В процессе взросления дети и подростки постепенно накапливают знания, формируют представления, ценностные установки, взгляды и навыки по отношению к телу человека, интимным отношениям и сексуальности. Для этого они используют разные источники информации.
На ранних стадиях развития неформальные источники
Старшие товарищи
Друзья
В том числе, родители, которые играют первостепенную роль
Специалисты
Медработников
педагогов
социальных работников
психологов
К помощи специалистов прибегают только тогда, когда возникает проблемная ситуация, оказать помощь в разрешении которой может только специалист.
Значительная часть воспитания по вопросам сексуальности происходит без вовлечения специалистов; тем не менее, им отводится важная роль в этом процессе. Несомненно, вероятность того, что формальное образование «формирует» сексуальность человека невелика, и роль врачей и педагогов, как правило, сводится к разрешению и предотвращению проблем (таких как нежелательная беременность и инфекции, передающиеся половым путём).
Разнообразие систем сексуального образования в Европе
Возможные способы использования настоящих стандартов в значительной степени зависят от форм и методов сексуального образования. Европа в этом отношении неоднородна.
Возраст, с которого начинается сексуальное образование в Европе, сильно варьируется. Согласно отчёту проекта «SAFE»8 , его начинают преподавать с пяти лет в Португалии и с 14-ти лет в Испании, Италии и на Кипре.
Используется широкое определение, которое включает в себя не только физические, эмоциональные и интерактивные аспекты сексуальности и половых отношений, но и разнообразие других аспектов, таких как дружба, ощущение безопасности, чувство уверенности и привлекательности.
Термин «соответствующий возрасту»
Термин обозначает постепенное углубление в то, что является интересным и релевантным, и какая степень детализации необходима в определенном возрасте или на определенной стадии развития. Ребенок в возрасте четырех лет может спросить откуда появляются дети и ответа «из маминого животика» обычно достаточно, т.к. такой ответ соответствует его возрасту. Тот же самый ребенок лишь позже может начать интересоваться: «Как ребенок попал в мамин животик?». Для этого возраста подходящим будет уже другой ответ. Ответ, который не подходит ни в коем случае: «Ты еще слишком маленький, чтобы знать об этом!». Соответствие возрасту объясняет, почему необходимо заново пересмотреть одни и те же темы сексуального образования в разном возрасте; в процессе взросления они исследуются более основательно.
Протекание сексуального развития
Сексуальность детей и взрослых различается, и что взрослые не должны рассматривать сексуальное поведение детей и молодежи со своей позиции. Взрослые придают поведению сексуальную значимость на основе своего опыта взрослых, и иногда им трудно видеть вещи глазами детей. В тоже время необходимо адаптировать их позицию.
Индивидуумы играют важную и активную роль в процессе собственного развития на разных стадиях жизни. Интеграция сексуальности с другими аспектами личности, такими как развитие чувства собственного достоинства, способностей к взаимоотношениям и привязанности, является важной задачей развития молодежи. Все изменения в процессе сексуального развития также подвергаются влиянию биологических, психологических и социальных факторов: исходя из собственного опыта, люди развивают свое понимание того, какой тип сексуального поведения – когда и с кем – является «надлежащим», какие последствия и реакции последуют и как им к этому относиться.
Сексуальное образование означает усвоение знаний о когнитивных, эмоциональных, социальных, интерактивных и физических аспектах сексуальности. Сексуальное образование начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении юношества и совершеннолетия. Применительно к детям и молодежи, оно ставит своей целью содействие и защиту сексуального развития. Оно постепенно расширяет возможности детей и молодежи, обеспечивая их информацией, навыками и позитивными ценностными установками, чтобы они могли осознавать и получать удовольствие от своей сексуальности, иметь безопасные и приносящие удовлетворение отношения и нести ответственность за сексуальное здоровье и благополучие как самих себя, так и других.
