Урок музыки в 7 классе по теме: "В музыкальном театре. Балет"
Оценка 4.7

Урок музыки в 7 классе по теме: "В музыкальном театре. Балет"

Оценка 4.7
docx
10.07.2024
Урок музыки в 7 классе по теме: "В музыкальном театре. Балет"
В музыкальном театре. Балет.docx

Конспект урока музыки для 7 класса

на тему: «В музыкальном театре. Балет»

учитель музыки МБОУ «Школа №19 им. С.Н.Котова г.Феодосии Республики Крым»

Терентьева Светлана Владимировна

 

 

Тема урока: В музыкальном театре. Балет.

Цель урока: 

Образовательная: актуализировать знания учащихся о балете на знакомом теоретическом, музыкальном , художественном материале; раскрыть особенности балета эпохи романтизма; познакомить с именами выдающихся исполнителей в области балетного искусства .

Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы, изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к истории балетного жанра.

Задачи: Создание условий для знакомства с особенностями балетного жанра, знакомства с лучшими мировыми образцами балетного искусства.

Научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; повысить мотивацию собственных знаний; 

Развивающие – развить интерес к хореографии.

Мотивационная - пробудить интерес к балетному искусству.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые результаты: (предметные)

Личностные результаты:

·         находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время ;

·         направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством .

·         овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на протяжении урока; умение адекватно оценивать свои возможности и способности; уметь оформлять краткие записи материала урока.

Метапредметные УУД

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации.

Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

Предметные:

·         учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения;

·         развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание;

·         воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Музыкальный материал: фрагменты балета «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Ход урока

1.Организация начала урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний.

Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

Блистательна, полувоздушна,  

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт,

И быстрой ножкой ножку бьёт.   

                                                      А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

                                                    (Авдотья Истомина – знаменитая балерина 19 века)

- Как вы думаете, о ком говориться в этом стихотворении? (о знаменитой, первой русской балерине 19 века – Авдотьи Истоминой)

Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Жанр, о котором мы с вами сегодня будем говорить это «балет».

Это вид театрально-музыкального искусства. Еще его называют Синтетический вид искусство, потому как  сочетает в себе несколько видов художественного творчества: музыку, хореографию, драматургию и изобразительное искусство. Именно поэтому балет и называется синтетическим искусством - присутствует синтез.

Балет (итал. balletto – танец) – музыкальный спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – высшая форма хореографии.

3. Освоения новых знаний.

История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое.

На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств.

Балет возник эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале.  Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.  Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные.

В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.  

5 октября 1581г считается Днем рождения балета. В этот день в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах.

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.  Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.

-  Назовите три балета П.И.Чайковского. (Чайковским создано три балета - «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892)- являются замечательными завоеваниями русской классической музыки, глубоко новаторскими произведениями, определившими последующее развитие русского балета. Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику.)

Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. 

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками.

И во всем мире русский балет и артисты балета считается самым лучшим и непревзойденным. С 1909 талантливый предприниматель С.П.Дягилев организует ежегодные гастроли русского балета в Париже, получившие название «Русских сезонов».  Имена танцовщиков из России — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Больма — стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире: Исидора Дункан, Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Морис Лиепа, Игорь Моисеев, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Екатерина Максимова.

Из современных танцоров балета этоАнастасия Волочкова, Николай Цискаридзе, Светлана Захарова.

Хореографический язык балета.

В балете различают типы танца:

Классический танец – тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы. (вариации из балета «Эсмиральда» Цезаря Пуни).

Характерный танец - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев. (отрывок из балета «Шехеразада»).

Пантомима — выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. (пантомима «Снег»)

Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый.

Па-де-де или па-де-дё (фр.досл. «шаг обоих») – дуэт главных лиц. Одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете.

