Северная Америка:
«Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых.»
(открытый урок в 7 классе)
План-конспект урока
Тема: Геологическое строение и рельеф Северной Америки
Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, разнообразии рельефа Северной Америки и полезных ископаемых.
Учебно-воспитательные задачи:
образовательные:
· продолжать формировать у учащихся знания о природе Северной Америки;
· сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
· продолжить формирование общеучебных умений (работать с учебником, с тетрадью, с доской);
· продолжить формирование специальных умений (работать с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами).
развивающие:
§ продолжить формирование личностных качеств учащихся:
- память;
- наблюдательность;
- внимание;
- географическая речь;
- аккуратность при работе с учебником и картой.
§ продолжить формирование приемов мыслительной деятельности:
- анализ;
- сравнение особенностей форм рельефа материков Северная и Южная Америка;
- формулировка выводов.
воспитательные:
· продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения, показав взаимосвязь форм рельефа от внутреннего строения материка.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-исследование (по характеру организации мыслительной деятельности учащихся).
Технология проблемного обучения.
Методы обучения:
· словесные: беседа, объяснение.
· наглядные: демонстрация изобразительных средств наглядности.
· практический: распознавание и определение объектов.
Средства обучения: учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс, атлас 7 класса, настенная карта «Физическая карта Северной Америки», презентация «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки», контурная карта «Северная Америка»
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организация класса |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. |
Приветствуют учителя. |
2 |
Актуализация опорных понятий |
Определение уровня усвоения материала предыдущей темы. – На прошлом уроке мы с вами совершили путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка, как проходило исследование материка и сколько раз этот континент открывали. Перед тем, как отправиться в новое путешествие, давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущий материал. Для этого я предлагаю вам дать характеристику географического положения материка. А теперь кратко расскажите об истории открытия и исследования материка. У вас на столах лежат технологические карты, подпишите ее и выполните тест.
После истечения 5 минут: - Время вышло. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Молодцы ребята! Сдаем работы. Подпишите свою фамилию на листах.
|
Выполняют задания в рабочих листах.
Ученики последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и исправляют ошибки, если такие имеются. ТЕСТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!! |
3 |
Изучение нового материала |
- Итак, ребята, мы с вами закрепили пройденный материал, а теперь переходим к изучению новой темы. Тема нашего сегодняшнего урока «Геологическое строение и рельеф Северной Америки». Запишите в своих тетрадях сегодняшнее число и тему урока.
Учитель предлагает учащимся открыть физическую карту Северной и Южной Америки.
- Посмотрите на физические карты Северной и Южной Америки, какие сходства в рельефе вы заметили?
- Поразительное сходство! Как вы думаете почему?
- На ваш взгляд, на каком материке рельеф более сложен и разнообразнее?
- Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия?
- Для того, чтобы нам более точно ответить на этот вопрос, давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока.
Работа с картой строения земной коры. (Стр. 4-5 Атласа)
-В пределах каких литосферных плит находится материк?
- Где проходят границы литосферных плит?
- Какие геологические процессы происходят на этих участках?
- откройте физическую карту Северной Америки (стр. 34 Атласа) и назовите горы, которые образовались в результате движения этих плит?
Рассказ учителя:
- Кордильеры - один из крупнейших на Земле складчатых поясов. С испанского «кордильера» - «горный хребет», «шнур». Высшая точка - гора Мак-Кинли - названа в честь одного из президентов США Уильяма Мак-Кинли. -Найдите эту точку у себя на карте и назовите ее высоту.
В ходе объяснения учитель рисует схему на доске и предлагает найти на карте названные формы рельефа. - Кордильеры – это не один горный хребет. В системе Кордильер выделяют три пояса: Западный, Восточный и Центральный. Западный пояс составляют Береговые хребты, протянувшиеся вдоль Тихоокеанского побережья. Центральный пояс представлен плоскими плато и плоскогорьями. Это плоскогорья Юкон, Большой Бассейн , Колорадо и Мексиканское нагорье. Здесь находится Великий каньон - СООБЩЕНИЕ (Большой каньон) — один из глубочайших каньонов в мире. Находится на плато Колорадо. Прорезан рекой Колорадо в толще известняков, сланцев и песчаников. Длина каньона 446 километров. Ширина (на уровне плато) колеблется от 6 до 29 километров. Глубина — до 1600 метров. С Восточной стороны эти плоскогорья ограничены еще одним хребтом – Скалистым горами. В Скалистых горах много гейзеров и грязевых вулканов. Наиболее ярко эти явления выражены на территории Йеллоустонского национального парка, где действуют более 200 гейзеров.
- Скажите, какие условные знаки отображенные на карте, показывают что процесс горообразования гор Кордильер еще продолжается?
- Молодцы. Назовите горную систему, которая протянулась вдоль восточного побережья материка.
- Чем можно объяснить небольшую высоту этих гор?
- Это средневысотные хребты с высшей точкой 2037 м (гора Митчелл).
Самые высокие точки материка мы нашли, а теперь найдем самую низкую точку материка.
На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти СООБЩЕНИЕ (-86 м над уровнем моря). Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.
