Урок - обобщение по теме: «Страны Зарубежной Европы»
Цель урока: обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме, развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, воспитывать основы географической культуры и мировоззрения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы и приемы работы: практические, тестовые и творческие задания в группах и индивидуально.
Оформление:
1. Политическая карта мира;
2. Таблицы.
3. Зачётный лист для выполнения заданий в группе.
Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе проведём урок.
Эпиграф
Привычка странствовать по картам,
видеть в своём воображении разные места
помогает правильно увидеть их в действительности
К. Паустовский
Меж областью, которой рак владеет,
Пути на север солнцу преграждая,
И далями, откуда холод веет,
Лежит Европа, для меня родная.
Вокруг нее простор морской синеет,
Её ласкают, нежно обнимая,
И океана грозная громада
И моря средиземного прохлада.
С той стороны, откуда солнце всходит,
С ней Азия в соседстве пребывает.
С Аифейских древних гор река нисходит
И с Азией Европу разделяет.
Лути де Камоэнс 1572 г.
Тема нашего урока – обобщения «Страны Зарубежной Европы». Как вы думаете, какие цели мы должны поставить на сегодняшний урок? (ответы студентов)
Наши мнения совпадают. Действительно, мы будем развивать и обобщать знания по данной теме, используя умение работать с картами атласа, различными источниками информации, с текстом, ваше умение работать индивидуально и в группе. (Группа поделена на 4 микрогруппы).
Вступительное слово преподавателя:
Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, занимает территорию в 5,4 млн. км2 с населением немногим более 500 млн. человек, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Здесь расположено около 40 суверенных государств. Зарубежная Европа один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с географией этого региона, и сегодня подведем итог в форме игры. У вас на столе лежит зачётный лист, куда нужно будет занести правильные ответы для того чтобы определить: на сколько вы усвоили эту тему, а также, выполняя самостоятельную работу обогатили свои знания по этому региону. И так, на зачетном листе укажите ФИ всех участников своей микрогруппы. По итогам выполнения заданий вы получаете за каждый правильный ответ смайлик. В конце занятия мы с вами подведем итоги. (Смайлики приклеиваются на зачётный лист рядом с выполненным заданием, ставится цифра – количество смайликов)
И так, первое задание
1. Вопрос-ответ – “Галопом по Европе” (ответ вписываем в зачётный лист)
1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега (Греция).
2. “Молочная ферма” Европы (Швейцария).
3. “Стальное герцогство” (Люксембург).
4. Производитель почтовых марок и фешенебельный курорт, игорный рай (Монако).
5. В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек (Германия).
6. Страна тюльпанов (Нидерланды).
7. Страна банкир (Швейцария).
8. Государство – теократическая монархия (Ватикан).
9. Страна, непрерывно воюющая с морем (Нидерланды).
10. Страна розового масла (Болгария).
11. “Лесной цех” Европы (Финляндия).
12. “Бывшая мастерская мира” (Великобритания).
13. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове (Дания-Копенгаген).
14. В стране работает фабрика “Кох и Нор”,-выпускающая 1 млн. карандашей в день (Чехия).
15. Страна – родина паровозов и метрополитена (Великобритания).
16. Страна 80 тысяч озёр (Финляндия).
17. Древнее название Греции (Эллада).
18. Как звали Колумба. Откуда он? (Христофор, Испания).
2. Определите страну по описанию
1. Эта страна опережает все страны Европу по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место в капиталистическом мире по выплавке алюминия,
никеля, ферросплавов, кобальта. Большое значение для хозяйства имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем её берега. Здесь живут судостроители и мореходы, рыболовы и путешественники. Самая длинная страна Европы с развитым судостроением, гидроэнергетикой, рыболовством, одна из крупнейших вроде производителей нефти (Норвегия).
2. Мягкий климат, горный воздух, озера с прозрачной водой и живописными берегами привлекают сюда массу туристов и спортсменов со всего мира. Станки, часы, медикаменты, витамины, шоколад, детское питание и лучшие сорта сыра - вот чем славится это государство. Страна не имеет выхода к морю, столица - не самый крупный город страны; половина электроэнергии вырабатывается на ГЭС, развито точное машиностроение, тонкая химия, фармацевтика; поддерживает постоянный политический нейтралитет (Швейцария).
3. Это высокоразвитое индустриальное государство широко известно в современном мире своей банковской, страховой и другой коммерческой деятельностью. Страна расположена на самом обширном из европейских архипелагов. В этой стране нашел свою смерть профессор Мориарти, а вот Шерлок Холмс благополучно избежал гибели. У Рейхенбахского водопада они окончательно выяснили свои отношения. Ставший в наши дни памятником, Холмс задумчиво смотрит на бурный поток, в котором исчез преступник Мориарти места не нашлось (Великобритания).
4. Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, её роль заметна в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной техники, парфюмерно-косметической продукции, вина и сыра. Страна с радиальной сетью дорог, сходящихся к столице, значительными различиями в сельскохозяйственной специализации северных и южных районов; имеет развитое машиностроение, атомную энергетику, легкую промышленность (Франция).
5. Католическая страна с однородным национальным составом, развитой угольной промышленностью и черной металлургией, имеет старый район текстильной промышленности, является крупным производителем ржи и картофеля (Польша).
6. Лед и пламя! Эти слова подходят к данной стране. Более 10% территории покрыто льдами, а вулканов с гейзерами - как ни в одной стране! Из земли бьет кипяток, а июльский день редко жарче +11оС. У этой “ледяной страны” отсутствуют сухопутные соседи. Страна расположена вблизи полярного круга, в хозяйстве которой основной отраслью являются рыболовство и рыбопереработка. Геотермальные воды используют для отопления и парникового хозяйства (Исландия).
7. Равнинная страна. Специализируется на производстве пшеницы, кукурузы, виноградарстве и садоводстве. Столицу разделяет на две части крупнейшая река Европы (Венгрия).
8. Островная страна (в прошлом - страна массовой эмиграции), отличается мягким морским климатом, животноводческой специализацией сельского хозяйства, относится к наименее развитым странам ЕС (Ирландия).
9. Наиболее урбанизированная страна Восточной Европы, с высокоразвитым машиностроением, легкой промышленностью (обувь, стекло, бижутерия); интенсивным сельским хозяйством и преобладанием животноводства (Чехия).
10. Страна, давшая миру известных мореплавателей и путешественников, писателей и художников. Щедра земля этой страны: здесь зреют финики и виноград, маслины и апельсины, пшеница и табак, миндаль и лесной орех. Лицо страны - суда, автомобили, химикаты, текстиль, обувь, вина, цитрусовые, цветные металлы, оливковое масло. Значительную прибыль дает иностранный туризм (Испания).
11. Теократическая монархия. Функция этого государства - религиозная, сфера деятельности - весь мир, т.к. общее число верующих – католиков составляет 1 млрд. человек, а аппарат церковнослужителей насчитывает свыше 400 тыс. священников и более 1млн. членов монашеских и полумонашеских орденов (Ватикан)
12. Это княжество тянется узкой полосой вдоль побережья Средиземного моря. Это крошечное государство занимает всего 1,9 кв. км площади. Основной доход этой стране приносит игорный бизнес, центр которого находится в городе Монте-Карло. (Монако)
3. Допиши словечко
1. В самой многонаселенной стране ___________ есть школы для двоечников.
2. За нарушение дисциплины, на самом большом острове ___________ учащиеся переписывают страницы из учебника.
3.На самом большом полуострове __________ находится самое большое озеро ______________.
4. В стране __________ живут самые упитанные люди.
Ответ: Германия, Великобритания, Скандинавский, Венерн, Греция.
4. Тестирование
1. Какая страна не принадлежит к региону Северная Европа?
а) Великобритания; б) Исландия; в) Швеция; г) Дания; д) Финляндия
2. Какие государства исчезли с политической карты Европы?
а) Австрия б) Чехословакия в) ГДР г) Польша
3. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:
а) Миланская – Франция; б) Лионская – Италия; в) Рурская – Германия
г) Лондонская - Великобритания
4. Назовите страну Северной Европы, которая поставляет на мировой рынок высококачественную руду:
а) Ирландия б) Швеция в) Финляндия
5. Для какой из перечисленных стран характерно субтропическое земледелие, выращивание цитрусовых, винограда, оливковых деревьев?
а) Италия б) Франция в) Великобритания г) Германия
6. Какая из перечисленных стран по производству автомобилей уступает только Японии и США?
а) Великобритания б) Италия в) Франция г) Германия
7. Издавна эту страну называют законодательницей мод, хотя в географическом разделении труда она выступает как поставщик автомобилей, синтетического каучука, сложной электронной продукции. Назовите страну.__________________
Ключ: 1-а; 2 –б, в; 3 – в, г; 4 –б; 5 –а, б; 6 –г, 7 – Франция.
5. Задание для Эрудитов
1. В каком городе находится знаменитая Бейкер-стрит,
где в доме №221-б А. Конан Дойл поселил своих героев – Шерлока Холмса и доктора
Ватсона? ЛОНДОН
2. В каком скандинавском городе установлен памятник Русалочке, героине сказки
Х.К. Андерсена? В Копенгагене, столице Дании.
