Урок ОНЗ 4 класс "Возвратные глаголы"
Оценка 4.8

Урок ОНЗ 4 класс "Возвратные глаголы"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
4 кл
18.04.2022
Урок ОНЗ 4 класс "Возвратные глаголы"
Урок освоение новых знаний. УМК "Школа России" 4 класс учебник Канакина, Горецкий.
Возвратные глаголы.docx

Предмет:  Русский язык 

Класс:  4      

Учебник (УМК):  «Школа России», Русский язык.В.П.Канакина.4 класс

Тема урока: «Возвратные глаголы»

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

1) познакомить с понятием возвратные глаголы;

2)развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами..

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

- Здравствуйте!

-Закройте глаза , подумайте о чем-то хорошем, откройте.

-Садитесь!

-Девизом нашего урока будут следующие слова:

Мы умеем думать,

Мы умеем рассуждать.

Всё, что нужно для работы,

Будем смело выполнять.

 

 

 

 

− Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

− смыслообразование (Л);

− самоопределение (Л);

− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

 

 

 

1.-К какой части речи относятся выделенные слова ? (глаголы)

-Что вы знаете об этой части речи? Проведем блин-опрос.

- Что обозначает глагол как часть речи? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

- Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени)

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени ? (по родам и числам)

- Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)

-Как пишется не с глаголами? (отдельно)

-Что называют неопределенной формой глагола ? (начальную форму)

-Почему неопределенная форма глагола имеет такое название ? (не указывает ни на время , ни на число глагола)

-Молодцы !

2.-Прочитайте глаголы и сравните их.

обуть-обуться

причесать-причесаться

покрасить-покраситься

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (первые глаголы показывают, что действие совершается над кем-либо или над чем-либо, а вторые –что действие совершается кем-то или чем-то над собой)

-Что придает вторым глаголам такое значение ? (суффикс -ся)

-Как могут называться такие глаголы ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− умение структурировать знания (П);

− извлечение необходимой информации из текстов (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− контроль и оценка результатов деятельности (П);

− контроль, коррекция (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений (К);

−использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Выявление места и причины затруднения.

 

-В чем затруднение?

-Почему возникло затруднение?

 

 

 

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− контроль и оценка результатов деятельности (П);

− постановка и формулирование проблемы (П);

− установление причинно-следственных связей (П).

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

−выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-Где вы может найти ответ на данный вопрос ?

-Прочитайте правило на с.102 учебника.

-Как же называются такие глаголы ?

- Сформулируйте тему урока.

Учитель записывает или открывает тему на доске.

-

 

− Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);

− самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П);

− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р);

− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);

− целеполагание (Р);

− планирование (Р);

−планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).

5.Реализация построенного проекта.

 

 

-Суффикс -ся раньше был отдельным словом и имел значение «себя»:

обуться- обуть себя

причесаться -причесать себя

покраситься- покрасить себя

-Теперь стало понятнее, почему глагол называется возвратным?

- Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы.

1. Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя).

2. Встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой).

3. Удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта).

4. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта).

 

 

 

 

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

1.упр. 210.

-Прочитайте. В чем сходство и различие каждой пары глаголов?

-Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов.(-ся)

-Как вы думаете, почему в неопределенной форме перед суффиксом –ся всегда пишется мягкий знак ? (сохраняется суффикс неопределенной формы).

2.Упражнения в правописании возвратных глаголов.

-Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах  возвратных суффикс, подчеркните мягкий знак (фронтально).

Допустить ошибку (ошибиться), снять обувь (разуться),настойчиво спрашивать о чем-либо (интересоваться), приходить в негодование (злиться),приветствовать кого-либо при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).

 

 

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

 

 

1.-Скажите, были ли в физминутке возвратные глаголы? (да)

Любой глагол учитель записывает на доске , но с –ца на конце слова.

-Что вас насторожило ? (вместо –ться написали -ца)

-Почему ? (из-за произношения)

-Напишите правильно словосочетание: согну[ца] в тетради.

-Проверьте по образцу : согнуться

2.Самостоятельная работа.

-Вставьте пропущенные буквы, задавая вопрос к глаголам ,заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

 Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держа[ца] на воде, переворачива[ца] с боку на бок, уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, верну[ца] из дальней поездки.

-Проверьте свою работу по эталону.

-Кто из вас испытал затруднение?

-В каком месте?

-Почему возникло затруднение?

-Исправьте ошибку.

-Кто не ошибся?

-Что вы можете сказать?

 

 

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 -Запишите предложение под диктовку:

На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

-Найдите грамматическую основу предложения.

-Над каждым словом предложения  надпишите часть речи.

-Найдите слово, в котором все согласные звуки твердые.(дрожит)

-Назовите все имена существительные в той форме, в которой они стоят  в предложении.

….

 

 

 

 

 

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

-Какую цель урока вы ставили перед собой?

-Достигли ли вы цели? Докажите., ответив на мои вопросы.

- Каким глаголам был посвящен наш урок?

-Назовите признак  возвратных глаголов.

-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме ?

-Какой знак пишется в них перед –ся ?

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи пьедестала.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

Далее идет обсуждение домашнего задания.

Дз: выучить правило , с .103 упражнение 213

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предмет : Русский язык

Предмет : Русский язык

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам) -

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам) -

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

Упражнения в правописании возвратных глаголов

Упражнения в правописании возвратных глаголов

Проверьте свою работу по эталону

Проверьте свою работу по эталону

Оцените себя при помощи пьедестала

Оцените себя при помощи пьедестала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2022