урок на тему: "Возникновение Древнеегипетского государства" 5 класс

  • docx
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала _Возникновение Древнеегипетского государства_ ( 5 класс).docx

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение Древнеегипетского государства

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Технологии: проблемного диалога, ИКТ, критического мышления, групповой работы.


1. Планируемые результаты урока

Предметные:

  • Учащиеся узнают и смогут объяснить ключевые понятия: государство, фараон, налог, ирригация, деспотия, папирус, Верхний и Нижний Египет.
  • Сформируют представление о предпосылках и процессе объединения Египта.
  • Научатся показывать на карте территорию Древнего Египта, объединенное царство, его столицу (Мемфис) и объяснять значение природно-климатических условий для развития цивилизации.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Умение определять цель урока, планировать свои действия, работать по плану, оценивать результат.
  • Познавательные УУД: Умение анализировать текст учебника и исторические документы, сравнивать факты (Египет и Двуречье), строить логические рассуждения, делать выводы.
  • Коммуникативные УУД: Умение работать в группе, слушать одноклассников, аргументировать свою точку зрения, участвовать в учебном диалоге.

Личностные:

  • Формирование интереса к истории древних цивилизаций.
  • Осознание роли труда и совместной деятельности людей в создании и развитии государства.
  • Понимание влияния природной среды на жизнь общества.

2. Основное содержание урока

  • Природные условия Древнего Египта (Нил, разливы, природные богатства).
  • Предпосылки возникновения государства: необходимость строительства ирригационных систем, защита от кочевников, ведение общих войн.
  • Объединение Северного (Нижнего) и Южного (Верхнего) Египта в единое государство (ок. 3000 г. до н.э.).
  • Управление в Древнем Египте: роль фараона, чиновников, армии.
  • Столица объединенного государства – Мемфис.

3. Образовательные ресурсы и оборудование

  • Учебник: История Древнего мира. 5 класс. (А.А. Вигасина, Г.И. Годера Под ред. А.А. Искендерова или др., соответствующий ФГОС).
  • Мультимедийная презентация (слайды с картами, изображениями Нила, ирригационных систем, фараонов, схемами управления).
  • Настенная историческая карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
  • Раздаточный материал: фрагмент исторического источника (например, отрывок из ««Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара»» о роли правителя).
  • Атласы по истории Древнего мира для 5 класса.

4. Ход урока (с таймингом)

I. Организационный момент (1-2 мин.)

  • Приветствие. Настрой на работу. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивационно-целевой этап. Создание проблемной ситуации (5-7 мин.)

  • Учитель: «Ребята, на прошлых уроках мы говорили о государстве в Двуречье. Сегодня мы отправляемся в другую удивительную страну – Древний Египет. Посмотрите на слайд (изображение пирамид, сфинкса, фараона). Что вы знаете об Египте?»
  • (Краткие ответы учащихся).
  • Учитель: «Хорошо. А теперь давайте посмотрим на карту. Вот могучий Нил. Справа и слева от него – безжизненная пустыня. Как вы думаете, могли ли отдельные разрозненные племена, жившие здесь, построить огромные пирамиды и каналы для орошения?»
  • (Ученики высказывают предположения: нет, это слишком сложно, нужно много людей и организация).
  • Учитель: «Совершенно верно! Значит, для этого им потребовалось что-то большее. Так мы выходим на главный вопрос нашего урока: почему и как возникло единое государство в Древнем Египте?».
  • Формулировка темы и целей урока совместно с учащимися. («Итак, тема нашего урока: «Возникновение Древнеегипетского государства». Что нам нужно узнать, чтобы ответить на главный вопрос?» -> Узнать о природных условиях, жизни людей, понять причины объединения).

III. Изучение нового материала (25 мин.)

1. Дар Нила (работа с картой и учебником)

  • Задание классу: Используя карту в атласе и учебник (§ 6, стр 34-35), дайте характеристику природных условий Древнего Египта.
  • Работа в парах: заполните таблицу в тетради (на доске проецируется шаблон):

Природные условия

Их влияние на жизнь египтян

1. Река Нил, ее разливы

2. Плодородный ил

3. Жаркий климат, пустыни

4. Природные богатства (камень, глина, тростник)

  • Проверка заполнения таблицы, вывод: Природа Египта была одновременно щедрой (плодородная почва, вода) и суровой (пустыни, необходимость регулировать разливы Нила). Это заставляло людей объединять усилия.

2. От племен к государству (объяснение учителя + проблемный вопрос)

  • Учитель: Объединение для постройки каналов и дамб (ирригационных систем) – это первая причина возникновения государства. Появляются правители, которые руководят работами, и чиновники, которые учитывают урожай и собирают налоги.
  • Вопрос классу: как вы думаете, какая еще была причина для объединения? (Защита от набегов соседей из пустыни -> необходимость в армии и крепкой власти).

3. Объединение Египта (рассказ учителя с опорой на карту)

  • Показ на карте: сначала возникло около 40 небольших государств – номов. Позже они объединились в два больших царстваВерхний Египет (юг) и Нижний Египет (север, дельта Нила).
  • Около 3000 года до н.э. (или 3100 г. до н.э.) царь Верхнего Египта (показываю на карте) по имени Менес (или Нармер) завоевал Нижний Египет и объединил всю страну.
  • Он стал носить двойную красно-белую корону, символизирующую единство.
  • Столицей объединенного государства стал город Мемфис.

4. Управление государством (работа с источником и схемой)

  • Учитель: «Как же управлялось такое большое государство? Прочитайте отрывок из древнего документа («Поучение...») и скажите, кого египтяне считали главой государства?»
  • Учащиеся находят ответ: Фараон.
  • На доске или слайде появляется схема управления:

ФАРАОН (царь, бог на земле)

Вельможи, чиновники (сбор налогов, суд, организация работ)
Жрецы (служители богов)
Писцы (учет всего и вся)
Войско (охрана, новые завоевания)
Простые земледельцы и ремесленники (основа общества)

  • Вывод: Такая форма государства, где вся власть принадлежит одному правителю, называется деспотией.

IV. Первичное закрепление (5 мин.)

  • Интерактивное задание на слайде: «Восстановите логическую цепочку возникновения государства в Египте».

1.     Суровые природные условия и разливы Нила.

2.     Необходимость строительства каналов и дамб совместными усилиями.

3.     Появление правителей, чиновников, армии.

4.     Объединение номов в два царства.

5.     Создание единого государства во главе с фараоном.

  • Фронтальная беседа: Ответ на главный вопрос урока: «Так почему и как возникло государство в Древнем Египте?» (Причины: необходимость организованной борьбы с природой и защиты от врагов. Как: через объединение племен (номов) под властью сильного правителя – фараона).

V. Рефлексия. Подведение итогов (2-3 мин.)

  • Учитель: «Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было самым интересным? Как вы думаете, полученные сегодня знания могут пригодиться в жизни?»
  • Самооценка: Учащиеся по шаблону на слайде оценивают свою работу на уроке:
    • «Я узнал(а) много нового».
    • «Я активно работал(а) на уроке».
    • «Мне есть что повторить дома».

VI. Домашнее задание (с дифференциацией) (2 мин.)

  • Базовый уровень: §6 учебника. Пересказ. Ответить на вопросы после параграфа.