Урок №53. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
Цель урока. Сформировать представление о магнитном поле, доказать, что магнитное поле связано с движущимися электрическими зарядами.
Демонстрации. Картина магнитного поля проводника с током. Расположение магнитных стрелок вокруг проводника с током. Рамка с током в поле подковообразного магнита.
Содержание опроса. 1. Почему при приближении на- электризованной палочки к гильзе из металлической фольги гильза притягивается? 2. Какое основное свойство электрического поля? 3. Что понимают под электрическим током? 4. Какое явление положено в основу установления единицы силы тока?
Содержание нового материала. Магнитное поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Закрепление материала. 1. Как доказать, что магнитное поле связано с движущимися электрически-
ми зарядами? 2. Чем похожи и чем отличаются друг от друга электрическое и магнитное поля?
3. Как связано направление магнитных линий с направлением тока в проводнике?
Домашнее задание. § 57, 58. Упражнение 40. Подготовиться к лабораторной работе № 9 (тетрадь для лабораторных работ)
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о магнитном поле и магнитном поле прямого тока, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности при изучении магнитного поля и магнитного поля прямого тока, универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения магнитного поля и экспериментальной их проверки, формировать умения работать в группе, развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о магнитном поле и практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования магнитного поля, сформировать познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, самостоятельность в приобретении новых знаний, уважительное отношение к деятелям науки, техники, друг к другу, к учителю.
Общие предметные: понимать магнитные явления, проводить наблюдения магнитного поля и магнитного поля прямого тока, планировать и выполнять опыт Эрстеда по взаимодействию проводника с током, объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы, устанавливать факты существования магнитного поля, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять магнитные явления, определять направление магнитной линии магнитного поля, применять полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока.
Перед тем как ввести понятие «магнитное поле», повторяем свойства электрического поля. Чтобы ответить на вопрос, какое явление положено в основу установления единицы силы тока, — вспоминаем опыт «Взаимодействие проводни- ков с током». Учащиеся повторяют эксперимент и дают ему объяснение. Затем демонстрируем аналогичный опыт «Притяжение железных опилок (или гвоздиков) катушкой с током». В ходе обсуждения поясняем, что в рассмотренном опыте взаимодействие осуществляется через магнитное поле (аналогично взаимодействию наэлектризованных тел). Возникает вопрос: каковы свойства магнитного поля? Объясняем: магнитное поле, как и электрическое, является видом материи. Оно не воспринимается органами чувств, но его можно обнаружить с помощью приборов. Простейшим из них является магнитная стрелка, с помощью которой можно изучать свойства магнитного поля. Стрелка всегда ориентируется в магнитном поле, так как поле действует на нее с определенной силой. Направление северного полюса магнитной стрелки совпадает с направлением силы, с которой на нее действует магнитное поле. Напоминаем, что о наличии тока в цепи можно судить по его магнитному действию. Значит, магнитное поле связано с током, т. е. с движущимися электрическими зарядами. Демонстрируем опыт Эрстеда. Выясняем, что ориентация магнитной стрелки, на которую действует магнитное поле, связана с направлением тока в цепи. Возникает вопрос: не связано ли магнитное поле с покоящимися зарядами? Проверяем это на опыте. Закрепляем проволоку в штативах в направлении север—юг и сообщаем ей заряд от электрофорной машины. Подносим к проволоке стрелку. Ориентация стрелки не меняется. Значит, магнитное поле не связано с покоящимися зарядами. Когда заряды неподвижны, существует только электрическое поле. Как только заряды начинают двигаться, возникает и электрическое, и магнитное поле. Таким образом, магнитное поле создается движущимися электрическими зарядами. Подчеркиваем, что электрическое и магнитное поля имеют разные свойства: электрическое поле существует вокруг покоящихся зарядов, магнитное — вокруг движущихся электрических зарядов или намагниченных тел.
Каким же основным свойством обладает магнитное поле? Чтобы ответить на этот вопрос, проводим опыт. Проводник подвесим на гибких проводах, которые через реостат подключим к источнику питания. Проводник поместим в магнитное поле подковообразного магнита. Замкнем цепь. Проводник с током придет в движение. Уберем магнит и вновь замкнем цепь. Проводник будет покоиться. Магнитное поле подковообразного магнита действует на ток, т. е. на движущиеся электрические заряды, с определенной силой. Таким образом, магнитное поле обнаруживается по его силовому воздействию на ток. Теперь предлагаем учащимся дать объяснение опыта «Взаимодействие проводников с током», а затем переходим к изучению магнитного поля прямого тока. Для этого проводим опыт «Картина магнитно- го поля проводника с током», анализируем его, делаем выводы и вводим понятие «магнитные линии магнитного поля».
В конце урока обсуждаем вопросы упражнения 39, анализируем видео с сайта www.galileo_tv.ru «Эксперимент. Магнитное поле». После просмотра учащиеся составляют вопросы, обсуждают их в парах и записывают в тетради. На дом рекомендуем посмотреть видео «Движение в магнитном поле».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.