Конспект урока музыки для 7 класса
на тему: «В музыкальном театре. Балет»
учитель музыки МБОУ «Школа №19 им. С.Н.Котова г.Феодосии Республики Крым»
Терентьева Светлана Владимировна
Тема урока: В музыкальном театре. Балет.
Цель урока:
Образовательная: актуализировать знания учащихся о балете на знакомом теоретическом, музыкальном , художественном материале; раскрыть особенности балета эпохи романтизма; познакомить с именами выдающихся исполнителей в области балетного искусства .
Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы, изобразительного искусства.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к истории балетного жанра.
Задачи: Создание условий для знакомства с особенностями балетного жанра, знакомства с лучшими мировыми образцами балетного искусства.
Научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; повысить мотивацию собственных знаний;
Развивающие – развить интерес к хореографии.
Мотивационная - пробудить интерес к балетному искусству.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые результаты: (предметные)
Личностные результаты:
· находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время ;
· направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством .
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности на протяжении урока; умение адекватно оценивать свои возможности и способности; уметь оформлять краткие записи материала урока.
Метапредметные УУД
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации.
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
Предметные:
· учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения;
· развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание;
· воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный материал: фрагменты балета «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Ход урока
1.Организация начала урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний.
Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра.
Блистательна,
полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
(Авдотья Истомина – знаменитая балерина 19 века)
- Как вы думаете, о ком говориться в этом стихотворении? (о знаменитой, первой русской балерине 19 века – Авдотьи Истоминой)
Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание
Жанр, о котором мы с вами сегодня будем говорить - это «балет».
Это вид театрально-музыкального искусства. Еще его называют Синтетический вид искусство, потому как сочетает в себе несколько видов художественного творчества: музыку, хореографию, драматургию и изобразительное искусство. Именно поэтому балет и называется синтетическим искусством - присутствует синтез.
Балет (итал. balletto – танец) – музыкальный спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – высшая форма хореографии.
3. Освоения новых знаний.
История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое.
На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств.
Балет возник эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные.
В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
5 октября 1581г считается Днем рождения балета. В этот день в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах.
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.
- Назовите три балета П.И.Чайковского. (Чайковским создано три балета - «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892)- являются замечательными завоеваниями русской классической музыки, глубоко новаторскими произведениями, определившими последующее развитие русского балета. Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику.)
Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками.
И во всем мире русский балет и артисты балета считается самым лучшим и непревзойденным. С 1909 талантливый предприниматель С.П.Дягилев организует ежегодные гастроли русского балета в Париже, получившие название «Русских сезонов». Имена танцовщиков из России — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Больма — стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой.
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире: Исидора Дункан, Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Морис Лиепа, Игорь Моисеев, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Екатерина Максимова.
Из современных танцоров балета это: Анастасия Волочкова, Николай Цискаридзе, Светлана Захарова.
Хореографический язык балета.
В балете различают типы танца:
Классический танец – тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы. (вариации из балета «Эсмиральда» Цезаря Пуни).
Характерный танец - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев. (отрывок из балета «Шехеразада»).
Пантомима — выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. (пантомима «Снег»)
Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый.
Па-де-де или па-де-дё (фр.досл. «шаг обоих») – дуэт главных лиц. Одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете.
Па–де-труа - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика
Па-де-карт – танец четырех исполнителей
Кордебалет – массовые танцы
Гран-па – большой танец
Адажио - медленный танец главных героев
Дивертисмент (от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение» и итал. divertimento) — это: музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших, легко обработанных пьес для одного или нескольких инструментов.
Вариации – (от франц. variation, от лат. variatio - изменение) - небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно усложненный и композиционно развернутый.
Балеты по тематике бывают:
- лирическими
- эпическими
- драматическими
- балет-поэма
- балет-сказка
- опера-балет
4.Слушание и восприятие музыкального произведения.
Мы сейчас с вами посмотрим несколько фрагментов из известных балетов П.И.Чайковского.
Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский танец-соло
https://yandex.ru/video/preview/17725435410570074983
Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский па-де-де
https://yandex.ru/video/preview/17917133153221110165
Балет «Лебединое озеро» П.И.Чайковский па-де-труа
https://yandex.ru/video/preview/7076092953736507918
Балет «Лебединое озеро» танец Маленьких лебедей П.И.Чайковский па-де-карт
https://yandex.ru/video/preview/7646649202586316889
Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский кордебалет
https://yandex.ru/video/preview/14472053616655474320
(ребята детально характеризуют каждый просмотренный фрагмент балета, фиксируют запись в тетрадь впечатлений)
-Ребята, давайте подумаем, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?
Давайте назовём участников балетного представления (продолжи предложение)
· В балете танцуют… – танцоры
· Музыку исполняет… - оркестр
· Под управлением… - дирижера
· Музыку пишет… - композитор
· Танцы ставит в балете… - балетмейстер
· Либретто пишет…- балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист.
· У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются…- «балетными пачками» (Па́чка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц.Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжена Лами.Стиль и форма пачки со временем менялись. В конце XIX века пачка Анны Павловой сильно отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале XX века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время пачка стала короткой и широкой).
· Специальная обувь балерин…- пуанты (Появилась бескаблучная туфелька. С развитием пальцевой техники в те же годы изобрели пуанты (от франц. pointe – острие, специальная балетная обувь с жестким носком), с помощью которых танец приобрел характер полетности. Первыми в 1820-е на пуанты встали балерины рубежа 18–19 вв. Женевьева Гослен и Амалия Бруньоли. Стоит отметить, что до 1681 года в балете принимали участие только мужчины. Первой балериной стала мадмуазель Ла Фонтен, легендарная танцовщица).
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры. Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.
Путешествуя в мир музыкального театра – балет, мы на нашем уроке познакомились с различными видами танца. Давайте с вами обсудим, и закрепим новый материал.
-Как называется текст, который лежит в основе балета? (либретто)
-Как называют человека, который пишет либретто? (либреттист).
-Кто еще принимает участие в создании балета? (балетмейстер, композитор, художник)
-Какая роль в балетном спектакле отведена оркестру? (он сопровождает танцы героев, выступает как равноправный партнер действующих лиц балета, а иногда и как самостоятельное действующее лицо).
-Где находится оркестр во время спектакля? (в оркестровой яме)
-Кто руководит? (дирижер)
-Назовите балеты П.И.Чайковского. («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»)
Работа в группах.
-Давайте вспомним, как называются сольные и ансамблевые номера в балете? (учащиеся, посовещавшись, отвечают)
6. Домашнее задание
ü Кто из композиторов писал музыку к балету на сказочный сюжет. Назовите эти балеты. На сюжет каких сказок написаны эти балеты?
Привести в тетради 2-3 примера.
А по желанию можно выполнить творческое задание :
ü нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.