Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».
Цели урока:
создать педагогические условия, при которых ученик сможет:
-назвать права и обязанности человека и гражданина Российской Федерации, закреплённые в Конституции РФ;
-показать способы реализации прав человека и защиты их в жизни (предметные);
-работать в группах с текстовой, иллюстративной информацией, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать определения, выделять главное, делать выводы (метапредметные);
-продемонстрировать своё отношение к закону, как к правовой норме жизни общества, высказать собственное суждение к поступкам людей, свою точку зрения при разборе правовых ситуаций, принимать во внимание позицию других (личностные).
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы и формы обучения:
Методы: проблемного изучения в обучении.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.
Оборудование: тексты Конституции, компьютер, мультимедийный проектор, ватманы, маркеры, фломастеры, буклеты.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Приветствие. Здравствуйте, меня зовут Дудник Светлана Николаевна, я работаю учителем истории и обществознания в Николаевской средней школе №30. Сегодня мы поговорим с вами о том, что касается каждого из нас. Давным давно, миллионы лет назад на Земле появились люди, а одновременно с ними появились и главные вопросы. Я выскажу первую часть вопроса, а вы продолжите мою мысль, люди размышляли 1)Что люди могут делать
2) на что они имеют право
3)что они обязаны делать И взялись люди за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, к сожалению в битвах и войнах. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и во многих наиболее развитых странах на свет появился очень важный документ, в т. ч. и в нашей стране, как он называется? Когда он был принят? Какое место среди других законов она занимает?
|
Сразу распределяются по
группам в соответствии
(и чего не могут?);
(и на что не имеют?);
(и чего не обязаны?)
Конституция РФ
В 1993 г. Это основа всего законодательства РФ.
|
Предлагаю вашему вниманию просмотреть видеоролик. Поднимите, пожалуйста, руки, кто сам любит снимать, фотографировать и выкладывать это ВКонтакте или в одноклассниках.
- Как вы думаете, герои ролика знают, что их снимают на видео? -Какие чувства испытали бы вы, если бы неожиданно увидели себя на видео в интернете? - Как вы думаете, это правильно – снимать на телефон, не предупредив, а потом выкладывать в сеть?
Почему?
В своё время известный американский президент Теодор Рузвельт, обращаясь к нации, сказал: «Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед собой и перед другими людьми, и ни одной из них мы не вправе пренебречь». Что имел в виду автор, когда сказал «нам многое дано»? А что он подразумевал, когда сказал «от нас многое ожидается»? Как вы думаете: о чём пойдёт речь на нашем уроке, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Называет тему: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».
А как вы думаете, для чего их надо знать? А чтобы защитить себя качественно, какую цель мы для себя поставим на уроке? А вы слышали такое выражение: «Нет прав без обязанностей». Как вы его понимаете? (если не будет слова «связь», мы будем изучать текст Конституции, и чтобы её статьи стали знанием - мало их прочитать, надо над ними поразмышлять, я предлагаю поразмышлять о связи между правами и обяз-ми. Давайте попробуем установить связь между ними.
Проблема: «В чём заключается связь (единство) прав и обязанностей?»
|
Смотрят ролик
Поднимают руки
Кто-то знает, а кто-то нет
Возможны неприятные эмоции, обида, раздражение
Нет, неправильно
Нарушаются права человека на личную жизнь, на честь и достоинство.
Отвечают: права обязанности
Конституционные права и обязанности человека и гражданина».
. Чтобы суметь защитить себя
Изучить права и
обязанности человека и гражданина, записанные
Они между собой связаны. ( мне приятно, что вы
понимаете необходимость установления |
1)Беседа. Давайте определимся с терминами урока, назовите главные термины
- Что такое права человека?
-Что такое обязанности?
В какой главе Конституции прописаны права и обязанности граждан? - Как называется совокупность прав и обязанностей?
Откройте главу 2 Конституции, сколько статей? Конституция охватывает все сферы жизни общества, а в вашем учебнике на с. 91 названы группы прав -личные -политические -социально-экономические -культурные. Поработаем в группах (Групповая работа - прием «вертушка») Каждая группа получает листы с названием группы прав: личные, политические, социально-экономические, культурные. В течение 1,5 мин вам нужно записать все права, которые вы знаете, не заглядывая в Конституцию. По сигналу колокольчика вы передаёте свои листочки друг другу по кругу, дополняете уже записанное. Теперь каждой группе вернулись их листочки. - Откройте текст Конституции, там права не разделены по группам. Я сделала закладки, чтобы сэкономить наше время. Найдите вашу группу прав в тексте Конституции, в учебнике на с. 93-95, изучите их, выделите в тексте конкретные права человека. сверьте со своими записями. В своих записях и записях товарищей вычеркните те права, которые не относятся к вашей группе и допишите те, которых недостаёт. Результаты вывешиваются на доску. Обсуждение - Итак, проверим, что у нас получилось. (От каждой группы выступает один человек) Показ на слайде – группы прав.
|
Права, обязанности.
