кратко рассказать о   композиторе.

(ответы детей из 1 подгруппы  по заранее подготовленному д/з)

-  В чем отличие понятия «вокализ» (Вокали́з — музыкальное упражнение для голоса без слов)  от прослушанного произведения с одноименным названием?  (ответы детей, заполнение таблицы)

Композитор

Название музыкального произведения

Жанр

 

 

Вокальная\

инструментальная музыка

Рахманинов

 

 

 

Свиридов

 

 

 

Менднльсон

 

 

 

Глинка

 

 

 

 

-Вы слушали песню без слов - это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия,  романс, серенада.

Задание. Познакомить  с термином «романс», краткая информация о композиторе и истории создания музыкального произведения (ответы детей 2 подгруппы по  заранее подготовленному д/ заданию).

- Послушайте «Романс» Г.Свиридова  и расскажите, какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку?

Слушание «Романса» Г.Свиридова

(отметить выразительность мелодии произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары).

-Важно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь. Как внутренний голос  человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

Сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова

- Что общего у этих произведений? (ответы детей)

Вывод:

-Выразительные возможности мелодии чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека.

(ответы детей, заполнение таблицы)

Сосредоточенность внимания.

 

 

 

Слушание высказывание своего отношения к музыкальному  произведению

 

Подготовленные высказывания детей.

 

 

 

Заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовленные высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

Высказывание своего мнения, выявление общности вокальной и инструментальной музыки.

 

 

 

 

 

 

 

Выявляют характерные особенности мелодии.

Обсуждение музыки по заданным вопроса

 

 

Заполнение таблицы

Пробуждение интереса к обсуждаемой теме.

 

Эмоциональный отклик. Желание высказать свои суждения, поделиться своими впечатлениями.

 

Озвучивают значение музыкальных терминов.

 

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

Желание высказать свои ответы на поставленные вопросы.

 Эмоциональный отклик. Анализ взаимодействия вокальной и инструментальной музыки.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ произведений музыки.

 

 

 

 

Закрепление пройденного материала

3

Закрепление и углубление в новый материал.

 

Цель: раскрытие эмоциональной сферы школьников через восприятие и исполнение музыкальных произведений

 

 

Более 100 лет назад,  немецкий композитор Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров»

Задание. Познакомить с термином «песня без слов», понятием «гондольер», жанром «баркарола», Венеция)

 (ответы детей 3 подгруппы по  заранее подготовленному д/ заданию).

 -Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и расскажите, что выражает и  изображает музыка?  На что похож аккомпанемент?

Слушание  Ф.Мендельсон «Песня венецианских гондольеров»

g-moll из фортепианного  цикла «Песни без слов».

 (ответы детей)

Задание на пластическое интонирование.

Фиксация произведений в таблице.

Композитор

Название музыкального произведения

Жанр      

Вокальная\

инструментальная музыка

 

 

 

 

Слушание. Знакомство с романсом русского композитора19 века М.И.Глинки «Венецианская ночь», слова которой написал русский поэт Иван Козлов, современник А.С.Пушкина. В 1832 году после пребывания в Италии на эти стихи сочинил романс «Венецианская ночь» М.И.Глинка.

Слушание «Венецианская ночь» романс М.Глинки в исполнении детского хора

-Какие картины природы «рисует» музыка? Какое   эмоциональное состояние передано в музыке?   

Вокально-хоровая работа над 1 куплетом.

Фиксация произведений в таблице

Сосредоточенно воспринимают новую информацию.

 

Активно участвуют в выполнении домашнего задания.

 

 

Выявляют характерные свойства музыки

 

 

 

Занимаются творческой деятельностью через пластическое интонирование.

 

 

Заполнение таблицы

 

 

Восприятие новой информации

 

 

 

 

Получают навыки вокального исполнения в соответствии  с образом

 

Сосредоточенное внимание при восприятии нового материала.

 

 

 

 

 

Желание высказать свои суждения, поделиться своими чувствами.

 

«Пение рукой»

 

 

 

 

 

 

Сосредоточенное внимание при восприятии нового материала.

Чувство эмоционального проживания.

Желание высказать свои суждения, поделиться своими чувствами.

Воспроизведение мелодии романса.

 

4

Рефлексивный анализ.

 

Цель: Создание условий для личной рефлексии каждого учащегося.

 

- Итак, сегодня мы познакомились с жанрами  (разновидностями) вокальной и инструментальной музыки.

Обратить внимание на заполненную таблицу.

- О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? (Мелодия)

-Что запомнилось больше всего? Какая музыка оказалась для вас более близкой?

- Какое домашнее задание, из предложенных, вы хотели бы выбрать?

Варианты домашнего задания:

Составить кроссворд из  терминов, которые узнали на уроке (жанр, романс, вокализ, баркарола, гондольер )

Нарисовать иллюстрацию к прослушанным произведениям

Оценки за урок….

 

 

Свободные высказывания детей.

 

 Высказывание впечатлений.

 

 

Выбор домашнего задания.

 

 

 

Научатся передавать свои впечатления, эмоции.

 

 

Выполнения домашнего задания по  выбору.

 


Скачано с www.znanio.ru

Схема конспекта урока УМК:

Схема конспекта урока УМК:

Этапы урока, цели и задачиХудожественно-педагогическая деятельность учителяХудожественно-эстетическая деятельность учащихсяОжидаемый результат 1Эмоциональный настрой

Этапы урока, цели и задачиХудожественно-педагогическая деятельность учителяХудожественно-эстетическая деятельность учащихсяОжидаемый результат 1Эмоциональный настрой

Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир вокальной и инструментальной музыки

Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир вокальной и инструментальной музыки

Важно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь

Важно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь

Слушание. Знакомство с романсом русского композитора19 века

Слушание. Знакомство с романсом русского композитора19 века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024