Все типы ценностных установок и норм поведения (специфические для гендера или другие) передаются с юного возраста посредством СМИ, через родителей и других воспитателей. На каждой отдельной стадии жизни сексуальность выражается в разных формах и обретает новую значимость. Развитие эффективных навыков межличностного общения лежит в основе сексуальной жизни отдельной личности и подвергается сильному влиянию со стороны ее/его истории личностного развития. Семейные обстоятельства, общение с ровесниками, сексуальное образование, сексуальная асфиксия и первый сексуальный опыт обуславливают сексуальное восприятие и ощущения, мотивацию, отношение и способность к взаимодействию. Таким образом, такой опыт служит определенной цели: он создает основу для понимания собственных ощущений, поведения и понимания поведения других. В процессе развития дети и молодежь также познают границы.
Протекание сексуального развития первые 10 лет
На протяжении первых шести лет узнают о своем собственном теле. Между вторым и третьим годами жизни они узнают о физических различиях между мужчинами и женщинами. В этот период дети начинают познавать свои собственные тела (мастурбация в раннем детстве, самостимуляция) и также могут пытаться исследовать тела своих друзей (игра в доктора). Дети познают свою окружающую среду посредством экспериментов, и в этом отношении сексуальность не отличается от других сфер познания. В результате многочисленных наблюдений были установлены общие характеристики сексуального поведения детей, что подтверждает, что такой тип поведения считается нормальным.
У детей постарше начинает развиваться чувство стыда, и семья зачастую является одним из задействованных факторов. В шестилетнем возрасте дети все еще очень любознательны, но они начинают замечать, что родители уже не так реагируют на их вопросы, как они утверждают.
Дети в младшем школьном возрасте становятся более интровертными и стыдливыми. Сексуальность приобретает скрытый характер, а их нравственное развитие вызывает усиливающееся чувство стыда в отношении своей сексуальности. На этой стадии начинаются сексуальные игры. Это наблюдалось у одной трети восьмилетних мальчиков; этот показатель увеличивается с возрастом. По большему счету, у девочек сексуальная активность ниже, но сексуальный интерес возрастает по мере взросления.
Смещение интересов в подростковом возрасте и сексуальное развитие во время полового созревания
К 11 – 13 годам интерес детей меняется по мере того, как они начинают сильнее концентрироваться на детальных сведениях о теле и половых органах: не только на своих, но особенно у противоположного пола. В период полового созревания социальная идентичность дополняется поиском психологической идентичности. Подростки размышляют о своих личных качествах и значимости, а также задумываются о своем месте в жизни. Начиная с около 10 лет у детей усиливается интерес к сексуальности взрослых. У них появляются эротические фантазии. Тем не менее, у них может проявляться чувство стыда или небрежности, если попытаться заговорить с ними о сексуальности.
13-15 лет половое созревание начинается и у большинства мальчиков. Увеличивается рост яичек и полового члена, на лобке и в подмышечных впадинах начинают расти волосы. Происходит скачок роста. Их голос становится более низким, на лице пробиваются усы и борода. Первая эякуляция у мальчиков происходит в 13 лет (в среднем), что свидетельствует об их зрелости и способности к зачатию ребенка. У девочек также продолжается процесс развития. У них уже произошел скачок роста, и выросли волосы в подмышечных впадинах и на лобке. В 12 лет (в среднем) у девочек появляется первая менструация, что свидетельствует о половой зрелости и способности к беременности. Мастурбация становится более частым явлением, это вероятнее у мальчиков, чем у девочек.
Мастурбация — это естественное занятие для ребёнка, который проходит через пубертатный период. Будьте готовыми к разговорам о мастурбации со своим ребёнком, чтобы у него не развилась тревога по поводу своих действий. Wrobel (2003) включила в свою книгу "Taking care of myself" ("Уход за собой") раздел о мастурбации, причём как о мужской, так и о женской. В ней даны правила о том, где и когда можно мастурбировать. Kerr-Edwards и Scott (2010) в своей книге "Talking together... about growing up" ("Разговаривая вместе... о взрослении") используют картинки и истории, чтобы объяснить мастурбацию как мальчикам, так и девочкам, а также важность того, что мастурбировать можно исключительно не на людях.
