Тема Атмосфера. Урок№ 17 «Погода и метеорологические наблюдения»
Урок № 1 «Погода и метеорологические наблюдения»
Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «ВентанаГраф», 2012 г.
Цели:
- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о погоде и её элементах, об организации наблюдения за погодой на метеорологической станции, метеорологических приборах, необходимых для метеорологических наблюдений: флюгере, термометре, гигрометре, осадкомере. - содействовать осознанию обучающимися ценность совместной деятельности;
- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;
- содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдения, опыт)
Предметные результаты:
– сформировать представление о погоде, метеорологии, выделять существенные признаки понятия «погода», явлениях и свойствах погоды, метеорологической станции
– сформировать умение описывать погоду;
– сформировать умение изготавливать самодельные приборы для наблюдения за атмосферным давлением, для измерения направления ветра, температурой воздуха и количеством осадков.
Метапредметные и личностные результаты:
1. Сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
2. Сформировать мотивацию учения
3. Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности
1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблица в текст и пр.).
5. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, проводить самостоятельный поиск географической информации о погоде, метеоприборах.
1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
3. Сформировать умение работать в группе
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3.
Тип учебного занятия: урок открытия нового знания (ОЗН).
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, атласы, раздаточный материал, календари наблюдений, компьютер, проектор, фотографии метеоприборов, самодельный прибор-барометр.
Ход урока
1.Оргмомент и эмоциональный настрой на совместную работу
Учитель: Добрый день! Я рада вас видеть в хорошем настроении.
Ребята, а что вам говорят такие слова: « Я интересен тем, что я интересен»
Вывод: люди могут быть интересны, когда они что-то знают и умеют эти знания передавать. Я сегодня предлагаю вам быть интересными друг для друга и учиться передавать знания
2. Актуализация знаний.
Учитель: - Скажите, пожалуйста, какую оболочку нашей планеты мы с вами начали изучать?
-Давайте вспомним, что мы о ней знаем? Я попрошу Вас ответить на некоторые вопросы.
Каждая группа получает по 1 вопросу на выбор:
-1.Какое строение имеет атмосфера?
-2.Где расположена нижняя граница атмосферы? Есть ли верхняя граница? На какой высоте она находится?
-3.Как называется наука, которая изучает атмосферу?
-4.В каком слое атмосферы сосредоточен почти весь атмосферный воздух?
Учитель: Да, мы с вами живем на дне воздушного океана, поэтому атмосфера имеет для нас очень большое значение, и сегодня мы продолжим разговор о ней. О чем сегодня пойдет речь на уроке, вы мне скажите, прочитав текст, который есть у вас на столах. Давайте его озвучим. (Дети читают, каждая группа по фрагменту) см. Приложение №1.
Учитель: Ну, догадались о ком, а точнее о чем пойдет речь?
Ну конечно, о ней, о ней – о погоде.
Итак, тему нашего урока мы определили.
Внимание! Есть вопрос: «Зачем нам изучать эту тему? Почему знания о состоянии атмосферы и происходящих в ней процессов крайне необходимы как для отдельного человека, так и для целых народов?»
Дети отвечают и мы подводим итог: Тема нашего урока важна и актуальна.
3. Целеполагание и формулировка задач урока:
Ребята, скажите, а у вас достаточно знаний о погоде? Что нам надо узнать?
Сформулируйте цель урока. Что нам надо сделать?
Дети называют цель: расширить свои знания о погоде, познакомиться с метеорологическими приборами
Как мы можем это сделать?
Определяют задачи: 1. Определить что такое погода.
2.Назвать элементы и свойства погоды.
3.Узнать, где и как наблюдают за погодой?
4. Процессуально – содержательный этап. Изучение нового материала
Учитель: Часто погоду характеризуют при помощи обобщенных слов. Какими словами - эпитетами вы можете охарактеризовать погоду? Давайте обратимся к нашему тексту и назовем эти слова.
Работа в группах: выбирают и зачитывают эпитеты, а также предлагают свои.
Скажите, мы подробно описали погоду? А как более точно составить описание погоды?
Сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задание: по данным календаря погоды составить её описание.
Дети работают в группе и отчитываются, Класс работает с календарем наблюдений.
. (Приложение №2)
Учитель: Какие характеристики нам потребовались, чтобы описать погоду?
(Дети называют, а учитель прикрепляет на доске слова – термины).
Где эти явления образуются, что характеризуют элементы?
Как вы думаете такая же погода в Санкт - Петербурге? В Лондоне? В Крыму?
Учитель: Вы прослушали описание погоды за несколько дней, одинакова ли погода на протяжении дня, недели? Какой вывод можно сделать?
Давайте попробуем дать определение: что такое погода.
Найдите определение в тексте учебника на стр. 70
5. Первичное закрепление:
На какие вопросы мы нашли ответы? Давайте их назовем.
Что такое погода?
Какие элементы погоды мы знаем?
Какими свойствами обладает погода?-----изменчивость, повторяемость, многообразие.
Учитель: Ребята, вы работали с карточками, описывали погоду, а откуда взяты все данные о погоде? Каким образом они определяются? Что надо сделать, чтобы составить прогноз погоды?
