РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: окружающий мир, автор А.А.Плешаков
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
В ходе изучения курса младшие школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования для 3 класса:
· Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
· Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе.
· Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств.
· Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Планируемый уровень подготовки обучающихся:
· Наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта).
· Выявление с помощью наблюдения отдельных признаков объектов.
· Проведение простейших измерений разными способами и использованием соответствующих приборов и инструментов.
· Работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
· Работа с учебными и научно-популярными текстами и другими информациями.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 3 класса МБОУ СОШ № 5, рассчитана на один год.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по математике 2011 года на основе Примерной программы начального образования по окружающему миру, с учетом авторской программы А.А.Плешакова
В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу А.А. Плешакова нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Уроки в классе
Уроки в природе
Экскурсии
Практикумы
Домашние задания
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- обобщающие уроки по теме и разделу,
- практические работы,
- проверочные работы,
- тесты.
По окончании курса «Окружающий мир» в 3 классе проводится изучение результативности обучения, содержание которого включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей программой:
диагностическая работа;
итоговая комплексная работа.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в адресованном учащимся 3 классов комплекте: «Мир вокруг нас», автор А. А. Плешаков.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
Ø идея многообразия мира;
Ø идея целостности мира;
Ø идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
· распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
· моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
· эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
||
Проекты, практические работы |
работы с картой |
экскурсии |
|||
1 |
Как устроен мир. Проект «Богатства, отданные людям» |
6 ч. |
1 проект |
- |
- |
2 |
Эта удивительная природа. Проект «Разнообразие природы родного края» |
18 ч. |
1 проект 3 пр/раб |
- |
- |
3 |
Мы и наше здоровье. Проект «Школа кулинаров» |
10 ч. |
1 проект 3 пр/раб |
- |
- |
4 |
Наша безопасность. Проект «Кто нас защищает» |
7 ч. |
1 проект 1 пр/раб |
- |
1 |
5 |
Чему учит экономика. Проект «Экономика родного края» |
12 ч. |
1 проект 2 пр/раб |
- |
- |
6 |
Путешествия по городам и странам. Проект «Музей путешествий» |
18 |
1 проект
|
3 |
1 |
|
Итого |
68 час |
6 проектов 9 пр/раб |
3 |
2 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (68 ч.)
1. КАК УСТРОЕН МИР.
1.1 – 1.6 Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Проект № 1 «Богатства, отданные людям»
2. ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА.
2.1 – 2.18 Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращение и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие растений. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Практическая работа № 1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»
Практическая работа № 2 «Свойства воды»
Практическая работа № 3 «Состав почвы»
Проект № 2 «Разнообразие природы родного края»
3. МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ.
3.1 – 3.10 Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Оценка своих достижений за первое полугодие. Презентация проектов.
Практическая работа № 4 «Измерение роста и массы тела человека»
Практическая работа № 5 «Наличие питательных веществ в продуктах питания» Практическая работа № 6 «Пульс. Количество ударов при разной нагрузке»
Проект № 3 «Школа кулинаров»
4. НАША БЕЗОПАСНОСТЬ.
4.1 – 4.7 Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Практическая работа № 7 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»
Проект № 4 «Кто нас защищает»
5. ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА.
5.1 – 5.12 Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Практическая работа № 8 «Описание сельскохозяйственного растения по плану»
Практическая работа № 9 «Сравнение и описание монет России по внешнему виду»
Проект № 5 «Экономика родного края»
6. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ.
6.1 – 6.15 золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании (Франция). По Франции и Великобритании (Великобритания). На юге Европы. По знаменитым местам мира. Оценка своих достижений за второе полугодие. Презентация проектов.
Работа с политической картой Европы: Границы России. Пограничные государства. Столицы государств.
