Урок по черчении

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 1.docx

Урок 1

Стандарты на чертежи. Линии чертежа. Шрифты чертежные. Масштабы. Нанесение размеров

Программный информационный материал

Понятие о стандартах. Форматы, рамка и основная надпись. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

 

Комментарий к уроку

Необходимо показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому.

На этот урок вынесен весь программный материал, касающийся предварительной информации о стандартах на чертежи. Этот материал сконцентрирован в §2 учебника, где имеются и соответствующие упражнения.

Однако сведения о форматах чертежей, нанесении размеров, масштабах могут быть рассмотрены и позднее — после изучения метода проецирования.

Программа рекомендует рассмотреть на этом уроке все линии, кроме разомкнутой. Показывая чертежи с различными линиями, можно задать учащимся несколько вопросов для проверки их знаний об этих линиях, их назначении, начертании.

Графические работы №№1, 2, приведенные в учебнике, не входят в обязательный минимум работ по программе 9 класса. Однако задание на выполнение чертежа «плоской детали» может быть рекомендовано учащимся для выполнения его в «Рабочей тетради» (или на формате). Данная работа позволит учителю выявить умение учащихся работать чертежными инструментами и необходимость использования рассмотренных правил оформления чертежей при их выполнении.

 

Содержание урока

Изучение нового материала

Беседа о стандартах может быть построена по следующему плану:

1.  Определение стандарта, виды, значение.

2.  Стандарты ЕСКД, их назначение.

3.  Изменения стандартов, причины.

4.  Форматы: назначение, размер формата А4, оформление.

5.  Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи, расположение на чертеже.

Демонстрация нескольких чертежей, в том числе и ученических, где использованы различные линии для выявления формы и размеров изображенных предметов.

Опираясь на таблицу следующего типа (рис. 1) или на рис. 21 из учебника, вычертить последовательно на доске


 

 

 


 

 

 

 

36

 

 
Сплошная основная (линия видимого контура)

12Штриховая (линия невидмого контура)

Штрих-пунктирная

(осевая)

Надпись: 36Штрих-пунктирная (центровые)

 

 

2030Сплошная тонкая (выносная)

 

Сплошная тонкая (размерная)

а)                                     б)

Рис. 1. Линии чертежа


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: 2030


  12


 

                               S (0,5 - 1,4)

 

                               S/3 - S/2

 

S/3 - S/2

                                S/3 - S/2

 

    S/3 - S/2

 

                                  S/3 - S/2

Рис. 2. Толщина линий чертежа

 

необходимые линии, записывая их названия, толщину и указывая назначение (рис. 2 «Толщина линий чертежа»).

1.   Демонстрация производственных и учебных чертежей с надписями, выполненными чертежным шрифтом.

2.  Информация о стандартном чертежном шрифте с одновременным изображением на доске одной-двух букв (можно со ссылкой на рис. 26 учебника).

3.  Назначение размеров на чертежах.

4.  Линейные и угловые размеры.

5.  Выносные и размерные линии, правила их проведения на чертежах, написание размерных чисел.

6.  Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов.

7.  Применение условностей при нанесении размеров сто- рон квадрата, указание толщины и длины детали, приме- нение записи с указанием количества отверстий в детали.

8.  Назначение масштаба при изображении деталей, за- пись масштаба на чертеже.

Примечание: при изложении материала о масштабах можно выяснить у учащихся, что им уже известно о масш- табах из уроков географии, технологии, математики.

Закрепление материала

Пользуясь таблицей следующего типа (рис. II, Прило- жения), задать учащимся ряд вопросов по рассмотренно-  му материалу: назначение линий чертежа, название каж- дой линии, примерное соотношение толщин и др.

Графическая работа

Выполнение упр. 5, 6 из «Рабочей тетради» или из учебника (с. 29, рис. 34, упр. 5 и 6), или упр. следующего типа (рис. III, IV, V «Нанесение размеров», см. Приложе- ния).

Задание на дом

По учебнику: §2.

Выполнить упр. 2 из учебника (с. 20, рис. 23), ответить на вопросы в учебнике (с. 20).

Упражнение 2 удобно выполнять в электронном учеб- нике.