Учитель русского языка и литературы
Употребление имен существительных в речи
Цель: научиться употреблять существительные в речи для точности, информативности, выразительности речи, закрепить понятие метафора. Дать понятие об орфоэпических номах, верной постановке ударения.
Задачи:
- отработка навыков орфографической грамотности;
- формирование умения определять роль существительных в речи, проводить анализ текста;
- знакомство с орфоэпическими нормами, с грамотной постановкой ударения, работа со словарем;
- определение особенностей употребления слов в переносном значении, художественного средства, основанного на переносном значении слова;
- отработка навыка выразительного чтения.
Организационный момент (организация мотивации учебной деятельности) |
|
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Надеюсь на интересное сотрудничество сегодня на уроке! Вперед! И чтобы не терять времени, в тетрадочки сразу запишем число, классная работа, а тему пока не пишем, оставим для нее пустую строчку. Вы сами попробуете сформулировать ее. |
Ученики приветствуют гостей
Запись в тетрадях. |
Актуализация знаний по теме (актуализация знаний, необходимых для постановки цели урока) |
|
Знаю я теперь отныне, Есть одно такое имя – Назовет любой предмет И на все нам даст ответ. Это главная часть речи, Обозначит все на свете!
Как вы думаете, о какой части речи это стихотворение? Верно. А вы много уже знаете о существительном? Проверим. Заполните мои пропуски |
Ответы учащихся: речь идет об имени существительном.
Ученики по опорным словам восстанавливают предложения, составляя тем самым рассказ об имени существительном. |
Молодцы! Если вы такие эксперты по существительным, вам не составит труда найти существительные в моем списке слов. Посмотрите на экран, выпишем имена существительные в строчку через запятую, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. Не забывайте, что строчку для темы мы оставляем пустой. (Не)навидеть, об..единение, помощ(?)ник, р..стение, соб..рать, мес(?)ность, ужас(?)ный, ключ..к, (во)время, ш..пот, пол..гаться, ра..ходы. |
Ученики записывают слова, по очереди устно объясняют правописание слов.
Объединение, помощник, растение, местность, ключик, шепот, расходы. |
Из списка слов легко нашли существительные, а сможете ли вы найти существительные, в тексте? Прочитаем выразительно отрывок стихотворения и найдем существительные в нем. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в краю далёком? Что кинул он в краю родном? Узнали ли вы автора этих строк? Спишите текст, подчеркните имена существительные как члены предложения |
Выразительное чтение отрывка одним учеником.
Лермонтов Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в краю далёком? Что кинул он в краю родном?
|
Формулировка цели урока |
|
А теперь проведем небольшой лингвистический эксперимент: давайте уберем из этого отрывка все сущ. Про себя прочтите текст без существительных. Что получилось? Имеет ли смысл такой текст? А почему? Без существительных наш текст утратил смысл. Подумайте теперь как будет звучать тема нашего урока? На какие вопросы нам необходимо ответить? |
Читают текст про себя.
Текст не имеет смысла, потому что теряется значение.
Зачем нужны существительные. |
Первичное усвоение новых знаний |
|
Продолжим знакомство с существительными. Прочтем еще одно стихотворение А.А. Фета. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. Какое необычное стихотворение. А ну-ка посчитаем: первый ряд считает существительные в стихотворении, второй – прилагательные. Третий – предлоги и союзы. Начали! Итак, сколько же насчитали? Итак, часто ли употребляется сущ-ное в нашей речи? Очень часто.
Задача предстоит сложная, нужно подготовиться к ее выполнению и размяться. Физминутка Раз – мы встали, распрямились, Два – согнулись, наклонились, Руки в стороны, вперед, Шаг, на месте разворот.
А теперь посмотрите на свои парты. Заметили слова? Отрываем каждый свое слово и садимся. К какой части речи относятся все эти слова? Попробуем прочитать эти слова. Или каталог?
Или жалюзи? Что же такое! Какое из существительных не возьми, непонятно куда ударение ставить. А поможет укротить непослушное ударение нам раздел русского языка, который называется орфоэпия. Помогут нам справиться с ударением наши верные помощники – словари. Орфоэпические. Объединяемся в группы по рядам и ищем в словариках свои слова. Можете подойти друг к другу.
Давайте проверим и расставим ударение на листочках. |
Выразительное чтение одним учеником.
14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слов.
Часто.
Выполняют действия за учителем
Находят слова, отрывают их.
К существительным
Каталог
Жалюзи
Чтение со слайда.
Работа в группах
Работа с распечаткой |
Первичное закрепление |
|
Какие необычные имена существительные. И произнести-то не знаешь как, что уж говорить о значении существительных. Оно многогранно. Сравните два предложения: В изготовлении посуды используют медь – Исчезает, угасает медь листвы. Похоже ли употребление слова медь в этих предложениях? Что в каждом случае слово обозначает? Слово у нас многогранно и многозначно, слово имеет не одно значение. Значения у слова могут быть прямое и переносное. И существительные наши могут быть употреблены в прямом или переносном значении. Давайте поиграем: я вам называю словосочетание с сущ. В прямом значении, а вы мне придумываете словосочетание с этим же сущ., но в переносном значении. В помощь вам иллюстрации на экране. Дамская шляпка… Золотые серьги… Шерстяной ковёр… Шершавый язык… Посмотрите, вы сами того не подозревая, сейчас пользовались художественным средством выразительности, метафорой. Вспомним что такое метафора, прочтем определение в учебнике на стр. 59 Сами метафоры мы составляли, а теперь попробуем найти метафоры в тексте. Ваша задача – выписать из каждого отрывка метафору. Проверьте себя. Кто верно нашел все метафоры. Поднимите руки. Кто сделал одну ошибку? У кого больше одной ошибки? |
В первом – металл, во втором – цвет.
Шляпка гриба Серьги берёзы Цветочный ковер Языки пламени
Чтение определения
Самостоятельная работа. Самопроверка. |
Обобщение |
|
Итак, какова же роль существительных в речи? Ответим на этот вопрос, заполнив пропуски в предложении на экране |
Ученики по опорным словам строят свой ответ |
Рефлексия |
|
Молодцы! Вы хорошо поработали. Я попрошу оценить свою работу на уроке. Заполните предложения А мне сегодня на уроке с вами было легко и интересно! Спасибо вам! До свидания! |
Заполняют распечатку.
Прощаются |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.