Урок обобщения по теме «Виды придаточных предложений»
Оценка 4.9

Урок обобщения по теме «Виды придаточных предложений»

Оценка 4.9
docx
16.05.2021
Урок обобщения по теме «Виды придаточных предложений»
Урок обобщения по теме «Виды придаточных предложений».docx

Урок обобщения по теме «Виды придаточных предложений»

Цели:

1. обобщение знаний по видам придаточных предложений;

2. формирование умения работать с таблицами;

3. воспитание толерантности, умения слушать других.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания: Под соответствующими порядковыми номерами выполните схемы СПП, определите вид придаточных предложений:

1. Темнота сгустилась, так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.

2. От страха и волнения сердце моё билось так, что трудно было дышать.

3. Куда я взгляд ни брошу, огни кругом.

4. Пусть моря в бурунах белых, не боится их матрос.

5. Он повернулся, чтобы снова бежать в трюм.

6. Увидите настоящие горы, если повезёт с погодой.

7. Солнце уже было близко, когда я проснулся и вышел.

8. Вспоминаю маленькую улицу, где сейчас лежит глубокий снег.

9. Он получил то, что хотел получить.

10. Знаю тему настолько хорошо, насколько её вообще можно знать.

11. Чтобы малыш не заблудился, школьники довели его до дому.

12. В Симбирске я должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу.

13. Знаешь, я читала, что бессмертны души.

14. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

 

3. Заполнить до конца таблицу. Изначально в ней заполнены только первый и последний столбцы.

 

Определительные

 

Какой?

После определяемого сущ.

С.с. который, что, где, куда…

В тёмных комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна.

 

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей

После определяемого слова

С. Что, как, будто, чтобы С.с. кто, что … + ли

Ясно было, кто стрелял.

Обстоятельственные

Образа действия

 

 

Как? Каким образом?

После главного

С. и с.с. что, как, чтобы, словно…

Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Меры и степени

 

В какой степени? Насколько?

После главного

С. и с.с. что, как, будто, как будто,словно, сколько…

Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

 

Места

 

Где? Куда? Откуда?

Свободное

С.с. где, куда, откуда

С.с. где, куда, откуда

Времени

 

Когда? Как долго?

С (до) каких пор?

Свободное

С. когда, пока, с (до) тех пор как, как только, едва…

Мы прибежали на вокзал, когда поезд отправлялся.

Условия

 

При каком условии?

С. Если (+то), раз, когда…

свободное

Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась.

Причины

 

Почему? Отчего?

свободное

С. потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо

 

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели

Цели

 

Зачем? С какой целью?

свободное

С. Чтобы, для того чтобы..

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Сравнительные

 

Как что? В сравнении с чем?

Свободное

С. как, чем, чем – тем, будто, точно, словно, подобно тому как…

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

Уступительные

 

Несмотря на что?

Вопреки чему?

свободное

С. хотя, несмотря на то что, пускай, как (сколько, куда и др.)+ни

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Следствия

 

Что из этого следует?

свободное

 

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

 

4. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Назовите средства связи в сложноподчинённых предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания. Дайте полный разбор выделенных сложноподчинённых предложений.

 

1. Меня тянуло поискать нет ли пропавших денег здесь (Лесков). 2. Лишь только я удалился от берега в моей душе зародилось какое-то беспокойство (Лесков). 3. Они не желают знать о наших проделках ибо не желают быть о них спрошенными (Лесков). 4. Он уехал начисто так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (Лесков). 5. Не увлекайся до безрассудства дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (Лесков). 6. Люди придумывали себе пороки лишь бы не прослыть пресными (А.Н. Толстой). 7. Она была до того избалована что не знала меры своим прихотям (Лесков). 8. По мере того как он приходил в волнение он начинал пыхтеть свистать кричать (Лесков). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно как будто он Аксакову в газету передовицу писал (Лесков). 10. Он пошёл легко словно только из милости касался земли (Лесков). 11. Перед вечером она оправилась настолько что позвала Надю (Распутин). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск хоть поначалу она и собралась к мужу (Распутин). 13. Но в то время к которому относятся мои воспоминания в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов (Лесков). 14. Всё что можно было сделать уже сделано (Солоухин). 15. Разумихин был ещё тем замечателен что никакие неудачи его никогда не смущали (Достоевский). 16. Произошло то что обычно бывает с ребёнком (Липягин). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то что вовсе и не важно (Лесков). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений какими я мог похвастаться (Лесков). 19. Неужели он опять будет таким каким был когда-то? (Лесков). 20. Не до такой степени я глуп чтобы не разобраться в этом (Федин). 21. Из конца коридора с той стороны где был просторный ротмистрский номер послышалось несколько голосов (Лесков). 22. Бедняжке всё мерещился Август Матвеич и как раз такой какой он был на самом деле (Лесков). 23. Каждый кто называл Селивана «пугалом» сам был для него «пугалом» (Лесков). 24. До сих пор меня нельзя было считать бездарностью по той причине что я совсем не умел работать (Тендряков). 25. В её чёрных глазах было такое стремительное выражение будто она летела (Лесков). 26. Что есть тайна то и должно остаться тайною (Лесков). 27. Как начнёт рассказывать так животики надорвёшь от смеха (Лермонтов). 28. Бабушка мне чрезвычайно обрадовалась оттого что она меня никак не ожидала (М. Горький). 29. Благодаря тому что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево (Чехов). 30. Кадеты решили бросить военную карьеру несмотря на то что она могла им очень «улыбнуться» (Лесков). 31. И, царевна! Девица плачет что роса падёт (Пушкин).

5.. Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм выведен на рабочий стол индивидуального компьютера) (2 мин.):

 

1) найти грамматические основы,

 

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

 

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

 

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

 

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

 

2.2. Выполните задания с взаимопроверкой (задание выведено на рабочий стол индивидуального компьютера). (7мин.).

 

№ 1. Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши в тетрадь, начерти его схему.

 

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

 

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

 

3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

 

№ 2. Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши в тетрадь, начерти его схему.

 

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

 

2. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи

 

3. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

 

№ 3. Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

 

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

 

2. Нет истины, где нет любви.

 

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

 

№ 4. Укажите номер СПП с указательным словом. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

 

1. Когда я первый раз увидел море, оно взволновало и поразило меня.

 

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

 

3. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи.

 

№ 5. Укажите номер СПП с союзным словом. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

 

1. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

 

2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

 

3. Дом украшала веранда, которая тянулась вдоль всего первого этажа.

 

Взаимопроверка (0,5 мин.).

 

Ключи. 1-2, 2-2, 3-2, 4-3, 5-3.

 

6. Домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Петр 1», используя все виды придаточных предложений.

Рекомендации.

1). Сформулируйте проблему.

2). Прокомментируйте её, опираясь на текст.

3). Выразите свою позицию по отношению к поднятой проблеме.

4). Приведите 2-3 примера на основе читательского или жизненного опыта.


 

Урок обобщения по теме «Виды придаточных предложений»

Урок обобщения по теме «Виды придаточных предложений»

Где? Куда? Откуда? Свободное

Где? Куда? Откуда? Свободное

Меня тянуло поискать нет ли пропавших денег здесь (Лесков)

Меня тянуло поискать нет ли пропавших денег здесь (Лесков)

Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным

Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным

Взаимопроверка (0,5 мин.).

Взаимопроверка (0,5 мин.).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021