урок окр мир

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала okruzhayushchiy_mir.docx

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(наименование учебного предмета/курса)

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

 

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:           окружающий мир, автор А.А.Плешаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

В ходе изучения курса младшие школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

 Пред­мет «Окружающий мир» использует и  подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования для 3 класса:

·         Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

·         Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе.

·         Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств.

·         Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

 

Планируемый уровень подготовки обучающихся:

·         Наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта).

·         Выявление с помощью наблюдения отдельных признаков объектов.

·         Проведение простейших измерений разными способами и использованием соответствующих приборов и инструментов.

·         Работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

·         Работа с учебными и научно-популярными текстами и другими информациями.

 

 

 

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная  программа адресована учащимся 3 класса МБОУ СОШ № 5, рассчитана на один год.

 Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по математике 2011 года на основе Примерной программы начального образования по окружающему миру, с учетом авторской программы А.А.Плешакова

  В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

 

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю из расчета 34 рабочих недели).

 

 

Срок реализации программы: один год.

 

Изменений, внесённых в авторскую программу А.А. Плешакова  нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Уроки в классе

Уроки в природе

Экскурсии

Практикумы

Домашние задания

 

 

      Методы:

 

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

 

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

 

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

 

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

 

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

 

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

 Развитие общеучебных умений

 

 

 

 

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

         При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

- обобщающие уроки по теме и разделу,

- практические работы,

- проверочные работы,

- тесты.

По окончании курса «Окружающий мир» в 3 классе проводится изучение результативности обучения, содержание которого включает в себя учеб­ные задания, разрабатываемые в соответствии с требования­ми Федерального государственного образовательного стан­дарта общего образования и настоящей  программой:

диагностическая работа;

итоговая комплексная работа.

      

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 3 классов комплекте: «Мир вокруг нас», автор А. А. Плешаков.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

Ø  идея многообразия мира;

Ø  идея целостности мира;

Ø  идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

·         распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

·          моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

·         эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Проекты, практические работы

работы с картой

экскурсии

1

Как устроен мир.

Проект «Богатства, отданные людям»

6 ч.

1 проект

-

-

2

Эта удивительная природа.

Проект «Разнообразие природы родного края»

18 ч.

1 проект

3 пр/раб

-

-

3

Мы и наше здоровье.

Проект «Школа кулинаров»

10 ч.

1 проект

3 пр/раб

-

-

4

Наша  безопасность.

Проект «Кто нас защищает»

7 ч.

1 проект

1 пр/раб

-

1

5

Чему учит экономика.

Проект «Экономика родного края»

12 ч.

1 проект

2 пр/раб

-

-

6

Путешествия по городам и странам.

Проект «Музей путешествий»

18

 1 проект

 

3

1

 

Итого

68 час

6 проектов

9 пр/раб

3

2

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (68 ч.)

1. КАК УСТРОЕН МИР.

   1.1 – 1.6   Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Проект № 1 «Богатства, отданные людям»

 

2. ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА.

   2.1 – 2.18   Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращение и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие растений. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Практическая работа № 1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

Практическая работа № 2 «Свойства воды»

Практическая работа № 3 «Состав почвы»

Проект № 2  «Разнообразие природы родного края»

 

3. МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ.

    3.1 – 3.10  Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Оценка своих достижений за первое полугодие. Презентация проектов.

Практическая работа № 4 «Измерение роста и массы тела человека»

Практическая работа № 5 «Наличие питательных веществ в продуктах питания» Практическая работа № 6 «Пульс. Количество ударов при разной нагрузке»

Проект № 3  «Школа кулинаров»

                                                          

4. НАША БЕЗОПАСНОСТЬ.

    4.1 – 4.7  Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Практическая работа № 7 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

Проект № 4  «Кто нас защищает»

 

 

5. ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА.

    5.1 – 5.12   Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Практическая работа № 8 «Описание сельскохозяйственного растения по плану»

Практическая работа № 9 «Сравнение и описание монет России по внешнему виду»

Проект № 5  «Экономика родного края»

6. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ.

