Е. чарушин «страшный рассказ»
Цели деятельности учителя |
Создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части |
Тип урока |
Решение частных задач |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать стихотворения и рассказы о животных; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свое мнение; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими поступками |
методы
и формы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные |
1. http://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/razrabotka_uroka/389-1-0-3079 2. http://festival.1september.ru/articles/592929/ |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
|
Обучающие
|
Деятельность учителя |
Деятельность
|
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. – Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека |
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний |
1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Ходит ёж в саду по травке, Натыкает на булавки Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Возвращается к ежатам. – Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой |
Пересказывают произведение М. Пришвина «Ребята и утята».
Выполняют задания |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: выражают |
Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи |
Беседа |
– Ребята, как называют человека, который пишет рассказы? – Как называют человека, который пишет картины? – А может ли один и тот же человек быть и писателем
и художником? О таком человеке |
Отвечают на вопросы учителя |
Фронтальная, индивидуальная |
Устные ответы |
|
IV. Работа по теме урока |
1. Рассказ учи-теля о Е. Ча-рушине. 2. Первичное знакомство с произведением.
3. Словарная работа |
См. ресурсный материал.
– Ребята, откройте учебники на с. 136. – Прочитайте название рассказа. – Было ли вам когда-нибудь страшно? Давайте придумаем коллективно рассказ-страшилку. – Попробуйте предположить, о чём будет рассказ? Читает текст произведения. – Чьё же предположение оказалось более точным? Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом |
По цепочке дополняют рассказы друг друга. Отвечают на вопросы.
Следят по учебникам.
Дают толкование слов |
Фронтальная, индивидуальная |
Устные ответы, работа со словарной статьей |
|
V. Закрепление знаний и способов действий |
1. Анализ художественного произведения.
2. Деление рассказа Составление плана |
а) Чтение рассказа учащимися. – Ребята, понравился ли вам рассказ? Кто главные герои рассказа? б) Выборочное чтение. – Где находилась дача? Прочитайте. – Что напугало ребят? Прочитайте. – Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в) Работа с иллюстрацией на с. 137. – Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте. г) Чтение по ролям. – Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили? – Прочитайте диалог по ролям в парах. – А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят. – На сколько частей можно разделить текст? – Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её. Мальчики остались одни. Странные звуки. Испуганные дети. Родители вернулись. Неожиданная находка. Ёжик остался на даче |
Выполняют задания.
Читают вслух.
Выполняют задания |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации |
Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных? – Закончить урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину» |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; осознают важность и необходимость знаний в жизни человека |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Выразительное чтение, вопросы, с. 138 |
Задают уточняющие вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
|
Ресурсный материал
Рассказ учителя о Е. И. Чарушине
Много лет назад (в 1901 году) в старинном городе Вятке, ныне г. Киров, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вел дружбу с трехногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе – «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке».
Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Писателю замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в Ленинградскую Академию художеств, которую закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С. Маршаком, В. Бианки, Б. Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, и ему предложили иллюстрировать книги В. Бианки. Чарушину принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака.
В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался «Щур». Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Большая часть произведений, созданных писателем, объединяется в циклы – «Про Томку», «Никита и его друзья» и т. д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.