3. В какой скандинавской стране живет Карлсон? В Швеции.
4. Псевдоним какого американского писателя совпадает с названием города в
Великобритании? Джек Лондон
“Познание стран и народов – украшение и пища человечества”.
Леонардо Да Винчи
6. «Установи соответствие»
1. Исландия |
1. Лесной цех Европы |
2. Рыбный цех региона |
|
3. Страна железных руд |
|
2. Швеция |
4. Концерн «Нокиа» |
5. присуждаются Нобелевские премии |
|
6. Она экспортирует медицинское оборудование и приборы |
|
3. Дания |
7. Самая большая в мире буровая платформа построила |
8. Родина писателя Ганса Христиана Андерсена |
|
4. Финляндия |
9. Крупное месторождение титановой руды |
10. Основной ландшафт составляют ледники |
|
5.Норвегия |
11. Производитель автомобилей "Сааб" и "Вольво" |
12. 1 место в мире по производству электроэнергии |
1 (2,10); 2(3,5,11); 3(6,8); 4(1,4,); 5(7,9,12)
7. «Верно ли утверждение?»
1. Столица Финляндии (Хельсинки) Да
2. Государственный язык Дании? (английский) Нет
3. Фарерские острова и Гренландия входят в состав Дании Да
4. На острове Исландия вулкан (Гекла) Да
5. В 2007 году ООН признала Швецию лучшей страной для жизни в мире Нет
6. По территории Норвегии располагаются Аппалачи Нет
7. Самая большая по площади из стран северной Европы?(Швеция) Да
8. Столица Исландии? (Осло) Нет
9. Норвегия «мировой морской перевозчик» Да
8. «Третий лишний»
Выслушав утверждение, определите номер той страны, которая, по вашему мнению, не относится к данному утверждению в своей группе.
|
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
1 2 3 |
Норвегия Финляндия Швеция |
Германия Италия Испания |
Испания Германия Италия |
Италия Греция Ирландия |
Венгрия Дания Румыния |
Германия Австрия Чехия |
Албания Швейцария Австрия |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Я утверждаю, что все три страны находятся на одном полуострове и являются конституционными монархиями. (2 - Финляндия)
2. Все три страны являются морскими державами Средиземного моря.
(1 - Германия)
3. Все три страны входят в состав “большой семерки”. (1 - Испания)
4. Все три страны являются полуостровными государствами. (3 – Ирландия)
5. Столицы всех трех государств начинаются на букву “Б”. (2 – Дания)
6. Через все эти страну протекает река Дунай. (1 - Германия)
7. Все эти страны не имеют выхода к морю. (1 - Албания)
9. «Классификация и классификационный принцип»
Определите принцип объединения стран в группы
1. Румыния, Венгрия, Чехия, Албания (новые демократические страны);
2. Франция, Великобритания, Германия, Италия (страны «Большой» семерки);
3. Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия (страны монархии, омываются Северным морем);
4. Швейцария, Венгрия, Словакия (страны, не имеющие выхода к морям, столицы этих государств начинаются на букву «Б»);
5. Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако (микрогосударства Европы).
10. Какой стране принадлежит флаг
|
|
|
|
|
|
Италия |
Швейцария |
Португалия |
Румыния |
Ирландия |
Австрия |
11. Задание: «По очертаниям определите страны Зарубежной Европы».
Определите страну + столицу
|
|
|
|
|
|
Испания Мадрид |
Австрия Вена |
Норвеги Осло |
Хорватия Загреб |
Финляндия Хельсинки |
Швеция Стокгольм |
|
|
|
|
|
|
Франция Париж |
Латвия Рига |
Германия Берлин |
Великобритания Лондон |
Италия Рим |
Румыния Бухарест |
12. Задание: «Достопримечательности стран Европы».
1. Фьорды (Норвегия)
2. Памятник Русалочка (Дания)
3. Башня Биг-Бен (Великобритания)
4. Эйфелева башня (Франция).
5. Брандербурские ворота (Германия)
6. Развалины Колизея (Италия)
7. Пизанская башня (Италия)
8. Карлов мост (Чехия)
9. Акрополь (Греция)
10. Рованиеми Арктикум (Финляндия)
Подведение итогов.
Давайте теперь подведем итог: подсчитаем количество смайликов. Определим: удалось ли нам достигнуть цели урока – обобщения?
- Какие задания оказались наиболее сложными для вас?
- Какие задания были наиболее интересными?
Впереди нас ждет не менее интересная встреча с другими регионами.
Приложение Зачётный лист для проведения урока.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.