Урок 1
Стандарты на чертежи. Линии чертежа. Шрифты чертежные. Масштабы. Нанесение размеров
Программный информационный материал
Понятие о стандартах. Форматы, рамка и основная надпись. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Комментарий к уроку
Необходимо показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому.
На этот урок вынесен весь программный материал, касающийся предварительной информации о стандартах на чертежи. Этот материал сконцентрирован в §2 учебника, где имеются и соответствующие упражнения.
Однако сведения о форматах чертежей, нанесении размеров, масштабах могут быть рассмотрены и позднее — после изучения метода проецирования.
Программа рекомендует рассмотреть на этом уроке все линии, кроме разомкнутой. Показывая чертежи с различными линиями, можно задать учащимся несколько вопросов для проверки их знаний об этих линиях, их назначении, начертании.
Графические работы №№1, 2, приведенные в учебнике, не входят в обязательный минимум работ по программе 9 класса. Однако задание на выполнение чертежа «плоской детали» может быть рекомендовано учащимся для выполнения его в «Рабочей тетради» (или на формате). Данная работа позволит учителю выявить умение учащихся работать чертежными инструментами и необходимость использования рассмотренных правил оформления чертежей при их выполнении.
Содержание урока
Изучение нового материала
Беседа о стандартах может быть построена по следующему плану:
1. Определение стандарта, виды, значение.
2. Стандарты ЕСКД, их назначение.
3. Изменения стандартов, причины.
4. Форматы: назначение, размер формата А4, оформление.
5. Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи, расположение на чертеже.
Демонстрация нескольких чертежей, в том числе и ученических, где использованы различные линии для выявления формы и размеров изображенных предметов.
Опираясь на таблицу следующего типа (рис. 1) или на рис. 21 из учебника, вычертить последовательно на доске
36
Сплошная
основная (линия видимого контура)

![]()
Штриховая
(линия
невидмого
контура)
Штрих-пунктирная
(осевая)

Штрих-пунктирная (центровые)
![]()
Сплошная
тонкая (выносная)
Сплошная тонкая (размерная)
а) б)
Рис. 1. Линии чертежа
30
![]()
12
S (0,5 - 1,4)
S/3 - S/2
S/3 - S/2
S/3 - S/2
S/3
- S/2
S/3 - S/2
Рис. 2. Толщина линий чертежа
необходимые линии, записывая их названия, толщину и указывая назначение (рис. 2 «Толщина линий чертежа»).
1. Демонстрация производственных и учебных чертежей с надписями, выполненными чертежным шрифтом.
2. Информация о стандартном чертежном шрифте с одновременным изображением на доске одной-двух букв (можно со ссылкой на рис. 26 учебника).
3. Назначение размеров на чертежах.
4. Линейные и угловые размеры.
5. Выносные и размерные линии, правила их проведения на чертежах, написание размерных чисел.
6. Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов.
7. Применение условностей при нанесении размеров сто- рон квадрата, указание толщины и длины детали, приме- нение записи с указанием количества отверстий в детали.
8. Назначение масштаба при изображении деталей, за- пись масштаба на чертеже.
Примечание: при изложении материала о масштабах можно выяснить у учащихся, что им уже известно о масш- табах из уроков географии, технологии, математики.
Закрепление материала
Пользуясь таблицей следующего типа (рис. II, Прило- жения), задать учащимся ряд вопросов по рассмотренно- му материалу: назначение линий чертежа, название каж- дой линии, примерное соотношение толщин и др.
Графическая работа
Выполнение упр. 5, 6 из «Рабочей тетради» или из учебника (с. 29, рис. 34, упр. 5 и 6), или упр. следующего типа (рис. III, IV, V «Нанесение размеров», см. Приложе- ния).
Задание на дом
По учебнику: §2.
Выполнить упр. 2 из учебника (с. 20, рис. 23), ответить на вопросы в учебнике (с. 20).
Упражнение 2 удобно выполнять в электронном учеб- нике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.