урок по физике 8 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №53. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.docx

Урок №53. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

Цель урока. Сформировать представление о магнитном поле, доказать, что магнитное поле связано   с движущимися электрическими зарядами.

Демонстрации. Картина магнитного поля проводника с током. Расположение магнитных стрелок вокруг проводника с током. Рамка с током в поле подковообразного магнита.

Содержание опроса. 1. Почему при приближении на- электризованной палочки к гильзе из металлической фольги гильза притягивается? 2. Какое основное свойство электрического поля? 3. Что понимают под электрическим током? 4. Какое явление положено в основу установления единицы силы тока?

Содержание нового материала. Магнитное поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Закрепление материала. 1. Как доказать, что магнитное поле связано с движущимися электрически-

ми зарядами? 2. Чем похожи и чем отличаются друг от друга электрическое и магнитное  поля?

3. Как связано направление магнитных линий   с направлением тока в проводнике?

Домашнее задание. § 57, 58. Упражнение 40. Подготовиться к лабораторной работе № 9 (тетрадь для лабораторных работ)

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о магнитном поле и магнитном поле прямого тока, постановки  цели,  планирования,  самоконтроля  и оценки результатов своей деятельности при изучении магнитного поля и магнитного поля прямого тока, универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения магнитного поля и экспериментальной их проверки, формировать умения работать в группе, развивать монологическую и диалогическую речь.

Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний  о  магнитном  поле  и практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования магнитного поля, сформировать познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, самостоятельность в приобретении новых знаний, уважительное отношение к деятелям науки, техники, друг к другу, к учителю.

Общие предметные: понимать магнитные явления, проводить наблюдения магнитного поля и магнитного поля прямого тока, планировать и выполнять опыт Эрстеда по взаимодействию проводника   с током, объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы, устанавливать факты существования магнитного поля, кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные: объяснять магнитные явления, определять направление магнитной линии магнитного поля, применять  полученные  знания в повседневной жизни.

Ход урока.

Перед тем как ввести понятие «магнитное поле», повторяем свойства электрического поля. Чтобы ответить на вопрос, какое явление положено в основу установления единицы  силы  тока, — вспоминаем опыт «Взаимодействие проводни- ков с током». Учащиеся повторяют эксперимент и дают ему объяснение. Затем демонстрируем аналогичный опыт «Притяжение железных опилок (или гвоздиков) катушкой с током». В ходе обсуждения поясняем, что в рассмотренном опыте взаимодействие осуществляется через магнитное поле (аналогично взаимодействию наэлектризованных тел). Возникает вопрос: каковы свойства магнитного поля? Объясняем: магнитное поле, как и электрическое, является видом материи. Оно не воспринимается органами чувств, но его можно обнаружить с помощью приборов. Простейшим из них является магнитная стрелка, с помощью которой можно изучать свойства магнитного поля. Стрелка всегда ориентируется в магнитном поле, так как поле действует на нее с определенной силой. Направление северного полюса магнитной стрелки совпадает с направлением силы, с которой на нее действует магнитное поле. Напоминаем, что о наличии тока в цепи можно судить по его магнитному действию. Значит, магнитное поле связано с током, т. е. с движущимися электрическими зарядами. Демонстрируем опыт Эрстеда. Выясняем, что ориентация магнитной стрелки, на которую действует магнитное поле, связана с направлением тока в цепи. Возникает вопрос: не связано ли магнитное поле с покоящимися зарядами? Проверяем это на опыте. Закрепляем проволоку в штативах    в направлении север—юг и сообщаем ей заряд от электрофорной машины. Подносим к проволоке стрелку. Ориентация стрелки не меняется. Значит, магнитное поле не связано с покоящимися зарядами. Когда заряды неподвижны, существует только электрическое поле. Как только заряды начинают двигаться, возникает и электрическое, и магнитное поле. Таким образом, магнитное поле создается движущимися электрическими зарядами. Подчеркиваем, что электрическое и магнитное поля имеют разные свойства: электрическое поле существует вокруг покоящихся зарядов, магнитное — вокруг движущихся электрических зарядов или намагниченных тел.

Каким же основным свойством обладает магнитное поле? Чтобы ответить на этот вопрос, проводим опыт. Проводник подвесим на гибких проводах, которые через реостат подключим к источнику питания. Проводник поместим в магнитное поле подковообразного магнита. Замкнем цепь. Проводник с током придет в движение. Уберем магнит и вновь замкнем цепь. Проводник будет покоиться. Магнитное поле подковообразного магнита действует на ток, т. е. на движущиеся электрические заряды, с определенной силой. Таким образом, магнитное поле обнаруживается по его силовому воздействию на ток. Теперь предлагаем учащимся дать объяснение опыта «Взаимодействие проводников с током», а затем переходим к изучению магнитного поля прямого тока. Для этого проводим опыт «Картина магнитно- го поля проводника с током», анализируем его, делаем выводы и вводим понятие «магнитные линии магнитного поля».

В конце урока обсуждаем вопросы упражнения 39, анализируем видео с сайта www.galileo_tv.ru  «Эксперимент. Магнитное поле». После просмотра учащиеся составляют вопросы, обсуждают их в парах и записывают в тетради. На дом  рекомендуем посмотреть видео «Движение в магнитном поле».

 


 

Скачано с www.znanio.ru