Предмет: Русский язык
Класс: 4
Учебник (УМК): «Школа России», Русский язык.В.П.Канакина.4 класс
Тема урока: «Возвратные глаголы»
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
1) познакомить с понятием возвратные глаголы;
2)развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами..
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
|
- Здравствуйте! -Закройте глаза , подумайте о чем-то хорошем, откройте. -Садитесь! -Девизом нашего урока будут следующие слова: Мы умеем думать, Мы умеем рассуждать. Всё, что нужно для работы, Будем смело выполнять.
|
|
− Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); − смыслообразование (Л); − самоопределение (Л); − планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
|
1.-К какой части речи относятся выделенные слова ? (глаголы) -Что вы знаете об этой части речи? Проведем блин-опрос. - Что обозначает глагол как часть речи? (действие предмета) - На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?) - Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени) - Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам) - Как изменяются глаголы в прошедшем времени ? (по родам и числам) - Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым) -Как пишется не с глаголами? (отдельно) -Что называют неопределенной формой глагола ? (начальную форму) -Почему неопределенная форма глагола имеет такое название ? (не указывает ни на время , ни на число глагола) -Молодцы ! 2.-Прочитайте глаголы и сравните их. обуть-обуться причесать-причесаться покрасить-покраситься -Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? -Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (первые глаголы показывают, что действие совершается над кем-либо или над чем-либо, а вторые –что действие совершается кем-то или чем-то над собой) -Что придает вторым глаголам такое значение ? (суффикс -ся) -Как могут называться такие глаголы ? |
.
|
− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − умение структурировать знания (П); − извлечение необходимой информации из текстов (П); − использование знаково−символических средств (П); − контроль и оценка результатов деятельности (П); − контроль, коррекция (Р); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений (К); −использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. Выявление места и причины затруднения.
|
-В чем затруднение? -Почему возникло затруднение?
|
|
− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − контроль и оценка результатов деятельности (П); − постановка и формулирование проблемы (П); − установление причинно-следственных связей (П). − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); −выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
|
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? -Где вы может найти ответ на данный вопрос ? -Прочитайте правило на с.102 учебника. -Как же называются такие глаголы ? - Сформулируйте тему урока. Учитель записывает или открывает тему на доске. |
-
|
− Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П); − самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П); − коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р); − контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р); − целеполагание (Р); − планирование (Р); −планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К). |
5.Реализация построенного проекта.
|
-Суффикс -ся раньше был отдельным словом и имел значение «себя»: обуться- обуть себя причесаться -причесать себя покраситься- покрасить себя -Теперь стало понятнее, почему глагол называется возвратным? - Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы. 1. Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя). 2. Встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой). 3. Удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта). 4. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта).
|
|
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
1.упр. 210. -Прочитайте. В чем сходство и различие каждой пары глаголов? -Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов.(-ся) -Как вы думаете, почему в неопределенной форме перед суффиксом –ся всегда пишется мягкий знак ? (сохраняется суффикс неопределенной формы). 2.Упражнения в правописании возвратных глаголов. -Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратных суффикс, подчеркните мягкий знак (фронтально). Допустить ошибку (ошибиться), снять обувь (разуться),настойчиво спрашивать о чем-либо (интересоваться), приходить в негодование (злиться),приветствовать кого-либо при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться). |
|
|
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
|
1.-Скажите, были ли в физминутке возвратные глаголы? (да) Любой глагол учитель записывает на доске , но с –ца на конце слова. -Что вас насторожило ? (вместо –ться написали -ца) -Почему ? (из-за произношения) -Напишите правильно словосочетание: согну[ца] в тетради. -Проверьте по образцу : согнуться 2.Самостоятельная работа. -Вставьте пропущенные буквы, задавая вопрос к глаголам ,заменяя звуки буквами, выделите орфограмму. Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держа[ца] на воде, переворачива[ца] с боку на бок, уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, верну[ца] из дальней поездки. -Проверьте свою работу по эталону. -Кто из вас испытал затруднение? -В каком месте? -Почему возникло затруднение? -Исправьте ошибку. -Кто не ошибся? -Что вы можете сказать? |
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение.
|
-Запишите предложение под диктовку: На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. -Найдите грамматическую основу предложения. -Над каждым словом предложения надпишите часть речи. -Найдите слово, в котором все согласные звуки твердые.(дрожит) -Назовите все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении. …. |
|
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
-Какую цель урока вы ставили перед собой? -Достигли ли вы цели? Докажите., ответив на мои вопросы. - Каким глаголам был посвящен наш урок? -Назовите признак возвратных глаголов. -На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме ? -Какой знак пишется в них перед –ся ? - Что особенно заинтересовало вас во время урока? -Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи пьедестала. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся. Далее идет обсуждение домашнего задания. Дз: выучить правило , с .103 упражнение 213 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.