Урок: Падеж имён существительных
Оценка 4.8

Урок: Падеж имён существительных

Оценка 4.8
docx
28.02.2022
Урок: Падеж имён существительных
имя существительное.docx

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Падеж имён существительных

(с использованием технологии развития критического мышления)

Цель урока:

познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении;

тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.

Задачи урока:

1.      Развивать навыки грамотного письма.

2.      Развивать и совершенствовать речь учащихся.

3.      Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.

4.      Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.

Методы обучения:

•        Словесные (беседа, фронтальный опрос);

•        Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

•        Практические (упражнения);

•        Поисковые (частично-поисковые);

•        Аналитический;

•        Самостоятельной работы учеников.

Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная

Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.

Ход урока:

–Здоровья всем, радости, радужного настроения!

Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!

Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»

–Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»  В чем сила этих слов? Что это значит?

- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.

- Тема урока сегодня ….   (Попробуйте сами догадаться каким будет сегодня новое знание, и тему назовёте сами). Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)

- Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что? именами _______________. “______________” – это звучит серьезно.  Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.

- Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?

- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.  Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)

-Какой будет тема урока?   (на доске появляется серединка ромашки)

-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные?(повторим, откроем)

- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое.

1.      Стадия вызова.

Прием «Цветок ассоциаций»

- Обратите внимание на доску (на доске/экране цветок без лепестков). Перед нами цветок, который называется «Имя существительное», вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. Соберём на лепестки все ассоциации, связанные с этой частью речи (называют по цепочке признаки, стараясь не повторяться, помощники прикрепляют лепесток на место; педагог тоже заполняет на случай, если учащиеся что – то упустили).

- Вы назвали много ассоциаций, связанных со словом «существительное».

- Можно на этом остановиться?  (Хотелось бы, что бы знания были организованы, структурированы в систему. Надо оформить их в кластер)

2. Составление кластера

Сначала пишем слово «Имя существительное» в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

3.  Пробуждение интереса к новой теме. Определение темы урока.  Постановка учениками собственных целей.

Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы.

Текст для чтения. Существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам.  Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение».   В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15,  в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет!  Каждый падеж русского языка имеет своё название. 

V (уже известно) – (не согласны)   + (интересно, неожиданно)    ? (хотим узнать больше)

–       О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие вопросы отвечают)

–       Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?  Сформулируйте тему нашего урока.

–       Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма). 

–       Знакомство с падежами русского языка. Работа в парах

Каждая пара получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте представим падежи имени существительного:

1.      Есть именительный падеж,

И нет на нём чужих одежд.

Его легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

2.А я – падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? Нет – вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И с, и до, и у, и из –

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож?

3.      Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

4.А я – винительный падеж

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

5.А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Любуюсь! – Чем?

Творите! – С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам перед, под и над

В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6.   Я – падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет немил.

О ком? О чём я говорил?

Ах да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Пусть будет о, и в, и при –

Ты их случайно не сотри:

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

Сказка о падежах.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

–       Давайте просклоняем слова кот, дом

1.      Рефлексия.

Какие задачи мы должны были решить на уроке?

Смогли ли мы достичь поставленных целей.

Блиц-опрос.

•        Сколько падежей в русском языке? (6)

•        Перечислите их.

•        Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

• Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

• В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

Домашнее задание: Сделать памятку «Падежи имён существительных».


 

Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе

Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай»

Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай»

Вы назвали много ассоциаций, связанных со словом «существительное»

Вы назвали много ассоциаций, связанных со словом «существительное»

Развивать навыки грамотного письма)

Развивать навыки грамотного письма)

С каким падежом познакомились?

С каким падежом познакомились?

С каким падежом познакомились?

С каким падежом познакомились?

Перечислите их. • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам) •

Перечислите их. • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам) •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2022