МКОУ «Гимназия №5 им. А.А.Алиева»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Органы чувств»
Класс: 3
Подготовила: Кабулаева Х.Х.
Цель урока:
1.Познакомить детей с органами чувств.
2.Сформировать понятие «органы чувств».
3.Показать роль и специфику разных органов чувств.
4.Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
1.Изучить органы чувств и их специфику.
2.Учить устанавливать связь с жизненным опытом, способствуя развитию интереса в познании самого себя.
Развивающие:
1. Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
2.Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные обще учебные умения при работе в группах.
Воспитывающие:
1.Воспитывать бережное отношение к органам чувств.
2.Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
Тип урока: урок - исследование
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Необходимое техническое оборудование:
1.Рисунок человечка (голова, глаза, нос, рот, уши, руки).
2.Словари Ожегова (5 штук).
3.Листы картона одинакового размера, но различных цветов.
4.Геометрические фигуры.
5.Фонограммы звуков.
6.Стаканчики с луком, чесноком, апельсиновой долькой.
7.Стаканя с солёной, сладкой, пресной водой.
8.Мяч, клубок ниток, яблоко, коробка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей.
Здравствуйте, уважаемые знатоки окружающего мира.
Сегодня на урок к нам
пришёл очень странный человек. Что в нём странного?
У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта.
А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу
Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы
запахи.
Рот нужен нам для еды
Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.
А что вы чувствуете, когда на улице мороз?
Мы чувствуем холод.
II. Постановка проблемы.
Всё
это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире
Есть пять помощников на службе
у тебя,
Не замечая, их используешь
шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах
различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога, они
всегда тебе помогут.
О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств). Это будет темой нашего урока – Органы чувств.
III. «Открытие» детьми нового знания.
Давайте поставим цель нашего урока.
Для чего мы сегодня собрались? (Ответы детей: для выяснения, какой орган чувств самый главный).
Наша цель –
доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.
А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
Кстати, кто такие исследователи?
Это люди, которые что-то изучают, исследуют.
Значит,
и мы можем назвать себя исследователями.
Так что же будет предметом нашего исследования?
Мы будем исследовать человека.
Верно.
Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм.
Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте
приступим к исследованию.
1. Орган зрения.
Органы зрения.
Задание: группа получает конверт с заданиями:
- Что общего и в чём различие предметов? (листы картона одинакового размера, но различных цветов )
-Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.( геом. фигуры одного цвета, но разной формы и размера)
- Рассмотрите журналы.
- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод.
- После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего?
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
Сообщение – орган зрения.
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
расположение.
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
-Берегите зрение!
Правила
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. Не читай лежа.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.
8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен.)
Эти рисунки вызывают у нас обман зрения или как написано в научных книгах, зрительные ИЛЛЮЗИИ. Кто из вас знает, как по-другому называют фокусников в цирке?
Дети совместно с учителем формулируют название профессии: иллюзионист. Учитель делает вывод.
Обман зрения можно объяснить тем, что в обработке зрительной информации участвуют не только глаза, но мозг. Глаза правильно передают информацию, а мозг может по-разному ее воспринимать. Мозг позволяет нам видеть картинку окружающего мира целиком.
Физкультминутка (для глаз)
2. Орган слуха.
С помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
- Научное название …
- Что вам помогло услышать звуки?
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать?
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?
Сообщение – орган слуха.
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.
На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее
ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.
Береги уши
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)
Физминутка. Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.
3. Орган обоняния.
Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику.
-Определите, что внутри, не снимая крышечки.
- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах?
Проведём опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет?
-Вы хорошо справились с заданием. Какой вывод можно сделать?
- Какое научное название?
- Давайте прикрепим человечку нос, чтобы он смог почувствовать прекрасные ароматы леса.
Сообщение – орган обоняния.
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.
Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.
Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)
Следующий орган я вам называть не буду – попробуйте отгадать! Закройте глаза.
4.Орган вкуса
Для продолжения работы нам снова нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.
-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали
-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус.
-Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды?
-Дайте научное определение этому органу.
- Правильно. Давайте нашему человечку прикрепим рот, чтобы он мог почувствовать вкус спелой ягоды.
Сообщение – орган вкуса.
«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.
А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.
А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)
5. Орган осязания.
Игра «Узнай, что это?»
- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
Сообщение. – орган осязание.
Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.
Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.
Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
Вывод: – Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)
Общий вывод.
Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)
Итог.
Итак достигнута ли
цель нашего урока? Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из
органов чувств самый важный.
Да достигнута – мы выяснили, что без исключения органы чувств все важны!
Итак, сколько у человека органов чувств? (5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Какие органы за них отвечают? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).
Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.
А надо ли беречь органы чувств? ( Да.)
Рефлексия:
под руководством учителя дети встают, мысленно кладут на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.
-А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?
-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
-Назовите их.
-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Как бы оценили своё настроение после урока? Лесенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.