Урок ОНЗ 4 класс "Возвратные глаголы"

  • Работа в классе
  • docx
  • 18.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок освоение новых знаний. УМК "Школа России" 4 класс учебник Канакина, Горецкий.
Иконка файла материала Возвратные глаголы.docx

Предмет:  Русский язык 

Класс:  4      

Учебник (УМК):  «Школа России», Русский язык.В.П.Канакина.4 класс

Тема урока: «Возвратные глаголы»

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

1) познакомить с понятием возвратные глаголы;

2)развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами..

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

- Здравствуйте!

-Закройте глаза , подумайте о чем-то хорошем, откройте.

-Садитесь!

-Девизом нашего урока будут следующие слова:

Мы умеем думать,

Мы умеем рассуждать.

Всё, что нужно для работы,

Будем смело выполнять.

 

 

 

 

− Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

− смыслообразование (Л);

− самоопределение (Л);

− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

 

 

 

1.-К какой части речи относятся выделенные слова ? (глаголы)

-Что вы знаете об этой части речи? Проведем блин-опрос.

- Что обозначает глагол как часть речи? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

- Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени)

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени ? (по родам и числам)

- Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)

-Как пишется не с глаголами? (отдельно)

-Что называют неопределенной формой глагола ? (начальную форму)

-Почему неопределенная форма глагола имеет такое название ? (не указывает ни на время , ни на число глагола)

-Молодцы !

2.-Прочитайте глаголы и сравните их.

обуть-обуться

причесать-причесаться

покрасить-покраситься

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (первые глаголы показывают, что действие совершается над кем-либо или над чем-либо, а вторые –что действие совершается кем-то или чем-то над собой)

-Что придает вторым глаголам такое значение ? (суффикс -ся)

-Как могут называться такие глаголы ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− умение структурировать знания (П);

− извлечение необходимой информации из текстов (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− контроль и оценка результатов деятельности (П);

− контроль, коррекция (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений (К);

−использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Выявление места и причины затруднения.

 

-В чем затруднение?

-Почему возникло затруднение?

 

 

 

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− контроль и оценка результатов деятельности (П);

− постановка и формулирование проблемы (П);

− установление причинно-следственных связей (П).

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

−выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-Где вы может найти ответ на данный вопрос ?

-Прочитайте правило на с.102 учебника.

-Как же называются такие глаголы ?

- Сформулируйте тему урока.

Учитель записывает или открывает тему на доске.

-

 

− Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);

− самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П);

− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р);

− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);

− целеполагание (Р);

− планирование (Р);

−планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).

5.Реализация построенного проекта.

 

 

-Суффикс -ся раньше был отдельным словом и имел значение «себя»:

обуться- обуть себя

причесаться -причесать себя

покраситься- покрасить себя

-Теперь стало понятнее, почему глагол называется возвратным?

- Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы.

1. Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя).

2. Встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой).

3. Удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта).

4. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта).

 

 

 

 

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

1.упр. 210.

-Прочитайте. В чем сходство и различие каждой пары глаголов?

-Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов.(-ся)

-Как вы думаете, почему в неопределенной форме перед суффиксом –ся всегда пишется мягкий знак ? (сохраняется суффикс неопределенной формы).

2.Упражнения в правописании возвратных глаголов.

-Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах  возвратных суффикс, подчеркните мягкий знак (фронтально).

Допустить ошибку (ошибиться), снять обувь (разуться),настойчиво спрашивать о чем-либо (интересоваться), приходить в негодование (злиться),приветствовать кого-либо при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).

 

 

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

 

 

1.-Скажите, были ли в физминутке возвратные глаголы? (да)

Любой глагол учитель записывает на доске , но с –ца на конце слова.

-Что вас насторожило ? (вместо –ться написали -ца)

-Почему ? (из-за произношения)

-Напишите правильно словосочетание: согну[ца] в тетради.

-Проверьте по образцу : согнуться

2.Самостоятельная работа.

-Вставьте пропущенные буквы, задавая вопрос к глаголам ,заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

 Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держа[ца] на воде, переворачива[ца] с боку на бок, уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, верну[ца] из дальней поездки.

-Проверьте свою работу по эталону.

-Кто из вас испытал затруднение?

-В каком месте?

-Почему возникло затруднение?

-Исправьте ошибку.

-Кто не ошибся?

-Что вы можете сказать?

 

 

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 -Запишите предложение под диктовку:

На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

-Найдите грамматическую основу предложения.

-Над каждым словом предложения  надпишите часть речи.

-Найдите слово, в котором все согласные звуки твердые.(дрожит)

-Назовите все имена существительные в той форме, в которой они стоят  в предложении.

….

 

 

 

 

 

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

-Какую цель урока вы ставили перед собой?

-Достигли ли вы цели? Докажите., ответив на мои вопросы.

- Каким глаголам был посвящен наш урок?

-Назовите признак  возвратных глаголов.

-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме ?

-Какой знак пишется в них перед –ся ?

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи пьедестала.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

Далее идет обсуждение домашнего задания.

Дз: выучить правило , с .103 упражнение 213