Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».
Оценка 4.6

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».

Оценка 4.6
docx
14.04.2021
Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».
Урок обществознания в 9 классе _Конституционные права и обязанности_.docx

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».

Цели урока: 

создать педагогические условия, при которых ученик сможет:

-назвать права и обязанности человека и гражданина Российской Федерации, закреплённые в Конституции РФ;

-показать способы реализации прав  человека и защиты их в жизни (предметные);

-работать в группах с текстовой, иллюстративной информацией, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать определения, выделять главное, делать выводы (метапредметные);

-продемонстрировать своё отношение к закону, как к правовой норме жизни общества, высказать собственное суждение к поступкам людей, свою точку зрения при разборе правовых ситуаций, принимать во внимание позицию других (личностные).

 

Тип урока:    урок открытия  новых знаний

Методы и формы обучения:

Методы: проблемного изучения в обучении.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Оборудование: тексты Конституции, компьютер, мультимедийный проектор, ватманы,   маркеры, фломастеры,  буклеты.

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Приветствие. Здравствуйте, меня зовут Дудник Светлана Николаевна, я работаю учителем истории и обществознания в Николаевской средней школе №30. Сегодня мы поговорим с вами о том, что касается каждого из нас. Давным давно, миллионы лет назад на Земле появились люди, а   одновременно с ними появились и главные вопросы. Я выскажу первую часть вопроса, а вы продолжите мою мысль, люди размышляли

1)Что люди могут делать

 

2) на что они имеют право

 

3)что они обязаны делать

И взялись люди за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, к сожалению в битвах и войнах. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и во многих наиболее развитых   странах на свет появился очень важный документ, в т. ч. и в нашей стране, как он называется?

Когда он был принят?

Какое место среди других законов она занимает?

 

Сразу распределяются по группам в соответствии
с полученными буквами.                          (л, п, к , с).

 

 

 

 

 

 

(и чего не могут?);

 

(и на что не имеют?);

 

(и чего не обязаны?)

 

 

 

Конституция РФ

 

 

 

В 1993 г.

Это основа всего законодательства РФ.

 

 

 

Предлагаю вашему вниманию просмотреть видеоролик.

Поднимите, пожалуйста, руки, кто сам любит снимать, фотографировать и выкладывать это ВКонтакте или в одноклассниках.

 

- Как вы думаете, герои ролика знают, что их снимают на видео?

-Какие чувства испытали бы вы, если бы неожиданно увидели себя на видео в интернете?

- Как вы думаете, это правильно – снимать на телефон, не предупредив, а потом выкладывать в сеть?

 

Почему?

 

 В своё время     известный    американский президент Теодор Рузвельт, обращаясь к нации, сказал:

«Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед собой и перед другими людьми, и ни одной из них мы не вправе пренебречь».                                                                                                                                                      

Что имел в виду автор, когда сказал «нам многое дано»?                                                                                     А что он подразумевал, когда сказал «от нас многое ожидается»?

Как вы думаете:  о чём пойдёт речь на нашем уроке,    попробуйте сформулировать тему нашего  урока.

Называет тему: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина».

 

 

А как вы думаете, для чего их надо знать?

А чтобы защитить себя качественно, какую цель мы для себя поставим на уроке?

А вы слышали такое выражение: «Нет прав без обязанностей». Как вы его понимаете?

(если не будет слова «связь», мы будем изучать текст Конституции, и чтобы её статьи стали знанием - мало их прочитать, надо над ними поразмышлять, я предлагаю поразмышлять о связи между правами и обяз-ми.

Давайте попробуем установить связь между ними.

 

Проблема: «В чём заключается связь (единство) прав и обязанностей?»

 

Смотрят ролик

 

 

Поднимают руки

 

Кто-то знает, а кто-то нет

 

Возможны неприятные эмоции, обида, раздражение

 

Нет, неправильно

 

 

Нарушаются права человека

 на личную жизнь, на честь и достоинство.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: права

обязанности

 

 

 

 

Конституционные права и обязанности человека и гражданина».

 

 

 

 

 

.

Чтобы суметь защитить себя

 

Изучить права и  обязанности человека и гражданина, записанные
в Конституции

 

Они между собой связаны.

( мне приятно, что вы понимаете необходимость установления
 связи между правами и обязанностями).

1)Беседа.

Давайте определимся с терминами урока, назовите главные термины

 

- Что такое права человека?

 

 

 

 

 

 

-Что такое обязанности?

 

 

В какой главе Конституции прописаны права и обязанности граждан?

- Как называется совокупность прав и обязанностей?

 

Откройте главу 2 Конституции, сколько статей? Конституция охватывает все сферы жизни общества, а в вашем учебнике на с. 91 названы группы прав

-личные

-политические

-социально-экономические

-культурные.

Поработаем в группах (Групповая работа - прием «вертушка»)

Каждая группа получает листы с названием группы прав: личные, политические, социально-экономические, культурные. В течение 1,5 мин вам нужно записать все права, которые вы знаете, не заглядывая в Конституцию. По сигналу колокольчика вы передаёте свои листочки друг другу по кругу, дополняете уже записанное. Теперь каждой группе вернулись их листочки.

- Откройте текст Конституции, там права не разделены по группам. Я сделала закладки, чтобы сэкономить наше время. Найдите вашу группу прав в тексте Конституции, в учебнике на с. 93-95, изучите их, выделите в тексте конкретные права человека. сверьте со своими записями.  В своих записях и записях товарищей вычеркните те права, которые не относятся к вашей группе и допишите те, которых недостаёт.

Результаты вывешиваются на доску.

Обсуждение

- Итак, проверим, что у нас получилось.

(От каждой группы выступает один человек)

Показ на слайде – группы прав.

 

 

 

Права, обязанности.

