Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»
Оценка 4.9

Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
22.10.2024
Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»
Урок окружающего мира на тему «Полезные ископаемые»
Чеботарева Татьяна Михайловна.docx

Урок окружающего мира в 3 классе.

УМК: «Школа России»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

      -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас, проведу я. Меня зовут Татьяна Михайловна!

2. Мотивация и постановка целей урока:

- Посмотрите на меня  внимательно. Знаете ли вы для чего мне нужен этот предмет ( кирка в руке), а эти (каска,рюкзак,фонарь)?

Как называется профессия человека,которому для работы необходимы все эти предметы? (Геолог)

Сюжет про геологов и добычу полезных ископаемых.

А какой профессии шла речь в видео? Чем занимается геолог?

 Беседа по видео.

1. Каким словосочетанием  можно назвать все то,что ищут геологи?   (полезные ископаемые)

2. Как вы думаете,о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Давайте задумаемся о значении словосочетания « Полезные ископаемые», назовите и вспомните синонимы к слову ПОЛЕЗНЫЕ. А что значит слово ИСКОПАЕМЫЕ?

И сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. У вас на столах лежат бейджики.   Прикрепите их.

3. Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Ответы детей)

-На слайде   показаны слова ДРУЖБА, ИНТЕРЕС, РАДОСТЬ, ЗНАНИЕ.

- Хором прочитаем эти слова. Пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока. Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат. Отлично!  Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

3 этап. Знакомство с новым материалом.

- Итак, Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайд № 4 с расположением полезных ископаемых   на карте).

Итак, мы с вами узнали, кто такие геологи  – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых. А теперь,подумаем, как называются места на Земле, богатые полезными ископаемыми?

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Слово месторождение образовано от слов?

А как же людям добыть полезные ископаемые?Существуют закрытый и открытый способы добычи полезных ископаемых.  А как у нас в городе их добывают?

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы. 

В рабочем листе под   картинками подпишите,что относится к шахме, а что к карьеру.

4 этап. Планирование поиска способа решения. Практическая работа

У каждого предмета есть свои признаки, а у полезных ископаемых- это свойства. (свойства). Свойство - это характеристика какого-нибудь объекта, которая определяет его вид, форму, цвет. 

Сейчас мы эти свойства будем выявлять. Проведем  исследование.

У вас на парте лежат мешочки. Достаньте образцы для исследования.  Разложите их перед собой. Изучите. Возьмите в руки образец черного цвета! На какое полезное ископаемое похож этот образец?  Возьмите в руки образец белого !   Возьмите в руки образец коричневого  !   Возьмите в руки образец темно-коричневого ! Вы соотнесли образец с его названием. А теперь   положите образец на нужную ячейку с названием полезного ископаемого.  А теперь возьмите цветные карандаши, закрасьте верные свойства каменного угля красным цветом, глины-зеленым, железной руды- желтым, известняка-синим.

      Название                         

Состояние     

Цвет

Каменный уголь                               

Плотная в сухом,

 пластичная во          влажном

ЗЕЛЕНОЕ

Темно-коричневая

ЖЕЛТОЕ

Глина

Твердое; тяжелый

СИНЯЯ

Красный, серый, белый

СИНЕЕ

Железная руда

Очень твердое

тяжелый

КРАСНОЕ

Желтая, коричневая

ЗЕЛЕНОЕ

          Известняк                     

Твердая,плотная

ЖЕЛТОЕ

Черный

КРАСНОЕ

ПРОВЕРКА ТАБЛИЦЫ

Мы определили свойства полезных ископаемых. Знаете ли вы, добычей какого полезного ископаемого знаменита наша местность? Какие еще полезные ископаемые вы знаете? Показываю АПАТИТ

Мы поговорили только о твердом состоянии полезных ископаемым. Знаете ли вы полезное ископаемое в жидком состоянии? (НЕФТЬ), а в газообразном? (ПРИРОДНЫЙ ГАЗ)

5. Физминутка

Мы отлично с вами поработали, теперь нам необходимо размяться!

- Продолжаем работу.

- Итак, зная свойства полезных ископаемых, сможем ли мы определить, где их используют?

6 этап. Работа по учебнику. С 47

Используя дополнительные литературные источники (ваш учебник) найдите ответ на вопрос «Где используются полезные ископаемые?»

Читаем каждый абзац  по одному, делаем выводы,для чего используется песок,глина,известняк.(строительство)

Для чего используется уголь, природный газ? (топливо)

Для чего используется железная руда?  (для изготовления металлических предметов)

- Теперь по вашим ответам  составим небольшую схему – “паучок” (слайд с анимацией № 9).

7 этап. Бережное использование. ТЕПЕРЬ ПРОВЕРИМ ВАШУ НАУЧНУЮ ПОДГОТОВКУ. Если согласны-хлопаем в ладоши,не согласны-не хлопаем. Будьте внимательны!

- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств? НЕТ

-Для добычи полезных ископаемых используют только один метод- НЕТ

- У каждого полезного ископаемого есть определенные свойства- ДА

- Сможет ли человек жить без  полезных ископаемых? НЕТ

- Известняк используется в строительстве- ДА

8 этап. Вывод

Наше исследование в научной лаборатории подходит  к концу. Давайте подведем итог. Подумаем над словами или словосочетаниями,которые пропущены в тексте. Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить.  

9 этап. Рефлексия

 На рабочем листе найдите три смайлика. Отметься тот смайлик,который по вашему усмотрению,больше всего подходит для оценки вашего настроения на данный момент. 

10 этап. Оценивание работы.

Как научные сотрудники, оцените работу вашего коллеги.

Взаимооценка  по рабочим листам. Поменяйтесь рабочим листом с соседом.

11 этап. Домашнее задание

- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых.

Ваше домашнее задание: Подготовить сообщение о любом полезном ископаемом России.

-Для всех остальных я предлагаю выполнить работу по учебнику.

Стр.46- 50 прочитать,рубрика «Проверь себя» ответить на вопросы.


 

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок окружающего мира в 3 классе

Ход урока 1 этап. Организационный момент

Ход урока 1 этап. Организационный момент

Слово месторождение образовано от слов?

Слово месторождение образовано от слов?

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Полезные ископаемые – это клад нашей

Полезные ископаемые – это клад нашей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2024