- Вернемся к карте строение земной коры. Что лежит в основании материка?
- В какой части материка находится платформа?
-Определите по физической карте, какие формы рельефа ей соответствуют?
- На формирование микроформ рельефа (овраги, холмы, речные долины и т.д.) повлияло древнее оледенение. Найдите на страницах 93-94 учебника информацию о том, как Древний ледник повлиял на формирование рельефа.
- А теперь давайте исследуем материк на наличие полезных ископаемых.
- Какие полезные ископаемые вы видите на равнинах северной Америки?
- Какими рудами богат район озера Верхнего? - Назовите главное богатство Кордильер? |
Записывают в рабочих тетрадях число и тему урока.
Учащиеся изучают физическую карту, определяют сходства двух материков и отвечают на вопросы учителя.
Физическая карта Сев.и Юж. Америки в презентации!!!!
- Сходство двух материков в том, что на западе – горы, на востоке – равнины.
Литосферные плиты, на которых были оба материка сдвигались на запад и испытывали большое давление со стороны Тихоокеанской плиты. Поэтому на западе обоих материков сформировались длинные береговые хребты, к которым с востока присоединены древние платформы.
- Рельеф материка Северная Америка более сложен и разнообразнее.
Дети формулируют свои предположения.
Дети формулируют цель урока: Выяснить, что повлияло на формирование рельефа материка Северная Америка.
Цель урока в презентации: Выяснить, что повлияло на формирование рельефа материка Северная Америка.
Учащиеся анализируют карту строения земной коры и отвечают на вопросы учителя.
- Материк находится в пределах Тихоокеанской и Северо-Американской литосферных плит.
Граница литосферных плит проходят вдоль всего западного побережья материка.
- На границах литосферных плит происходят процессы горообразования.
- Вдоль западного побережья материка протянулась уникальная горная система Кордильеры.
- Анализируют физическую карту Северной Америки и отвечают на вопросы учителя.
- На крайнем севере Кордильер находится высшая точка гора Мак-Кинли и ее высота 6194 м.
Учащиеся зарисовывают схему у себя в рабочих тетрадях.
Кордильеры
Фото в презентации!!!!!!!!!!!!
ЕСЛИ ПОЗВОЛЯЕТ ВРЕМЯ!!!!
- На карте условными знаками показаны зоны землетрясений и современного горообразования и многочисленные действующие вулканы. Одни из Самых высоких- это вулканы Орисаба и Попокатепетль. (Учащиеся по желанию выходят и показывают названные объекты на карте)
- Аппалачи. Ее высшая точка гора Митчелл с высотой 2037 м.
- Эти горы относятся к области древней складчатости и поэтому они не высокие, сильно разрушенные. В презентации возраст скаладчатости!!!
Фото в презентации!!!!!!!!!!!!
Дети находят Долину Смерти на карте и показывают на карте у доски.
Анализируют карту и отвечают на вопрос учителя. - В основание материка лежит древняя Американская платформа.
В восточной!
Дети сопоставляют карту строения земной коры и физическую карту Северной Америки и приходят к выводу: Американской платформе соответствуют обширные равнины. На юге, вдоль берегов Мексиканского залива расположена Примексиканская низменность, среднюю часть материка занимают Центральные и Великие равнины.
Дети приходят к выводу, что крупные форма рельефа взаимосвязаны с внутренним строением Земли. На границах литосферных плит расположены горные системы, в основании платформы – равнины.
Учащиеся читают текст и приходят к выводу: 1 – пришел с Гренландии 2- выровнял рельеф 3- образовал холмистые равнины 4 – оставил много озер
- Равнины Северной Америки богаты нефтью, каменным углем и природным газом, особенно их много на севере и юге материка.
- Район озера Верхнего богат железными рудами.
- Кордильеры богаты рудами самых разных металлов: золото, серебро, медь, никель, цинк, уран и т.д. |
4 |
Закрепление |
- Итак, ребята, мы рассмотрели с вами крупные формы рельефа. Давайте проверим, как вы запомнили основные формы рельефа. Игра «Третий лишний»?
- Молодцы! Ребята, а теперь давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли ли мы цели нашего урока? Сможем ли мы ответить на этот вопрос?
|
В презентации!!!!
- Цель нашего урока: Выяснить, что повлияло на формирование рельефа материка Северная Америка.
Дети самостоятельно или с помощью учителя формулируют общий вывод урока: Разнообразие рельефа материка взаимосвязано с внутренним строением материка: границам материка соответствуют горные системы, платформе – равнины. Великий ледник повлиял на формирование мелких форм рельефа: овраги, речные долины, холмы и т.д. |
5 |
Рефлексия |
Мне очень понравился наш сегодняшний урок, потому что вы активно работали и поэтому у меня хорошее настроение. Задает вопросы: Что нового и нтересного каждый из вас сегодня узнал, что вам запомнилось из урока?
ОЦЕНКИ!!!! |
Дети анализируют свою работу на уроке и отвечают на вопросы.
МОЛОДЦЫ!!!! |
6 |
Домашнее задание |
§ В контурных картах обозначить основные формы рельефа и ПИ.
|
Записывают домашнее задание.
По желанию сообщения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.