Мы с вами вели наблюдения за погодой, поняли, что это дело хлопотное. Более точные наблюдения ведут специалисты - метеорологи на специальных станциях. Давайте мы совершим туда экскурсию, правда, заочную. Поедим на автобусе, сели поудобнее, в дороге поговорим о том, как ещё можно предсказывать погоду. Конечно же, нам помогают в этом народные приметы.
Вспомните, какие народные приметы о погоде вы знаете?
Учитель: Устали в дороге? Мы уже приехали, выходим из автобуса немножко разомнемся.
Проводим физкультминутку:
Воздух-это атмосфера,
Если правда, топай смело.
Воздух обладает массой,
Мы попрыгаем по классу.
Найдем давление, на месте быстро шагом марш!
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот,
Также есть и кислород,
Делай влево поворот.
Учитель: А теперь внимательно смотрим видеоролик о работе метеостанции .
Учитель: Как вы увидели на метеостанции очень много различных приборов. Я предлагаю вам узнать их чуть-чуть поближе.
Задания группам:
Используя различные источники информации, собрать материал и подготовить рассказ о приборе по плану:
1) Название прибора
2) Когда и кем был создан;
3) Его назначение;
4) Принцип работы.
1 группа – составляет отчет по гигрометру
2 группа – отчет по термометру
3 группа – отчет по флюгеру
4 группа - отчет по дождемеру
(Дети работают и затем выступают.)
Отчет групп о метеорологических приборах: гигрометр, осадкомер, термометр, флюгер.
Учитель: Все ли приборы, имеющиеся на метеостанции мы указали? Назовите, каких приборов не хватает? -Я предлагаю вам попробовать создать свою метеостанцию. Вам предлагается изготовить модели некоторых приборов, см. задания школы географа – следопыта на стр.72-74 в учебнике.
6 Закрепление изученного материала и оценивание своей работы на уроке Учитель: Давайте обратимся к нашим вопросам, мы на все нашли ответы?
-Что такое погода?
-Какие элементы характеризуют погоду?
-Какими свойствами обладает погода?
-Какие специалисты изучают погоду?
-Где наблюдают за погодой?
Скажите, достигли мы цели нашего урока? Предлагаю проверить результаты - Вам предложено несколько утверждений, найдите неверные среди них. Взаимопроверка по образцу, (см. приложение №3)
7.Домашнее задание: параграф 13, сообщения "Растения предсказатели погоды",
Подобрать народные приметы о погоде, вести наблюдения за погодой с помощью своих приборов.
8.Рефлексия. На нашем приборе указаны определенные предложения. Внимательно их прочитайте и оцените свою работу на уроке
1.Температура плюс25: было интересно, хочу узнать больше.
2. Температура плюс 15: Я хорошо понял материал
3. Температура около нуля: понял, но не все.
4 Температура минус-5: было трудно, непонятно
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1. Она может быть приятной и чудесной, а может быть преподлой и гнусной. О ней говорят славная. Её же называют стервозной и несносной.
2. Она шепчет, капризничает, действует на нервы, лютует. Её ждут у моря, но она особа непостоянная, может и не прийти.
3. А иногда приходит хорошая такая и ласковая, постоит , постоит и уйдет. А ещё о ней любят посудачить по поводу и без.
4. Не зря же сказано, ну очень умным господином: « -Не браните её, если бы не она -9 человек из 10 не могли бы начать ни одного разговора.»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Примеры фрагмента календаря погоды
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Найдите неверные предложения
1. Метеорологи – это люди, которые изучают и наблюдают за погодой.
2.Барометр – это прибор для измерения влажности воздуха.
3. Анемометр – прибор для измерения скорости ветра.
4. Термометр –необходим для измерения направления ветра.
5. Метеорологические радиозонды необходимы для измерения температуры и давления в горных впадинах.
Проверяем:
1. Метеорологи – это люди, которые изучают и наблюдают за погодой.
2.Барометр – это прибор для измерения влажности воздуха.
3. Анемометр – прибор для измерения скорости ветра.
4. Термометр – необходим для измерения направления ветра.
5. Метеорологические радиозонды необходимы для измерения температуры и давления в горных впадинах.
3 ошибки- «5»; 2 ошибки – «4»; 1 ошибку – «3»
Тема «Погода и метеорологические наблюдения», география -5 класс
1.Ветер, дующий с юга на север, называется
А) южным Б) северным В) восточным
2. Установите соответствие.
Прибор |
назначение |
1.флюгер |
А) измерение температуры |
2.барометр |
Б) определения направления ветра |
3. гигрометр |
В) определение атмосферного давления |
4.термометр |
Г) определение влажности воздуха |
3. Дополните: «На синоптическую карту наносят метеорологические величины и с помощью мощных компьютеров составляют ……….. погоды».
4. Состояние нижнего слоя атмосферы в определенном месте в определенный момент времени называют:
А) климатом; Б) многолетним режимом погоды; В) погодой.
5. Прочитайте текст.
«Март 2008 г. на территории Ханты-Мансийского округа – Югры был контрастным. Среднемесячная температура по всему округу составила от –3,1°С до –12,8°С. Самые тёплые дни отмечались в третьей декаде, в эти дни максимальная температура воздуха на всей территории округа достигала +7+15°С. Самые холодные дни отмечались во второй декаде, когда минимальные температуры понижались до –27–39°С. Осадки выпадали равномерно по территории, в отдельные дни (в оттепель) – в виде мокрого снега и дождя. Количество осадков за месяц составило от 17 до
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.