Это нормы, которые дают возможность человеку свободно действовать, установлены и охраняются государством, закреплены в законах.
Это должное или необходимое поведение, закреплённое в законах.
В главе 2
Правовой статус с. 91 уч.
Работают с документацией
Вывешивают результат на доску. Каждая группа рассказывает о правах.
|
Групповая работа. Рассмотрим несколько ситуаций. Обсуждение. 1.Учитель на уроке попросил отдать ему сотовые телефоны. Как вы считаете, это правомерно? - есть право на неприкосновенность частной собственности, свобода распоряжаться своим имуществом – если телефон отключен, находится в сумке и никому не мешает, учитель не вправе требовать его. Если же своими действиями с телефоном вы нарушаете права своих одноклассников (на образование) - действия учителя правомерны. В каких ситуациях мы не можем свободно распоряжаться своим сотовым телефоном? - К какой группе прав вы отнесете нарушенное право? - Какие обязанности возникают в этом случае?
2.Вы находитесь в аудитории во время ГИА по обществознанию. Вашему соседу по парте кто-то позвонил. Организатор потребовал отдать телефон. Какие обязанности возникают?
К какой группе прав вы отнесете названое вами право?
3. Вы узнали, что местный завод сбрасывает свои ядовитые отходы в реку вышли с друзьями и соседями на митинг протеста, предварительно получив разрешение. Полицейские запретили шествие. - Какие права нарушены?
К какой группе прав вы отнесете это право?
- Как можно защитить свои права в этом случае?
Групповая работа: вам даётся 1,5 минуты, вспомните из жизни ситуации нарушения той группы прав человека, которую вы характеризовали: одна группа будет говорить о нарушении личных прав, другая- политических, третья- социально-экономических, четвёртая- культурных.
Обратимся к теме урока: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина» Мы рассмотрели права, а теперь обратимся к обязанностям, записанным в Конституции. Откройте с. 95 учебника, назовите эти обязанности и проиллюстрируйте примером, как вы их выполняете.
1) Соблюдать законы
2)Платить налоги
3)Защищать Отечество
4)Сохранять природу
5)Заботиться о детях и родителях
6)Беречь памятники культуры
|
да, учитель может отобрать телефон
на уроке, на экзаменах…
к социально-экономическим обязанность ученика выключить телефон во время урока
учащийся не должен был иметь телефон на ГИА Организатор обязан удалить ученика из аудитории
Социально-экономические
Право на свободу собраний
Политические)
Подать в суд
Соблюдение школьного Устава, ПДД. Не могут в силу возраста, будут выполнять, когда будут работать
С 18 лет
Участие в субботниках по благоустройству, озеленение шк. двора, поддержание порядка дома (сад, двор, огород) Помогать родителям в домашних делах, присматривать за младшими членами семьи Уход за памятниками в селе Развильном. |
На слайде вы видите вперемешку права и обязанности: группа1 и группа 3 находят права и указывают их номера, группы 2, 4 находят обязанности и сразу проверим. Вы видите, как тесно в нашей жизни переплетаются права и обязанности, давайте установим связь прав и обязанностей? Слайд с названием проблемы.
В нашем государстве существует система защиты прав: Президент РФ – обеспечивает соответствие законодательства конституционным правам. Уполномоченный по правам
человека в России. |
Права- 1,2,4,6,7,10 Обязанности -3,5,8,9,11,12
Может :1,3,6,7,8,9,11,12
|
Закончите предложение. Каждая группа выбирает 1 предложение. (в группах разные предложения)- на слайде Сегодня я узнал… Мне было трудно… Теперь я могу… Я попробую…
А теперь в группах оцените свою работу И распределите карточки: за активность, за правильный ответ, за интересную идею. Я очень хочу , чтобы каждый из вас любил свою страну, гордился ею, Я благодарю вас за урок и думаю, что вы всю свою жизнь будете достойными гражданами своей страны, имеющей самую демократичную Конституцию в мире.
|
Отвечают |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.