На веб-сайтах BBC есть биологическое описание эрекции, которое можно показать вашему сыну (ссылка). Читая это объяснение вместе с вашим сыном, и, возможно, смотря интерактивное видео по анатомии, показывающее развитие мужских гениталий, вы можете убедить своего сына в том, что происходящее с его телом случается со всеми мальчиками и мужчинами. При разговоре с сыном об эрекциях вам также будет необходимо объяснить ему поллюции.
Важно, чтобы ваш ребёнок знал, как очистить себя после этого, и имел под рукой бумажные/влажные салфетки или подходящее полотенце. В случае поллюций вы можете пожелать, чтобы ваш сын сказал вам, что случилось, для того чтобы вы вместе смогли бы сменить постельное бельё. Если ваш ребёнок считает это сложным, вы можете выработать символ или знак, который он станет вам показать. Возможно, это будет карточка или жест рукой, который даст вам знать, что произошло.
Личное и публичное
Когда вы говорите со своими детьми о половом созревании, вам может понадобиться дать им некоторые инструкции о том, с кем они могут говорить о каких-либо вопросах, беспокоящих их, например, с мамой, папой, врачом и школьной медсестрой. Также вам может понадобиться сказать им о "личных" и "публичных" комнатах и о том, что им следует практиковать отдельные действия, такие как мастурбация, только в "личных" комнатах. Чтобы разъяснить это, вы можете поместить знак "личная" на дверях их личного места в доме, например на их спальне. Однако, пожалуйста, удостоверьтесь, что ваш ребёнок понимает: если на комнате написано "личная", это не обязательно означает, что это подходящее место для вообще любого рода сексуальной активности (National Children's Bureau, Sex Education Forum, 2004).
Вы также можете установить правило, что люди должны стучаться в дверь любой спальни, прежде чем туда войти. Вам понадобится удостовериться, что каждый, кто посещает ваш дом, в курсе этих правил. Тема личного пространства также может быть расширена до разговоров о том, как обеспечить свою безопасность. Вы можете использовать Social Story™ ("социальные истории", авторская методика Carol Gray) для того, чтобы описать возможные ситуации, в которых другой человек может вести себя неподобающе по отношению к ним, и если они обеспокоены поведением кого-либо по отношению к ним, они должны сказать об этом, например, своим родителям или учителю. (Как Kerr-Edwards and Scott (2010), так и Wrobel "Taking care of myself" (2003) говорят о личном пространстве и обеспечении собственной безопасности).
К 15 – 20 годам у молодежи идет постепенное становление их сексуальной ориентации, в то же время у них формируются и утверждаются сексуальные предпочтения.
Целостное сексуальное образование должно основываться на следующих принципах
Сексуальное образование соответствует возрасту, уровню развития и пониманию молодежи, а также учитывает культурную и социальную среду и половую принадлежность
В основе сексуального образования лежит целостная концепция благополучия, которая включает здоровье
Сексуальное образование твердо основывается на гендерном равенстве, самоопределении
Сексуальное образование основывается на точных научных данных
Сексуальное образование охватывает широкий спектр вопросов, связанных с физическими, эмоциональными, социальными и культурными аспектами. Оно не должно сводиться к профилактике заболеваний, а скорее включать эти аспекты в рамках более широкого подхода, исключающего осуждение; кроме того, оно не должно основываться на страхе. Таким образом, подразумевается позитивное отношение к сексуальному благополучию. Такое целостное понимание сексуального образования предопределяет тщательный выбор разных методов, адресованных разным типам учеников и к разным типам восприятия. Важным условием сексуального образования является тот факт, что учащиеся должны всегда чувствовать, что они находятся в безопасности: необходимо уважительно относиться к их частной жизни и их границам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.