    6.1 – 6.15  золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании (Франция). По Франции и Великобритании (Великобритания). На юге Европы. По знаменитым местам мира. Оценка своих достижений за второе полугодие. Презентация проектов.

 Работа с политической картой Европы: Границы России. Пограничные государства. Столицы государств.

Проект № 6  «Музей путешествий»

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

 

 

Практические работы:

 

Практическая работа № 1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

Практическая работа № 2 «Свойства воды»

Практическая работа № 3 «Состав почвы»

Практическая работа № 4 «Измерение роста и массы тела человека»

Практическая работа № 5 «Наличие питательных веществ в продуктах питания»

Практическая работа № 6 «Пульс. Количество ударов при разной нагрузке»

Практическая работа № 7 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

Практическая работа № 8 «Описание сельскохозяйственного растения по плану»

Практическая работа № 9 «Сравнение и описание монет России по внешнему виду»

 

 

Проекты:

 

Проект № 1 «Богатства, отданные людям»

Проект № 2  «Разнообразие природы родного края»

Проект № 3  «Школа кулинаров»

Проект № 4  «Кто нас защищает»

Проект № 5  «Экономика родного края»

Проект № 6  «Музей путешествий»

 

 

Экскурсии:

Экскурсия № 1 «Ознакомление с ближайшим природным окружением»

Экскурсия № 2 «Правильный пешеход»

 

Контрольные работы:

1.      Диагностическая работа

2.      Итоговая комплексная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

·         Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

·         Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

·         Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

·         Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

·         Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

·         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.                                                                           

·         Выразительно читать и пересказывать текст.

·         Вступать в беседу на уроке и в жизни.                                                                       

·         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

·         связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

·         наблюдать за погодой и описывать её;

·         уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

·         пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

·         различать изученные группы растений и животных;

·         приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

·         оценивать правильность поведения людей в природе;

·         уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-      неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;

-      нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;

-      неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-      ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-      незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-      отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-      ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

-      неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.

 

Недочеты:

-       преобладание при описание объекта несущественных признаков;

-      неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-      отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

-      неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

-      неточность при нахождении объекта на карте.

 

«5»  - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения

«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала

«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса

«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.

 

Тест.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

«5» - верно выполнено более ¾ заданий

«4» - верно выполнено ¾ заданий

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий             

Особенности организации контроля по «Окружающему миру»

 

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся: 1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений  с прил.на электрон. носителе.  В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2012. – 175 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-028827-9

 

Для учителя: 1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений  с прил.на электрон. носителе.  В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2012. – 175 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-028827-9

                          2. Васильева Н,Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – М. : ВАКО, 2013. – 384 с. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-01291-6

2.А.А.ПАлешаков Рабочая тетрадь по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с. ISBN 978-5-09-022621-9

 

3.А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова Тесты по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.– М.: Просвещение, 2014. – 95 с. ISBN 978-5-09-030480-1

     4.Комплект интерактивных тестов по окружающему миру. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

 

№ п/п

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Сроки проведения

Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

1

Природа. Разнообразие природы.

1

 

 

 

 

2

Человек. Внутренний мир человека.

1

 

 

 

 

3

Проект «Богатства, отданные людям»

Подготовка к выполнению.

1

 

 

 

 

4

Общество. Страна, символы, глава государства.

1

 

 

 

 

5

Что такое экология. Экологические связи.

1

 

 

 

 

6

Природа в опасности! Влияние человека на природу. Экскурсия.

1

 

 

 

 

7

Тела, вещества, частицы.

1

 

 

 

 

8

Разнообразие веществ.

Практическая работа № 1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

 

 

 

 

9

Воздух и его охрана. Свойства воздуха.

1

 

 

 

 

10

Вода.

Практическая работа № 2 «Свойства воды»

1

 

 

 

 

11

Превращения и круговорот воды.

1

 

 

 

 

12

Берегите воду! Меры по охране чистоты воды.

1

 

 

 

 

13

Как разрушаются камни.

1

 

 

 

 

14

Что такое почва.

Практическая работа № 3 «Состав почвы»

1

 

 

 

 

15

Разнообразие растений. Группы и виды растений.