Проект № 6 «Музей путешествий»
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»
Практическая работа № 2 «Свойства воды»
Практическая работа № 3 «Состав почвы»
Практическая работа № 4 «Измерение роста и массы тела человека»
Практическая работа № 5 «Наличие питательных веществ в продуктах питания»
Практическая работа № 6 «Пульс. Количество ударов при разной нагрузке»
Практическая работа № 7 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»
Практическая работа № 8 «Описание сельскохозяйственного растения по плану»
Практическая работа № 9 «Сравнение и описание монет России по внешнему виду»
Проекты:
Проект № 1 «Богатства, отданные людям»
Проект № 2 «Разнообразие природы родного края»
Проект № 3 «Школа кулинаров»
Проект № 4 «Кто нас защищает»
Проект № 5 «Экономика родного края»
Проект № 6 «Музей путешествий»
Экскурсии:
Экскурсия № 1 «Ознакомление с ближайшим природным окружением»
Экскурсия № 2 «Правильный пешеход»
Контрольные работы:
1. Диагностическая работа
2. Итоговая комплексная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
· Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Выразительно читать и пересказывать текст.
· Вступать в беседу на уроке и в жизни.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
· связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
· наблюдать за погодой и описывать её;
· уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
· пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
· различать изученные группы растений и животных;
· приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
· оценивать правильность поведения людей в природе;
· уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
- преобладание при описание объекта несущественных признаков;
- неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточность при нахождении объекта на карте.
«5» - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала
«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
«5» - верно выполнено более ¾ заданий
«4» - верно выполнено ¾ заданий
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий
Особенности организации контроля по «Окружающему миру»
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся: 1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2012. – 175 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-028827-9
Для учителя: 1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2012. – 175 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-028827-9
2. Васильева Н,Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – М. : ВАКО, 2013. – 384 с. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-01291-6
2.А.А.ПАлешаков Рабочая тетрадь по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с. ISBN 978-5-09-022621-9
3.А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова Тесты по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.– М.: Просвещение, 2014. – 95 с. ISBN 978-5-09-030480-1
4.Комплект интерактивных тестов по окружающему миру. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п |
Содержание (раздел, тема урока) |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Наглядно-техническое оснащение урока |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Природа. Разнообразие природы. |
1 |
|
|
|
|
2 |
Человек. Внутренний мир человека. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Проект «Богатства, отданные людям» Подготовка к выполнению. |
1 |
|
|
|
|
4 |
Общество. Страна, символы, глава государства. |
1 |
|
|
|
|
5 |
Что такое экология. Экологические связи. |
1 |
|
|
|
|
6 |
Природа в опасности! Влияние человека на природу. Экскурсия. |
1 |
|
|
|
|
7 |
Тела, вещества, частицы. |
1 |
|
|
|
|
8 |
Разнообразие веществ. Практическая работа № 1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» |
1 |
|
|
|
|
9 |
Воздух и его охрана. Свойства воздуха. |
1 |
|
|
|
|
10 |
Вода. Практическая работа № 2 «Свойства воды» |
1 |
|
|
|
|
11 |
Превращения и круговорот воды. |
1 |
|
|
|
|
12 |