Па–де-труа - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика

Па-де-карт – танец четырех исполнителей

Кордебалет – массовые танцы

Гран-па – большой танец      

Адажио - медленный танец главных героев                                     

Дивертисмент (от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение» и итал. divertimento) — это: музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших, легко обработанных пьес для одного или нескольких инструментов.

Вариации – (от франц. variation, от лат. variatio - изменение) - небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно усложненный и композиционно развернутый.

Балеты по тематике бывают:

- лирическими

- эпическими

- драматическими

- балет-поэма

- балет-сказка

- опера-балет

4.Слушание и восприятие музыкального произведения.

Мы сейчас с вами посмотрим несколько фрагментов из известных балетов П.И.Чайковского.

Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский танец-соло

https://yandex.ru/video/preview/17725435410570074983

Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский па-де-де

https://yandex.ru/video/preview/17917133153221110165

Балет «Лебединое озеро» П.И.Чайковский па-де-труа

https://yandex.ru/video/preview/7076092953736507918

Балет «Лебединое озеро» танец Маленьких лебедей П.И.Чайковский па-де-карт

https://yandex.ru/video/preview/7646649202586316889

Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский кордебалет

https://yandex.ru/video/preview/14472053616655474320

(ребята детально характеризуют каждый просмотренный фрагмент балета, фиксируют запись в тетрадь впечатлений)

-Ребята, давайте подумаем, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?

Давайте назовём участников балетного представления (продолжи предложение)

·         В балете танцуют… – танцоры

·         Музыку исполняет… - оркестр

·         Под управлением… - дирижера

·         Музыку пишет… - композитор

·         Танцы ставит в балете… -  балетмейстер

·         Либретто пишет…-  балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист.

·          У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются…- «балетными пачками» (Па́чка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц.Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжена Лами.Стиль и форма пачки со временем менялись. В конце XIX века пачка Анны Павловой сильно отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале XX века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время пачка стала короткой и широкой).

·         Специальная обувь  балерин…- пуанты  (Появилась бескаблучная туфелька. С развитием пальцевой техники в те же годы изобрели пуанты (от франц. pointe – острие, специальная балетная обувь с жестким носком), с помощью которых танец приобрел характер полетности. Первыми в 1820-е на пуанты встали балерины рубежа 18–19 вв. Женевьева Гослен и Амалия Бруньоли.  Стоит отметить, что до 1681 года в балете принимали участие только мужчины. Первой балериной стала мадмуазель Ла Фонтен, легендарная танцовщица).

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры. Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.

 Путешествуя в мир музыкального театра – балет, мы на нашем уроке познакомились с различными видами танца. Давайте с вами обсудим, и закрепим новый материал.

-Как называется текст, который лежит в основе балета? (либретто) 

-Как называют человека, который пишет либретто? (либреттист).

-Кто еще принимает участие в создании балета? (балетмейстер, композитор, художник) 

-Какая роль в балетном спектакле отведена оркестру? (он сопровождает танцы героев, выступает как равноправный партнер действующих лиц балета, а иногда и как самостоятельное действующее лицо).

-Где находится оркестр во время спектакля? (в оркестровой яме) 

-Кто руководит? (дирижер) 

-Назовите балеты П.И.Чайковского. («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро») 

Работа в группах.

-Давайте вспомним, как называются сольные и ансамблевые номера в балете? (учащиеся, посовещавшись, отвечают)

 

6. Домашнее задание

ü  Кто из композиторов писал музыку к балету на сказочный сюжет. Назовите эти балеты. На сюжет каких сказок написаны эти балеты?

Привести в тетради 2-3 примера. 

А по желанию можно выполнить творческое задание :

ü  нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока музыки для 7 класса на тему: «В музыкальном театре

Конспект урока музыки для 7 класса на тему: «В музыкальном театре

Оборудование : мультимедийная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал

Оборудование : мультимедийная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал

На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств

На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств

Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый

Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый

Танцы ставит в балете… - балетмейстер ·

Танцы ставит в балете… - балетмейстер ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2024