Тема: Правила личной гигиены.
Цели: формировать у детей представление об основных правилах личной гигиены; содействовать пониманию необходимости их выполнения, учить правильно выполнять некоторые действия по гигиене полости рта, рук; формировать умение объяснять свой выбор варианта поведения.
Оборудование: учебное пособие «Человек и мир» 1 класс / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук, рабочая тетрадь «Человек и мир» 1 класс / Е.С. Яцкевич, презентация «Правила личной гигиены».
Ход урока
1. Организационный момент
- Вы готовы, глазки?
- Да! (учащиеся смотрят в «бинокль»)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (учащиеся прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (учащиеся гладят руки)
- Значит все готовы? (Да!)
- Тогда давайте послушаем тишину (один ученик выходит к учителю, становится спиной к классу и слушает, как тихо дети садятся на свои места. Далее говорит, какой ряд сел тише всех).
2. Постановка темы и цели урока
- Внимание на экран. (Фрагмент мультфильма «Мойдодыр» - первых 45 секунд).
– Почему от мальчика сбежали
вещи?
– А вы догадались, как можно назвать этого
мальчика? (Неряха, грязнуля.)
– Правильно. Что надо делать, чтобы не стать
похожим на этого мальчика? (Мыть
руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)
- И о чём же мы сегодня на уроке будем говорить? (Ответы)
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие правила необходимо соблюдать каждому человеку, чтобы его внешний вид был приятен окружающим людям. Тема нашего урока: правила личной гигиены.
- Как вы думаете, кто сегодня пришёл к нам на урок? (Мойдодыр)
- Совершенно верно. Именно Мойдодыр будет давать нам задания, а также следить за тем, как мы будем их выполнять (На доску вывешивается плакат и изображением сказочного героя).
3. Актуализация знаний
- Как вы понимаете, что значит «личная гигиена»? (Это уход за своим телом, содержание его в чистоте).
- Отгадайте загадки Мойдодыра о предметах, которые ежедневно помогают человеку быть чистым. (По ходу отгадывания открываются слайды с ответами-картинками).
Гладко и душисто,
Моет очень чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это? (Мыло)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце)
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
Я увидел свой портрет,
Отошёл – портрета нет. (Зеркало)
Лёг в карман и караулю
Реву, Плаксу и Грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
- Как называются все эти предметы? (Слайд: «Средства личной гигиены»)
- Для чего они нужны? (Ответы)
4. Объяснение нового материала
1) Работа с учебным пособием (Загадка. Слайд «Вода»).
- Рассмотрите рисунки (с.18). Как вы понимаете поговорку «Чаще мойся, воды не бойся»?
- Зачем надо мыться? (Никто не захочет дружить с грязнулей) (Слайд с изображением грязных и неопрятных детей).
- От грязи размножаются микробы. (Слайды о микробах)
- Микробы – это маленькие, невидимые живые организмы, которые живут везде – в почве, воздухе, воде, теле человека. Микробы вызывают различные заболевания. Они могут попасть в организм человека через открытые раны, поры в коже, рот, нос, глаза, при контакте с больным человеком. Мыло и вода убивают или удаляют микробы. (Картинка на слайде)
- Какие предметы не следует никому давать? Почему?
Музыкальная физминутка
2) Эвристическая беседа «Почему болят зубы?»
- О чём сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: «Полон хлевец белых овец»? (Зубы) (Картинка на слайде)
- Сколько у вас зубов? Какие они? ( Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте не уже не вырастет. )
- Для чего нужны зубы? (Чтобы измельчать пищу, без зубов невозможно правильно произнести звуки).
Чтение стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы» (Рассказывает один ученик наизусть).
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные …
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем доченьку занять,
Чтоб боль зубную снять?..
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб был повреждён, в нём дырочка).
- Почему же появилось повреждение? (Она ела много сладостей, неправильно ухаживала за ними.)
Обучение правилам чистки зубов (Слайд).
Учащиеся выполняют все движения с вымышленной зубной щеткой.
· Движение зубной щётки вверх-вниз.
· Движение щётки вперёд-назад, чистим внутреннюю сторону зубов.
· Круговыми движениями почистим переднюю сторону зубов.
Слушание стихотворения (Рассказывает один ученик наизусть):
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на приём,
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Физминутка «Да-нетка». Когда учитель называет то, что вредит зубам, дети топают ногами. Когда называет то, что полезно для зубов, то хлопают в ладоши.
Есть много сладкого; иногда чистить зубы; кусать твёрдые предметы; грызть школьные принадлежности; есть много яблок; каждый день пить кока-колу; любить и кушать морковь; есть очень горячую пищу; чистить зубы 2 раза в день; бояться стоматолога; есть фрукты; после еды полоскать рот.
3) Уход за волосами и ногтями (Слайды)
- Как мы должны ухаживать за своими волосами? За ногтями? Почему необходимо вовремя обрезать ногти? (Ответы)
5. Закрепление изученного материала
1) Работа в тетради
- Что мы видим этой картинке? (Средства личной гигиены) (Слайд)
- Вам необходимо раскрасить те средства гигиены, которыми вы пользовались сегодня утром. (Дети работают самостоятельно).
- А теперь рассмотрите ещё один рисунок. Почему у мальчика разболелись зубы? (Он ел много сладкого, а это вредит зубам).
- Вам нужно найти в наклейках изображения продуктов питания, которые полезны для зубов, и наклеить их. (Выполняют с комментированием).
2) Игра с мячом «Закончи предложение»
· Личная гигиена – это …
· Руки следуем мыть …
· Чтобы быть чистым, нужны …
· Микробы опасны, потому что …
· Нельзя давать другим…
· Микробы бояться …
· Зубы надо чистить …
· Для зубов полезно …
· Больные зубы нужно обязательно …
· Ногти нужно …
6. Подведение итогов урока
- А теперь ответьте на вопросы нашего гостя Мойдодыра.
- Как вы понимаете пословицу: «Кто аккуратен, тот людям приятен»?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что вам понравилось больше всего на уроке?
- Какое задание было самым сложным для вас?
- Кого мы можем похвалить на уроке? Почему?
7. Рефлексия
- Оцените свою работу и настроение в конце нашего урока. Если вам было интересно и вы отлично справились со всеми заданиями Мойдодыра, то покажите солнышко. Если вам было немного сложно выполнять задания или вы не успевали за классом, то покажите тучку с солнышком. А если же вам было очень тяжело и вы заканчиваете урок с грустным настроением, то покажите тучку. (Свой выбор самооценки учащиеся устно комментируют).
- Посмотрите, что говорит нам Мойдодыр: «Молодцы ребята! Спасибо за урок!»(Слайд)
- Значит, ему понравилось, как мы работали, и он всех нас хвалит за наши старания на уроке!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.