Берегите воду! Меры по охране чистоты воды. |
1 |
|
|
|
|
13 |
Как разрушаются камни. |
1 |
|
|
|
|
14 |
Что такое почва. Практическая работа № 3 «Состав почвы» |
1 |
|
|
|
|
15 |
Разнообразие растений. Группы и виды растений. |
1 |
|
|
|
|
16 |
Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. |
1 |
|
|
|
|
17 |
Размножение и развитие растений. |
1 |
|
|
|
|
18 |
Охрана растений. Правила поведения в природе. |
1 |
|
|
|
|
19 |
Разнообразие животных. Виды животных. |
1 |
|
|
|
|
20 |
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» |
1 |
|
|
|
|
21 |
Размножение и развитие животных. |
1 |
|
|
|
|
22 |
Охрана животных. Красная книга России. |
1 |
|
|
|
|
23 |
В царстве грибов. Строение шляпочных грибов. |
1 |
|
|
|
|
24 |
Великий круговорот жизни. |
1 |
|
|
|
|
25 |
Организм человека. Практическая работа №4 «Измерение роста и массы тела человека» |
1 |
|
|
|
|
26 |
Органы чувств. Гигиена органов чувств. |
1 |
|
|
|
|
27 |
Надёжная защита организма. Первая помощь. |
1 |
|
|
|
|
28 |
Опора тела и движение. Осанка. Роль физической культуры. |
1 |
|
|
|
|
29 |
Наше питание. Практическая работа № 5 «Наличие питательных веществ в продуктах питания» Проект «Школа кулинаров» |
1 |
|
|
|
|
30 |
Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 6 «Пульс. Количество ударов при разной нагрузке» |
1 |
|
|
|
|
31 |
Умей предупреждать болезни. Закаливание. |
1 |
|
|
|
|
32 |
Здоровый образ жизни. Правила здорового образа для школьников. |
1 |
|
|
|
|
33 |
Тест «Проверим себя и оценим свои достижения за 1-е полугодие» |
1 |
|
|
|
|
34 |
Презентация трёх проектов за 1-е полугодие. |
1 |
|
|
|
|
35 |
Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии. |
1 |
|
|
|
|
36 |
Чтобы путь был счастливым. Правила поведения. |
1 |
|
|
|
|
37 |
Дорожные знаки. Экскурсия «Правильный пешеход» |
1 |
|
|
|
|
38 |
Проект «Кто нас защищает» Подготовка к выполнению. |
1 |
|
|
|
|
39 |
Опасные места. Правила поведения. |
1 |
|
|
|
|
40 |
Природа и наша безопасность. Опасности природы. |
1 |
|
|
|
|
41 |
Экологическая безопасность. Практическая работа № 7 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» |
1 |
|
|
|
|
42 |
Для чего нужна экономика. Товары и услуги. |
1 |
|
|
|
|
43 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
1 |
|
|
|
|
44 |
Полезные ископаемые. Охрана полезных ископаемых. |
1 |
|
|
|
|
45 |
Растениеводство. Практическая работа № 8 «Описание сельскохозяйственного растения по плану» |
1 |
|
|
|
|
46 |
Животноводство. Труд животноводов. |
1 |
|
|
|
|
47 |
Какая бывает промышленность. Отрасли промышленности. |
1 |
|
|
|
|
48 |
Проект «Экономика родного края» Подготовка к выполнению. |
1 |
|
|
|
|
49 |
Что такое деньги. Практическая работа № 9 «Сравнение и описание монет России по внешнему виду» |
1 |
|
|
|
|
50 |
Государственный бюджет. Доходы и расходы государства. |
1 |
|
|
|
|
51 52
|
Экономика и экология. Влияние экологических прогнозов на экономику. |
2 |
|
|
|
|
53 |
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. |
1 |
|
|
|
|
54 55 56 |
Золотое кольцо России. Города Золотого кольца, их достопримечательности. |
3 |
|
|
|
|
57 |
Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению. |
1 |
|
|
|
|
58 |
Наши ближайшие соседи. (Работа с картой.) |
1 |
|
|
|
|
59 |
На севере Европы. (Работа с картой) |
1 |
|
|
|
|
60 |
Что такое Бенилюкс. Страны и достопримечательности. |
1 |
|
|
|
|
61 |
В центре Европы. (Работа с картой) |
1 |
|
|
|
|
62 |
По Франции и Великобритании. (Франция). |
1 |
|
|
|
|
63 |
По Франции и Великобритании. (Великобритания). |
1 |
|
|
|
|
64 |
На юге Европы. (Работа с картой) |
1 |
|
|
|
|
65 |
По знаменитым местам мира. Памятники архитектуры. |
1 |
|
|
|
|
66 |
Тест «Проверим себя и оценим свои достижения за 2-е полугодие» |
1 |
|
|
|
|
67 68 |
Презентация трёх проектов за 2-е полугодие. Урок – путешествие. |
2 |
|
|
|
|
|
Резерв |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
68 ч. |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.