1

 

 

 

 

16

Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений.

1

 

 

 

 

17

Размножение и развитие растений.

1

 

 

 

 

18

Охрана растений. Правила поведения в природе.

1

 

 

 

 

19

Разнообразие животных. Виды животных.

1

 

 

 

 

20

Кто что ест?

Проект «Разнообразие природы родного края»

1

 

 

 

 

21

Размножение и развитие животных.

1

 

 

 

 

22

Охрана животных. Красная книга России.

1

 

 

 

 

23

В царстве грибов. Строение шляпочных грибов.

1

 

 

 

 

24

Великий круговорот жизни.

1

 

 

 

 

25

Организм человека.

Практическая работа №4 «Измерение роста и массы тела человека»

1

 

 

 

 

26

Органы чувств. Гигиена органов чувств.

1

 

 

 

 

27

Надёжная защита организма. Первая помощь.

1

 

 

 

 

28

Опора тела и движение. Осанка. Роль физической культуры.

1

 

 

 

 

29

Наше питание.

Практическая работа № 5

«Наличие питательных веществ в продуктах питания»

Проект «Школа кулинаров»

1

 

 

 

 

30

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 6 «Пульс. Количество ударов при разной нагрузке»

1

 

 

 

 

31

Умей предупреждать болезни. Закаливание.

1

 

 

 

 

32

Здоровый образ жизни. Правила здорового образа для школьников.

1

 

 

 

 

33

Тест «Проверим себя и оценим свои достижения за 1-е полугодие»

1

 

 

 

 

34

Презентация трёх проектов за 1-е полугодие.

1

 

 

 

 

35

Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии.

1

 

 

 

 

36

Чтобы путь был счастливым. Правила поведения.

1

 

 

 

 

37

Дорожные знаки.

Экскурсия «Правильный пешеход»

1

 

 

 

 

38

Проект «Кто нас защищает» Подготовка к выполнению.

1

 

 

 

 

39

Опасные места. Правила поведения.

1

 

 

 

 

40

Природа и наша безопасность. Опасности природы.

1

 

 

 

 

41

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 7 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

1

 

 

 

 

42

Для чего нужна экономика. Товары и услуги.

1

 

 

 

 

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

 

 

 

 

44

Полезные ископаемые. Охрана полезных ископаемых.

1

 

 

 

 

45

Растениеводство. Практическая работа № 8 «Описание сельскохозяйственного растения по плану»

1

 

 

 

 

46

Животноводство.  Труд животноводов.

1

 

 

 

 

47

Какая бывает промышленность. Отрасли промышленности.

1

 

 

 

 

48

Проект «Экономика родного края» Подготовка к выполнению.

1

 

 

 

 

49

Что такое деньги.

Практическая работа № 9

«Сравнение и описание монет России по внешнему виду»

1

 

 

 

 

50

Государственный бюджет. Доходы и расходы государства.

1

 

 

 

 

51

52

 

Экономика и экология. Влияние экологических прогнозов на экономику.

2

 

 

 

 

53

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

1

 

 

 

 

54

55

56

Золотое кольцо России. Города Золотого кольца, их достопримечательности.

3

 

 

 

 

57

Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению.

1

 

 

 

 

58

Наши ближайшие соседи.

(Работа с картой.)

1

 

 

 

 

59

На севере Европы.

(Работа с картой)

1

 

 

 

 

60

Что такое Бенилюкс. Страны и достопримечательности.

1

 

 

 

 

61

В центре Европы.

(Работа с картой)

1

 

 

 

 

62

По Франции и Великобритании. (Франция).

1

 

 

 

 

63

По Франции и Великобритании. (Великобритания).

1

 

 

 

 

64

На юге Европы.

(Работа с картой)

1

 

 

 

 

65

По знаменитым местам мира. Памятники архитектуры.

1

 

 

 

 

66

Тест «Проверим себя и оценим свои достижения за 2-е полугодие»

1

 

 

 

 

67

68

Презентация трёх проектов за 2-е полугодие.

Урок – путешествие.

2

 

 

 

 

 

Резерв

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

68 ч.