Урок музыки в 5 классе. Тема: "Любить. Молиться. Петь. Святое назначение..."
Оценка 4.7

Урок музыки в 5 классе. Тема: "Любить. Молиться. Петь. Святое назначение..."

Оценка 4.7
docx
08.07.2024
Урок музыки в 5 классе. Тема: "Любить. Молиться. Петь. Святое назначение..."
Любить. Молиться. Петь.docx

Конспект урока музыки для 5 класса

на тему: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначение…»

учитель музыки МБОУ «Школа №19 им. С.Н.Котова г.Феодосии Республики Крым»

Терентьева Светлана Владимировна

 

Цель урока: приобщить к ценностям православной и народной культуры.

 

Планируемые результаты

Личностные: Формирование познавательного интереса к изучаемому материалу, к истории. Приобщение к ценностям православной и народной культуры. Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

 Способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-формирование эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

-осознание значения семьи в жизни человека и общества.

 

Метапредметные   

Познавательные:

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы;

– устанавливать причинно следственные связи.

-давать определения понятиям.

 

 Регулятивные:

 – наблюдать

 – ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 

 Коммуникативные:

– уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

– уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

– самоконтроль.

 

Предметные: Воспринимать российскую культуру как целостное и самобытное цивилизованное явление. Различать жанры русской духовной музыки. Выражать свои чувства и мысли через слушание музыки.

Показать учащимся на примерах художественных произведений и произведений искусства отношение к историческому прошлому.

Развивать у учащихся чувства уважения, воображения, творческого мышления, художественных способностей.

Тип урока: интегрированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: урок «открытия новых знаний»

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (беседа, дискуссия, работа с учебником, создание художественного контекста, слушание и анализ, вокализация, работа в парах, вокально-хоровая работа)

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, раздаточный материал.

Наглядность: презентация Power Point.

Музыкальный материал:  Ф.Шуберт  «Аве Мария», И. С. Бах «AVE MARIA», С.В.Рахманинов «Богородице, Дево, радуйся», Екатерины Пастернак «Песенка про ангелов».

 

 

Ход урока:

                                                                           «Любить. Молиться. Петь.

                                                                       Святое назначение…»

              

                                                                                                П. Вяземский

Организационный момент:

Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята! Вы не однократно встречали на уроках жанр духовной музыки. Что это за жанр?

(ответы детей)

Слайд 2.

       Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту.

       Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном и вечном.

      Я предлагаю вам ответить к  концу урока на вопрос - Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…? – так звучит тема сегодняшнего урока.

 

Предлагаю вам послушать фрагмент произведения.

Звучит музыка Ф. Шуберта «AVE MARIA»

https://yandex.ru/video/preview/418268301922565003

 

-  Какие чувства вызывает эта музыка? (спокойствие, красота, любовь, умиротворение…)

-  Эта музыка отображает женский или мужской образ? (женский, образ матери…)

-  Вслушиваясь в сопровождение, мы какой образ можем представить движущийся или статичный?

(образ в движении)

-   А какие краски на ваш взгляд можно выделить в этом образе? (синий и его оттенки, красный, белый, золотой)

Слайд 3, на котором «Сикстинская мадонна» итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти.

-  Итак, что мы смогли понять через музыку? (Чувства спокойствия, красоты, любви и умиротворения в женском образе, который открывает образ Девы Марии).

-  Вы определили образ в движении и мы видим, что Мадонна сходит с небес на землю, идет навстречу людям!

-  Как художник передает это движение? (при помощи изображения складок на одежде, откинутый плащ, вздымающееся над головой покрывало…)

- Как вы думаете перед вами икона или картина? (это картина, так как помимо главных образов в ней присутствуют и образы второстепенные: слева пожилой человек в красивой одежде, а справа женщина…)

 

-  Да, вы правы. Это алтарная картина. Она была написана величайшим итальянским художником ХVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарем. Сейчас она находится в Дрезденской галерее в Германии и известна всему миру.

      Босоногая. Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям. Тысячные толпы ждут ее появления. И это зрелище людей, страждущих, ищущих ее взгляда, протягивающих к ней руки, остановило на миг Марию. Она потрясена. Вот земля ... и эти люди, которые должны неминуемо убить ее дитя. Она знает об этом. Знает все!
Меланхолично, иронически глядят на род человеческий 
два малыша с крыльями. Ангелы. Они на своем веку уже вдоволь насмотрелись на этих странных, таких нелепых, смешных, а порою страшных людей. Шумных и плаксивых. Вечно просящих чего-то у неба. Всегда недовольных. Потупила взор святая великомученица Варвара. Она тоже слишком хорошо узнала цену людям. Ее смущает шум толпы. Ей немного стыдно. Ведь она тоже была человеком. Папа Сикст, древний старик, положив руку на сердце, поднял умиленный взор к Марии. Он забыл, забыл всю свою суетную жизнь, все бесчисленные грехи свои, и вот здесь, на пороге жизни и смерти, он в первый раз наконец поверил. Поверил в чудо.

Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса.

-  Давайте послушаем еще одно произведение, посвященное этому образу. Звучит И. С. Бах «AVE MARIA»

https://yandex.ru/video/preview/3607773515324329360

 

-  Давайте сравним это произведение с предыдущим Ф. Шуберта. (они передают одинаковые чувства, оба произведения напевны и песенны. Аккомпанемент рисует движение, словно волны набегают)

-  А какой лад-краска мажор или минор избрали для своего произведения Ф. Шуберт и И.Бах? (Мажор, так как оба этих произведения прославляют Деву Марию – светлую, чистую, нежную.)

Слайд 4.

- Иконы , песнопение, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси. Каждый православный христианин чаще всего обращает свою молитву к Божьей Матери, Пресвятой Богородице.

Она следит за нами и покрывает нас невидимым Покровом от всякой беды напасти.

«Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою.

Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Этот тропарь «Богородице Дево!» исполняется во время всенощной (вечерней) службы.

 

Тропарь – это короткое молитвенное песнопение выражающее суть праздника.

 

- Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. (Нотный текс распева распечатать для учащихся, чтобы могли следить за линией мелодии, распеванием слогов и подпевать).

https://yandex.ru/video/preview/6784844643596398596

    По преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана самим  Евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери, на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство. Эту икону благословила сама Богоматерь. С тех пор Св. Лука почитает­ся как первый живописец и покровитель всех художников.

    Изображением иконы «Богоматерь Владимирская» на фоне мелодии распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. Икона Казанской Божьей Матери. 

-  В нашем русском иконописном искусстве тоже есть множество прекрасных произведений, Дева Мария –самый почитаемый и любимый  образ на Руси. Русские люди обращались к ней за помощью в самые трудные и грозные времена для нашего государства. Даже во время Великой Отечественной войны, когда немецкие полчища стояли практически в одном шаге от Москвы и рассматривали купола кремлёвских соборов в бинокли, был совершён облёт вокруг столицы на самолёте с иконой Казанской Божьей Матери. 

 

Исполнение песни, работа над интонацией и музыкальной выразительностью.

 

Ангелы –это ... (продолжите предложение)

Ангелы –это чистые, безгрешные, бестелесные и потому невидимые духи, бессмертные, как наши души. Они наделены умом, волей, могуществом. Каждому человеку Бог дает при крещении ангела -хранителя, который

невидимо охраняет его во всю его земную жизнь от бед, напастей, предостерегает от грехов, он невидим, но всегда рядом.

Иоанн Златоуст говорил, что молитва –дело ангельское. А знаменитый поэт 19 века П.Вяземский так обращается к своему ангелу - хранителю:

«Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!»

 

К кому чаще всего обращаем свои молитвы?

(ответы детей)

 

Екатерины Пастернак «Песенка про ангелов».

Разучивание.

 

Актуализация знаний:

       Сегодня на уроке звучала духовная музыка, которая является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства на Руси.

 - Звучало много различных произведений, а что их роднит?

 - Как музыка влияла на ваши эмоции? Почему?

 - Что нового узнали? Что понравилось?  Какое настроение после урока?

 

Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока

- В чем видим святое назначение?

Любить... Молиться... Петь...

(ответы детей)

 

Любовь, Молитва и Пение – три главных предназначения человека. Любовь – это жизненная сила, без которой немыслимо существование людей. Молитва – разговор человека с Богом. Через молитву люди обращаются к Творцу и поддерживают через него свое духовное начало. Пение здесь следует понимать в широком смысле как Творчество в целом. Любое Творчество – это созидание, развитие, создание красоты и гармонии самим человеком.

Поэтому связь с Богом, творчество и любовь поэт считает главными движущими силами человеческого рода на земле.

 

Творческое задание: найди в Интернете или книгах народные поговорки, приметы, обычаи, связаны с праздником Покрова Богородицы.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока музыки для 5 класса на тему: «Любить

Конспект урока музыки для 5 класса на тему: «Любить

Ход урока: «Любить

Ход урока: «Любить

Потупила взор святая великомученица

Потупила взор святая великомученица

В нашем русском иконописном искусстве тоже есть множество прекрасных произведений,

В нашем русском иконописном искусстве тоже есть множество прекрасных произведений,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2024