Конспект открытого урока по читательской грамотности
в 6-м классе
по теме
«А.П.Чехов. Степь (отрывок).»
Разработала: Сенько Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
МБОУ СОШ №8 г.Уссурийск
Тема раздела: Природа летом
Тема: Краски и звуки лета (А. Чехов, «Степь» (фрагмент))
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока |
Ход урока
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
1. «Всё бледнеет перед книгами…» А.П.Чехов (слайд 1)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Как вы думаете, почему именно над смыслом этой цитаты я предложила вам задуматься? 2. Чтение авторского текста на с. 88. Вопросы после чтения: – Какой секрет открыл папа Насте и нам с вами? (Кто такой настоящий читатель.) – Почему Настя, которая читает быстрее папы, ещё не очень хорошо умеет читать? Что имел в виду её отец, когда сказал об этом? (Она кое-что пропускает: описания природы...) |
Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
II. Развитие умений.
|
I. Чтение фрагмента из повести А. Чехова «Степь». 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте имя автора, чьё произведение мы сейчас начнём читать. – Антон Павлович Чехов – один из великих русских писателей. С его творчеством вы подробно будете знакомиться в старших классах, ведь специально для детей он не писал. Но много писал о детях. К тому же из его «взрослых» произведений вполне можно выбрать отрывки, которые будут близки и понятны детям, как это сделали авторы нашего учебника, предлагая нам прочитать отрывок из произведения. – Что, по-вашему, будет рисовать писатель в этом отрывке, что описывать словами? (слайд 2)
–Что такое степь? (Степь – широкие участки земли, поросшие травой, ковылём.) - – Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? (Через степь едет подвода.) (слайд 3)
- Каким изображено небо? (Темное, грозное.) - Какая опасность ждет путников? (Начнется гроза.) - Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту иллюстрацию? - Давайте проверим наши предположения, прослушав фрагмент из повести А. Чехова «Степь». Что такое «фрагмент»? (отрывок) 2. Словарная работа. (слайд 4)
- Во время слушания фрагмента, вам встретятся незнакомые, малоупотребляемые в наше время, слова. Постараемся объяснить их значение. значения слов: рогожа – грубая плетёная ткань из мочала; подвода-телега, запряжённая лошадью обоз – несколько подвод фосфорическая – светящаяся бледным светом; обложной (дождь) – продолжительный, затяжной, во время которого всё небо покрыто тучами; перекати-поле – сухие круглые степные растения, которые срываются ветром и катаются по степи. 3. Слушание текста. (слайд 5)
4. Работа над содержанием текста после слушания. - Какое настроение возникло у вас при слушании этого отрывка? (Настроение беспокойное, тревожное, охватывает страх перед силами природы.) - Чьими глазами мы видим приближение грозы? (Глазами мальчика Егорушки.) - Как вы думаете, сколько лет Егорушке? (Лет 8–9, так как автор называет его ласково.) - С кем ехал в подводе Егорушка? (С дедом Пантелеем.) - Что предвещало дождь и грозу? Обратите внимание на речь деда Пантелея. («Ах, ножки мои больные, стуженные!» Ноги сильно болят – к перемене погоды.) 5. Повторное чтение детей «по цепочке», выполнение задания 1 учебника (с. 91). – Рисуя грозу, Чехов как бы оживляет природу. А кого именно «оживил» автор? (ветер, туча, гром, рогожка, молния, дождь,) - Найдите в тексте и отметьте, где говорится о ветре, туче, громе, рогожке, молнии, как о живых существах. (Выборочное чтение.) - Можно ли сказать, что явления природы в этом произведении – тоже действующие лица? - Прочитайте описание тучи. - Прочитайте описание ветра. - Почему «звезды нахмурились», а «лунный свет затуманился»? - Найдите и прочитайте, с чем сравнивает автор гром и молнию. - Представьте, что вы художники. -Что вам хочется нарисовать после путешествия в степь? А какие предложения подходят для названия иллюстрации учебника? - Какие кадры можно снять для фильма о степи? Какие рисунки? - А вам случалось оказаться во время грозы вдали от дома? Что вы испытывали? Похожи ли были ваши чувства, переживания на те, что испытывает Егорушка?
|
Познавательные УУД Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Личностные результаты Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Регулятивные УУД Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. |
ΙΙΙ. Итог. |
Обобщающая беседа. - Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой приём – оживляет природу? - Какие чувства мы испытываем, читая это произведение? - В каком стихотворении мы совсем недавно тоже встречались с этим приёмом? (С. Есенина.) - А какой ещё приём вы заметили? (Сравнение. Благодаря ему картины грозы мы представляем очень отчётливо.) - Зачем А.П.Чехов в свою повесть поместил так много образов? (Много образов дают нам яркое представление о степи.) - какую степь мы видим в этом отрывке? (большая, могучая, сильная, просторная) -Действительно, степь – она такая: сильная, могучая, просторная. Даже песни о ней именно такие. Прослушайте русскую народную песню «Ох, ты, степь широкая…» (слайд 6).
- Давайте вернёмся к той цитате, с которой мы начали наш урок. «Всё бледнеет перед книгами…» А.П.Чехов (слайд 1)
- Как сейчас вы можете её объяснить? - В чём секрет мастерства писателя? - Что новое узнали для себя на уроке?
|
|
ΙV. Домашнее задание.
|
- выразительное чтение отрывка из рассказа А. Чехова «Степь»; выучить наизусть наиболее понравившийся вам отрывок; напишите сочинение-миниатюру о том, какой вы увидели степь (по выбору). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.