Тема урока: "Духовная музыка"
Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием духовной музыки.
Развивать способность слушать и воспринимать различные виды музыки.
Воспитывать чувство уважения к культурному наследию.
Оборудование:
Аудиозаписи духовной музыки (например, хоровое пение, церковные колокола).
Проектор или экран для визуализации.
Музыкальный инструмент (например, флейта, для демонстрации на уроке).
Рабочие листы для детей с заданиями.
Ход урока:
I. Вступление (5 минут)
Музыкальное приветствие учащихся.
Проект приветствия:
Пример приветственной песенки, которую можно использовать для начала урока музыки в первом классе. Эта песня простая, чтобы дети могли легко запомнить мелодию и слова. Можно использовать мелодию какой-нибудь известной детской песни для упрощения обучения.
Мелодия: На мотив песни "Если счастлив ты, и знаешь это, хлопай в лапки"
Слова песни:
🎵 Пришло время учиться, на уроке мы встретимся,
Весело все вместе петь, музыку любить и учиться! 🎵
🎵 Всех приветствуем мы с улыбкой,
Петь хотим дружно и красиво!
С нами музыка звучит,
В классе радость она несет! 🎵
🎵 Скоро много новых знаний
Про ноты, песни, и музыкантов!
Мы узнаем, испытаем всё,
На уроке с музыкой проведём! 🎵
Эта песенка создает позитивное и дружелюбное настроение перед началом занятий, настраивает детей на веселый и интерактивный учебный процесс.
Краткая беседа:
Что такое музыка?
Какие виды музыки вы знаете?
II. Введение в тему (10 минут)
Объяснение понятия "духовная музыка":
Духовная музыка – это музыка, созданная для религиозных церемоний или для вдохновения и поддержки веры.
Примеры духовной музыки: церковные гимны, колокольный звон.
Прослушивание коротких фрагментов духовной музыки
III. Основная часть (20 минут)
Рассказ о роли музыки в различных религиях:
Христианство: хоровое пение в церквях.
Ислам: вызов к молитве (азан).
Буддизм: медитативная музыка.
Прослушивание примеров для каждой религии (по одному примеру).
(проект более подробного изложения основной части)
1. Рассказ о роли музыки в различных религиях:
В этом разделе урока учащиеся узнают о том, как музыка используется в различных религиях мира для церемоний, поклонения и медитации. Объясните, что музыка может помогать людям чувствовать большую связь с духовным миром, будь то через пение, медитацию или молитву.
Христианство: Объясните, что церковное пение помогает верующим чувствовать себя единым целым, поддерживать традиции и передавать религиозные знания из поколения в поколение. Приведите примеры известных гимнов и псалмов.
Ислсп: Расскажите о роли азана – музыкального призыва к молитве, который звучит из мечетей пять раз в день. Объясните, какие инструменты используются для его исполнения и каково его значение для мусульман.
Буддизм: Обсудите, как медитативная музыка помогает достигать духовного спокойствия и концентрации. Примеры включают использование колокольчиков, чаши Тибета, и мантр.
2. Прослушивание примеров для каждой религии:
Для каждой религии предложите учащимся прослушать короткий музыкальный пример. Выберите заранее записи, которые хорошо иллюстрируют особенности духовной музыки каждой традиции. После прослушивания каждого примера задайте несколько вопросов:
Что вы чувствовали, слушая эту музыку?
Какие инструменты вы могли услышать?
Какие эмоции вы испытали?
3. Демонстрация на музыкальном инструменте:
Здесь учитель может взять, например, флейту или другой доступный инструмент и сыграть мелодию, навеянную духовной музыкой. Это может быть что-то вдохновленное григорианскими хоралами, муедзинским азаном или буддийскими мантрами. После исполнения стоит обсудить:
Как музыка на этом инструменте может передавать разные настроения или идеи?
Можете ли вы представить, как это исполнение могло бы вписаться в религиозную практику?
Этот подход помогает детям не только услышать, но и увидеть и почувствовать музыку, что углубляет их понимание влияния музыки на духовную жизнь.
Демонстрация на музыкальном инструменте (например, на флейте) мелодии, похожей на духовную музыку. Обсуждение того, как музыка передает настроение и чувства.
IV. Практическая работа (10 минут)
Раздача рабочих листов с заданиями на соотнесение музыкальных фрагментов с религиями, в которых они используются.
Раскраска рисунков музыкальных инструментов, используемых в духовной музыке.
V. Итог урока (5 минут)
Обсуждение упражнений.
Подведение итогов: что нового узнали на уроке, что было интересно.
Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему "Музыка моей души", подумать, какую музыку они считают вдохновляющей.
Заключение:
Урок духовной музыки поможет учащимся лучше понять и ценить богатство и разнообразие мировых культурных традиций. Научит ребят ценить музыку, не только как искусство, но и как средство для духовного развития и самовыражения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.