 

 

Это нормы, которые дают

 возможность человеку свободно действовать, установлены

и охраняются государством, закреплены в законах.

 

 

 

Это должное или необходимое поведение,

закреплённое в законах.

 

 

В главе 2

 

Правовой статус с. 91 уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с документацией

 

 

 

 

 

 

Вывешивают результат на доску.

Каждая группа рассказывает о правах.

 

 

 

Групповая работа.                                                        Рассмотрим несколько ситуаций.

Обсуждение.

1.Учитель на уроке попросил отдать ему сотовые телефоны. Как вы считаете, это правомерно?

- есть право на неприкосновенность частной собственности, свобода распоряжаться своим имуществом – если телефон отключен, находится в сумке и никому не мешает, учитель не вправе требовать его. Если же своими действиями с телефоном вы нарушаете права своих одноклассников (на образование)  - действия учителя правомерны.

В каких ситуациях мы не можем свободно распоряжаться своим сотовым телефоном?

- К какой группе прав вы отнесете нарушенное право?

- Какие обязанности возникают в этом случае?

 

2.Вы находитесь в аудитории во время ГИА по обществознанию. Вашему соседу по парте кто-то позвонил. Организатор потребовал отдать телефон.

Какие обязанности возникают?

 

К какой группе прав вы отнесете названое вами право?

 

3.  Вы узнали, что местный завод сбрасывает свои ядовитые отходы в реку  вышли с друзьями и соседями на митинг протеста, предварительно получив  разрешение. Полицейские запретили шествие.

- Какие права нарушены?

 

К какой группе прав вы отнесете это право?

 

 

 

 

- Как можно защитить свои права в этом случае?

 

Групповая работа: вам даётся 1,5 минуты, вспомните из жизни ситуации нарушения той группы прав человека, которую вы характеризовали: одна группа будет говорить о нарушении личных прав, другая- политических, третья- социально-экономических, четвёртая- культурных.

 

Обратимся к теме урока: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина»

Мы рассмотрели права, а теперь обратимся к обязанностям, записанным в Конституции. Откройте с. 95 учебника, назовите эти обязанности  и проиллюстрируйте примером, как вы их выполняете.

 

1)    Соблюдать законы

     

      2)Платить налоги

 

     3)Защищать Отечество

 

 

      4)Сохранять природу

 

 

 

 

    5)Заботиться о детях и родителях

 

     6)Беречь памятники культуры

 

 

 

 

 

 

да, учитель может отобрать телефон

 

 

 

 

 

 

 

на уроке, на экзаменах…

 

к социально-экономическим

обязанность ученика выключить

телефон во время урока

 

учащийся не должен был иметь телефон на ГИА

Организатор обязан удалить ученика из аудитории

 

 

Социально-экономические

 

 

 

 

 

Право на свободу собраний

 

Политические)

 

 

 

 

Подать в суд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдение школьного

Устава, ПДД.

Не могут в силу возраста, будут выполнять, когда будут работать

 

С 18 лет

 

 

Участие в субботниках по благоустройству,

озеленение

шк. двора, поддержание

порядка дома

(сад, двор, огород)

Помогать родителям в домашних делах, 

присматривать за младшими членами семьи

Уход за памятниками в селе Развильном.

На слайде вы видите вперемешку права и обязанности: группа1 и группа 3 находят права и указывают их номера, группы 2, 4 находят обязанности и сразу проверим.

Вы видите, как тесно в нашей жизни переплетаются права и обязанности, давайте установим связь прав и обязанностей? Слайд с названием проблемы.

 

В нашем государстве существует система защиты прав:

Президент РФ – обеспечивает соответствие законодательства конституционным правам.

Уполномоченный по правам человека  в России.
Уполномоченный по правам человека  В Ростовской области

 

 

Права- 1,2,4,6,7,10

Обязанности -3,5,8,9,11,12

 

 

 

 

 

 

 

Может :1,3,6,7,8,9,11,12

 

Закончите предложение. Каждая группа выбирает 1 предложение.

(в группах разные предложения)- на слайде

Сегодня я узнал…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я попробую…

 

А теперь в группах оцените свою работу

И распределите карточки: за активность, за правильный ответ, за интересную идею. Я очень хочу , чтобы каждый из вас любил свою страну, гордился ею, Я благодарю вас за урок и думаю, что вы всю свою жизнь будете достойными гражданами своей страны, имеющей самую демократичную Конституцию в мире.

 

Отвечают

 


 

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина»

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина»

Я выскажу первую часть вопроса, а вы продолжите мою мысль, люди размышляли 1)Что люди могут делать 2) на что они имеют право 3)что они обязаны…

Я выскажу первую часть вопроса, а вы продолжите мою мысль, люди размышляли 1)Что люди могут делать 2) на что они имеют право 3)что они обязаны…

Как вы думаете, это правильно – снимать на телефон, не предупредив, а потом выкладывать в сеть?

Как вы думаете, это правильно – снимать на телефон, не предупредив, а потом выкладывать в сеть?

А вы слышали такое выражение: «Нет прав без обязанностей»

А вы слышали такое выражение: «Нет прав без обязанностей»

В какой главе Конституции прописаны права и обязанности граждан? -

В какой главе Конституции прописаны права и обязанности граждан? -

Результаты вывешиваются на доску

Результаты вывешиваются на доску

К какой группе прав вы отнесете нарушенное право? -

К какой группе прав вы отнесете нарушенное право? -

Обратимся к теме урока: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина»

Обратимся к теме урока: «Конституционные права и обязанности человека и гражданина»

Вы видите, как тесно в нашей жизни переплетаются права и обязанности, давайте установим связь прав и обязанностей?

Вы видите, как тесно в нашей жизни переплетаются права и обязанности, давайте установим связь прав и обязанностей?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021