МКОУ АСОШ
Конспект открытого урока по физике
Тема: Лазеры.
Класс 11.
Учитель: Абдуразакова Х.М.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Цели урока:
Обучающая – выяснить свойства и принцип действия лазерного излучения.
Развивающая – активизировать мыслительную деятельность учеников, развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, развивать образную и словесно-логическую память, самостоятельность.
Воспитывающая – воспитывать нравственность, чувство ответственности, трудолюбие.
Оборудование:
1. Презентация.
2. Лазерная указка, лазерный уровень.
Составила:
учитель физики
Березная Г.В.
Обидимо,
2016
План урока:
1. Оргмомент. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
Здравствуйте, дети!
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с чтения отрывка из романа А.Н.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (с.305 слайд №1)
«Хлынов указал на светящуюся, прямую, как игла нить. Она шла сверху от развалин по направлению заводов Анилиновой компании. Путь её обозначался вспыхивающими листочками, горящими клубками птиц. Теперь она светилась ярко, - большой отрезок её перерезывал черную стену сосен.
- Она опускается! – крикнул Вольф. И не окончил. Оба поняли, что это была за нить. В оцепенении они могли следить только за её направлением».
А вы, ребята, поняли, что это была за нить? Действительно, это описание лазера. И сегодня мы с вами изучаем лазеры. Запишем тему урока.
· Запись темы урока (слайд №2), постановка целей.
Цели урока:
1. Узнать историю открытия лазера, сопоставив даты и факты.
2. Рассмотреть свойства лазерного излучения, проанализировав видеофрагмент и рисунок.
3. Выяснить принцип действия лазера, сравнив обычное и индуцированное излучение.
4. Привести примеры применения лазера и подумать, что больше: пользы или вреда в этом изобретении.
2. Изучение нового материала.
· Определение «лазера» академика Н.Г.Басова (слайд №3)
Учитель попросил учеников записать определение «лазера» в виде схемы. На экране вы видите 4 схемы, составленные учениками (слайд №4). Какая из них верная? В чем ошибка других учеников?
(Работа с понятиями)
· История открытия лазера (слайд №5-6)
Сопоставьте даты и фамилии ученых. (Работа с текстом, учеб. с.280 п.96)
Какие открытия сделали эти ученые? Вспомните, сколько исторических событий произошло за это время в нашей стране.
Неправильно думать, что творчество – свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Недаром П.И.Чайковский говорил, что вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых, а И.Е.Репин считал вдохновение наградой за каторжный труд.
· Свойства лазерного излучения
Пронаблюдайте и проанализируйте видеофрагмент лабораторного опыта.
О каком свойстве лазерного излучения идет речь? (слайд №7)
Проанализируйте фото лазерного луча (слайд №8). Какое еще свойство вы замечаете?
Сформулируйте свойства (слайд №9)
· Принцип действия лазера (слайд №10-11).
Сравним обычное излучение и индуцированное (Работа со схемой).
Дадим определение индуцированному излучению.
Какова особенность индуцированного излучения? (слайд №12)
3. Первичное закрепление материала
· Разгадайте кроссворд (слайд №13).
Вопросы к кроссворду:
1. Частица, переходящая с одного уровня на другой.
2. Частица света.
3. Состояние атома, при котором электроны находятся на уровнях с большей энергией.
4. Название уровня, на котором могут находиться электроны.
5. Название излучения лазера.
6. Устройство, в котором тепловая, химическая или электрическая энергия переходит в энергию электромагнитного поля.
Проверим правильность ваших ответов.
Ответы к кроссворду (слайд №14-18).
· Решите задачу №1:
Рубиновый лазер излучает за один импульс 4*10-19 фотонов с длиной волны 694 нм. Длительность импульса 1мс. Какова средняя мощность вспышки?
· Применение лазеров
Видеофрагмент «Лазеротерапия» (слайд №19) (наблюдение).
Фотографии (слайд №20-26).
Приведите свои примеры использования лазера (Работа с учебником).
Проверим, все ли назвали (слайд №27).
4. Воспитательный фрагмент урока.
Всегда ли изобретения служат мирным целям, на благо людям? (беседа). Прочитайте отрывок из романа «Гиперболоид инженера Гарина» с.304.
(слайд №28) (Работа с текстом, на карточках)
«…У Гарина были зоркие глаза. Он различал даже крошечные человеческие фигуры, двигающиеся между постройками. Все тело его дрожало. Зубы стиснуты. Он не предполагал, что так трудно будет подойти к этой минуте…
Он дрожал с головы до ног. Не совесть (какая уж там совесть после мировой войны!), не страх (он был слишком легкомыслен), не жалость к обреченным (они были слишком далеко) обдавали его ознобом и жаром. Он с ужасающей ясностью понял, что вот от одного этого оборота рукоятки он становится врагом человечества. Это было чисто эстетическое переживание важности минуты…»
Подумайте над вопросами:
Нужны ли изобретения человеку?
Кто в ответе за использование изобретения?
Должен ли ученый задумываться о дальнейшей судьбе своего изобретения?
5. Домашнее задание (слайд №29) – дублируется в карточке
П.96.
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста.
Для учеников, сдающих ЕГЭ: дополнительно решить задачу №2.
6. Итог урока (рефлексия).
Подумайте! (слайд №30) Ответьте на вопросы устно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.