муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 4
Имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Мильченко Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Тип урока: урок формирования новых знаний
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
Формы работы: индивидуальная, групповая
Подходы: личностно-ориентированный, компетентностный
Актуальность. На Руси представления о высшей красоте, добре и гармонии из века в век связывали с храмом. Церкви на Руси всегда отличались от бытовых сооружений своей архитектурой и внутренним украшением. Храм – это то место, куда мы входим с надеждой очистить душу, поставить свечу перед иконой, попросить у Бога помощи и защиты. Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести Храм Петра и Павла в г. Ярцево.
Методы и приемы: виртуальная экскурсия, разгадывание викторины.
Цели по достижению образовательных результатов (ФГОС):
Личностный результат: проявление интереса к освоению значения главных понятий православной культуры, умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
.Метапредметныйрезультат: уметьориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
Предметный результат: определять содержание понятий церковь, храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские Врата, звонница.
Цель урока:определить: Сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека
Основные понятия и термины: церковь, храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские Врата, звонница.
Оборудование:
Мультимедийный проектор; компьютер; презентация слайдов
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.
II. Ход урока:
Какое сооружение в старину являлось одновременно архивом, библиотекой, школой, залом для светских церемоний и кладбищем?
Учитель. Каков будет ответ на загадку? (Возможный ответ – церковь, храм, собор.) Об одном из таких сооружений мы поговорим сегодня.
Тема нашего урока «Православный храм».( слайд 1) Мы сегодня отправляемся на заочную экскурсию в Православный храм Петра и Павла в нашем городе. Познакомимся с назначением и устройством храма, узнаем о правилах поведения в храме.
Это и будет темой нашего урока.
Учитель. А что вы знаете о православном храме? Знаем ли мы, для чего строятся храмы? Какую роль они играют в жизни человека? Как отличить храм от других сооружений?
Целеполагание. Приём «З-Х-У».
Учащиеся в тетради заполняют первые две колонки таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
Учитель: Попробуйте дать определение слову «храм». (Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.) (В храме много икон.)
Учитель: Зачем люди посещают храмы?
-(В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то)
Учитель: Все ваши ответы абсолютно правильные.
Учитель: Прочитаем более подробное определение по словарю С. И. Ожегова (читают по словарю С. И. Ожегова):
Храм – здание для богослужения, церковь.
Учитель: Другими словами, храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».
По- другому храм ещё называют – церковь.
На Руси всегда было много храмов. Сейчас православные традиции возрождаются, восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в наш храм и попробуем найти ответы на вопросы:
1.Что такое православный храм ?
2.Как внешне устроен храм?
3.Как устроен храм внутри?
Перед вами на партах лежит словарь слов, которые помогут вам во время экскурсии.
Словарь: · Священник ( поп) – православный священнослужитель, официальное обращение – «Ваше преподобие», бытовое разговорное – «отец», «батюшка». · Зво́нница – это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь. · В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. · Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан. · Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии. · Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь , Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. · Кадило, или кадильница – металлический сосуд, состоящий из двух половинок, подвижно соединенных между собой тремя или четырьмя цепочками, которые служат также для ношения кадила и собственно процесса каждения. В чашку кадила кладется горящий древесный уголь, а на него насыпается ладан (древесная ароматическая смола, ливан). · Иконоста́с — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая в византийском обряде алтарь от остального храмового помещения.
|
ΙΙΙ. Экскурсия начинается.
1)
Храм Божий невозможно построить по приказу. И если храм строится
или восстанавливается, это значит, что он нужен людям, что жива на Руси вера
Православная. Люди идут к Богу, и Господь дает им свою благодать, укрепляет
духовно и физически, исцеляет недуги, дает силы сопротивляться греху, злу и
неправде.
Исстари на Смоленщине было много церквей и храмов. В деревне Ульховская
Слобода действовала маленькая деревянная церковь. После принятия Синодом
решения о перестройке деревянных храмов, в живописном пригороде, в Ульхово, в
начале XX века был построен храм Петра и Павла.
Храм строился очень долго. Полностью строительство завершилось только после революции, в 1924 году. Его облик сиял над окрестностью в радиусе десяти километров, а то и дальше. В полдень, когда солнце было на юге, 13 позолоченных крестов храма сияли, переливаясь радужными огнями над зелеными куполами. Центральный купол - самый высокий. Вокруг него - четыре средних и чуть ниже восемь малых.
Большим разрушениям подверглась церковь во время Великой Отечественной
войны.
Так и остался стоять обезображенный храм на многие годы, пока
архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл не направил в Ярцево отца
Николая (позже нареченного отцом Вадимом) и не предложил ему восстанавливать
храм. Отец Вадим смог убедить людей, что развалины храма никого не сделают
чище, милосерднее, и день за днем притаптывал траву,про торил узенькую
тропинку, которая теперь превратилась в дорогу к храму.
Вновь открылся храм на Пасху 1986 года, а в своей первозданной красоте храм
поднялся в 1995 году, 12 июля, и был освящен Митрополитом Смоленским и
Калининградским Кириллом во имя Первопрестольных апостолов Петра и Павла.
С воссозданием в Ярцеве православного храма, начали возрождаться в нашем городе и традиции духовного просвещения. В 1994 году, когда были завершены основные реставрационные работы в церкви Петра и Павла, было решено создать при храме Воскресную школу. Поначалу занятия проходили в здании церкви, а некоторое время спустя, классы для воскресной школы предоставил клуб "Ровесник". Занятия проводили священнослужители Петропавловского храма и прихожане, имеющие педагогическое образование.
В настоящее время при Православном центре действует Воскресная школа для детей, проводятся семинары для взрослых. Все желающие могут пользоваться читальным залом церковной библиотеки.
Юные прихожане активно участвуют в богослужении. В праздничные дни устраиваются концертные программы и представления в Приходе, а так же в детских садах, школах и клубах нашего города.
2) Рассмотрим внешнее строение храма.
Отличительной чертой каждого православного храма, является наличие купола, на котором находится крест.)
Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
- (Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.)
Учитель: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Учитель: Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
Учитель:
Купола храма
накрыты способом – лемех.
Лемех – деревянная черепица, которая чаще всего используется для
покрытия глав, шеек, бочек и других частей церковных верхов. Лемех представляет
собой короткие дощечки и по форме напоминает лемех плуга, отсюда и название.
Концы лемеха делаются виде ступенчатых прямоугольных уступов.
Самый большой колокол для храма отлила семья Егоровых.
3) Так устроен храм внутри
Самой старинной иконой в храме является Икона Богоматери Одигитрии.
Перед Иконой Богоматери Скоропослушницы в храме горит негасимая лампада.
В окнах храма сохранились старинные витражи.
В храме хранятся частички святых из Киево-Печерской Лавры.
Наша виртуальная экскурсия закончена.
Всем, кто хочет посетить храм, необходимо ознакомиться с правилами поведения.
Памятка, идущему в храм
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
(Игумен Виссарион Остапенко)
ΙV. Подводя итоги урока, прошу вас ответить на вопросы викторины о нашем храме:
v Сколько куполов в храме?
v Какая из старинных икон занимает почётное место в храме?
v Перед какой иконой в храме горит негасимая лампада?
v Ковчег с частицами каких святых хранится в храме?
V. Рефлексия.
Дополните предложения:
o сегодня я узнал...
o я понял, что…
o было интересно узнать, что…
o мне захотелось…
o ничего не понял, так как…
Очень хочется верить, что теперь вы сами сможете провести экскурсию по
Храму Петра и Павла.
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.