Урок -обобщение по теме сложное предложение.
Оценка 5

Урок -обобщение по теме сложное предложение.

Оценка 5
docx
17.07.2020
Урок -обобщение по теме сложное предложение.
открытый урок.docx

 «Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. ( класс разбит на 5 групп)

II. Работа по теме урока

1. Сообщение темы урока и постановка целей.

 Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)

2. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях.

Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.

обродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие по словарю синонимов)

Как вы думаете, почему нам надо почаще говорить о доброте? А достаточно ли только говорить о доброте?

Задание к эпиграфу:

Какое предложение использует автор?

Почему автор использует бессоюзное предложение?

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

Итак, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме: Бессоюзное сложное предложение, а примеры предложений будут перекликаться с эпиграфом урока.

3. Устный опрос – 2 б                                               

1.На какие группы делятся сложные предложения (союзные и бессоюзные)

2.На какие группы делятся союзные предложения (ссп,спп. )

3. Какие союзы используются в ссп( сочинительные)

4.Какие союзы используются в спп(подчинительные)

5.Как соединяются части Бсп (соединение без союза при помощи интонации)

6.Запятая в  бсп (перечисление)

7.Двоеточие в бсп (причина,дополнение,пояснение)

8. Точка с запятой в бсп (осложненные предложения)

9.Тире в бсп (противопоставление,вывод, сравнениие, время, условие)

10. Что придают бсп нашей речи (легкость)

 

4. Игра « Верно-неверно»  (Работа в группах) – 10 б

 

1. Правда ли, что бессоюзные предложения всегда состоят из главного и придаточного

2. Между частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие, тире?

3. Если одна часть бессоюзного предложения сильно распространена, то ставится точка с запятой?

4. Если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой, ставится тире?

5. Правда ли, что в предложении « Слово молвит – соловей поет» надо поставить тире?

6. Если 2 часть дополняет первую, надо ставить двоеточие?

7. Если 2 часть противопоставлена первой, то ставится двоеточие?

8. Запятая ставится при перечислении каких-то явлений?

9. Предложение «Сыр выпал – с ним была плутовка такова»- бессоюзное.

10. Если предложение можно заменить сложноподчиненным с союзом «если», то ставится тире?

 

5. Индивидуальная работа по карточкам( по 1 ученику от группы)-5 б

 

6. Конструирование предложений (работа в группах)-5 б

 

 Опуская союзы, преобразуйте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в сино­нимичные им бессоюзные; расставьте в них знаки препинания и объясните их.

 

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

тире-противопоставление

2. Когда творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу, не от­ступайся от своей мечты.  тире-время

3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. тире-время, условие

4. Доброта...  постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб­роту. двоеточие-причина

5. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.  тире-время

 

7. Собери пословицу (работа в группах)-2 б

1. Час в добре пробудешь-  горе позабудешь. ( условие-тире)
2.Лихо помнится-добро век не забудется.(противопоставление-тире
3.Бедного обижаешь-себе добра не желаешь. (условие-тире)
4.Доброе слово лечит-злое калечит. (противопоставление-тире)
5.Добрая слава лежит- худая бежит.(противопоставление-тире)1. Час в добре пробуд…шь-  горе позабуд…шь. ( условие-тире)

 

8.Цифровой распределительный диктант. (работа в группах) -10б

 

          ,

 

            ;

         :

        -

  2

 

Причина – 9

Противопоставление – 5

 

 

Пояснение – 1,7

Время –

 

 

Дополнение –4

Условие – 3,6,10

 

 

 

Вывод– 8

 

Назвать знаки препинания и отношения между грамматическими частями

 

1.     Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро. (Двоеточие- пояснение)

2.     Добро не лежит на дороге ()его случайно не подберешь. (Запятая-перечисление)

3.     Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи. (Тире-условие)

4.     Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (Двоеточие-дополнение)

5.     Злой плачет от злости ()добрый — от жалости. (Тире-противопоставление)

6.     Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь. (Тире-условие)

7.     Мудрость доброты в одном ()она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (Двоеточие-пояснение)

8.     Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь. (Тире-вывод)

9.     Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность. (Двоеточие-причина)

10. Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки.(Тире-условие)

 

 

Работа с текстом (Домашняя работа)

                  

1)Мы живем в мире, в котором, к сожа­лению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько силь­но в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловеч­ного, что, кажется, и нет в ней места доб­роте. 3)Но это не так: именно доброта оп­ределяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим во­круг много зла и почти не замечаем про­явления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на сво­ем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бро­дит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеж­дая зло добром. 9)И начинать надо с само­го себя, с корнем вырывая из души сво­ей сорняки злобы, себялюбия, высокоме­рия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки под­линной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем ду­шевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доб­роты человек начинается!

 

Задание к тексту:

1)    найдите БСП (3,6,10,13)

2)    среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)

3)    назовите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)

4)    сколько грамматических основ во 2 предложении (2)

5)    в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки)

6)    сколько букв и звуков в слове «начинается» (10б,10зв) 11 предложение

7)    назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)

8)    назовите спп с определительным придаточным (1)

9)    определите вид придаточного во 2 предложении (степень)

 

 

9. Развитие речи – 2 б

 Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

1.     С детских лет постигаем мы истину…

2.     Хочешь изменить мир к лучшему…

Просмотр слайдов

 

Контроль и самооценка знаний, умений и навыков

 

Домашнее задание: Выполнение заданий по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка

открытого урока

по   русскому языку

в 9 «А» классе

на тему:

Бессоюзное сложное предложение

(Обобщение и повторение)

 

 

Учитель: Мамбетова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)

Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)

Итак, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме:

Итак, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме:

Когда творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу, не от­ступайся от своей мечты

Когда творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу, не от­ступайся от своей мечты

Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки

Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки

Хочешь изменить мир к лучшему…

Хочешь изменить мир к лучшему…

Разработка открытого урока по русскому языку в 9 «А» классе на тему:

Разработка открытого урока по русскому языку в 9 «А» классе на тему:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2020