Урок по чтению Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Оценка 4.6

Урок по чтению Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Оценка 4.6
docx
15.03.2020
Урок по чтению  Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Е. ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ».docx

Е. чарушин «страшный рассказ»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать стихотворения и рассказы о животных; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свое мнение; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими поступками

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. http://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/razrabotka_uroka/389-1-0-3079

2. http://festival.1september.ru/articles/592929/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор


организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

– Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

 

 

 

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

– Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой

Пересказывают

произведение

М. Пришвина «Ребята и утята».

 

 

 

 

 

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: выражают
своё отношение к героям, эмоции

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

Беседа

– Ребята, как называют человека, который пишет рассказы?

– Как называют человека, который пишет картины?

– А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? О таком человеке
и пойдет речь на сегодняшнем уроке

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учи-теля о Е. Ча-рушине.

2. Первичное знакомство с произведением.

 

 

 

 

 

3. Словарная работа

См. ресурсный материал.

 

 

– Ребята, откройте учебники на с. 136.

– Прочитайте название рассказа.

– Было ли вам когда-нибудь страшно? Давайте придумаем коллективно рассказ-страшилку.

– Попробуйте предположить, о чём будет рассказ?

Читает текст произведения.

– Чьё же предположение оказалось более точным?

Чуланпомещение в доме, служащее кладовой.

Сенипомещение между жилой частью дома и крыльцом

По цепочке дополняют рассказы друг друга.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Следят по учебникам.

 

Дают толкование слов

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы, работа со словарной статьей

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Анализ художественного произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деление рассказа
на части.

Составление плана

а) Чтение рассказа учащимися.

– Ребята, понравился ли вам рассказ? Кто главные герои рассказа?

б) Выборочное чтение.

– Где находилась дача? Прочитайте.

– Что напугало ребят? Прочитайте.

– Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять
в руки? Прочитайте.

в) Работа с иллюстрацией на с. 137.

– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте.

г) Чтение по ролям.

– Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?

– Прочитайте диалог по ролям в парах.

– А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.

– На сколько частей можно разделить текст?

– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её.

Мальчики остались одни.

Странные звуки.

Испуганные дети.

Родители вернулись.

Неожиданная находка.

Ёжик остался на даче

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают вслух.

 

 

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор?

– Почему автор назвал рассказ именно так?

– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето?

– Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?

– Закончить урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину»

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; осознают важность и необходимость знаний в жизни человека

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выразительное чтение, вопросы, с. 138

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

 

Ресурсный материал

Рассказ учителя о Е. И. Чарушине

Много лет назад (в 1901 году) в старинном городе Вятке, ныне г. Киров, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.

В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вел дружбу с трехногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе – «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке».

Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.

Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

Писателю замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. В 1922 году Чарушин поступил в Ленинградскую Академию художеств, которую закончил в 1926 году по живописному факультету. Тогда же он познакомился с С. Маршаком, В. Бианки, Б. Житковым, сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, и ему предложили иллюстрировать книги В. Бианки. Чарушину принадлежат отличные  рисунки  к  книгам  М. Пришвина, С. Маршака.

В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался «Щур». Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Большая часть произведений, созданных писателем, объединяется в циклы – «Про Томку», «Никита и его друзья» и т. д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.


 

Е. чарушин «страшный рассказ»

Е. чарушин «страшный рассказ»

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркойПересказывают произведение

Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркойПересказывают произведение

Личностные: выражают своё отношение к героям, эмоцииУстные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Личностные: выражают своё отношение к героям, эмоцииУстные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

Деление рассказа на части.

Деление рассказа на части.

Устные ответы, выполненные задания

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока. Рефлексия

VI. Итоги урока. Рефлексия

Тогда же он познакомился с С.

Тогда же он познакомился с С.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2020