Урок по химии 8 класса
«Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Цели урока:
1. Образовательная: сформировать понятие генетической связи, опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических соединений; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам.
2. Развивающая: развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать.
3. Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, товарищества
Методы и методические приемы: словесные, игровые, исследовательские, практические
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая
Оборудование и реактивы: CuO, NaOH, H2SO4, спиртовка, держатель, пробирка, спички, MgO, BaCl2
Ход урока
I. Актуализация знаний
Ребята распределяются по группам.
Учитель: Итак, мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим состав, свойства этих веществ и попробуем определить тему нашего урока. Для начала предлагаю «Загадалку», которую желательно отгадать с первой фразы. (слайды)
«Загадалка» для первой группы
1. Используют в производстве спичек
2. Простое вещество – неметалл, имеет желтый цвет
3. Произношение Эс
Ответ: сера
«Загадалка» для второй группы
1. Этот элемент имеет наивысшую электрическую проводимость
2. Простое вещество – металл белого цвета
3. По латыни Argentum
Ответ: серебро
«Загадалка» для третьей группы
1. Входит в состав медного купороса
2. Простое вещество металл красно-розового цвета
3. По латыни Cuprum
Ответ: медь
«Загадалка» для четвертой группы
1. Простое вещество – неметалл красного цвета
2. Имеет несколько аллотропных модификаций
3. В переводе с латыни «Светоносный»
Ответ: фосфор
На доске прикрепляем таблички со знаками угаданных химических элементов. К доске выходят четыре ученика (по одному из каждой группы). Используя правила составления бинарных соединений, составляют оксиды этих элементов и называют их.
Основной этап
Задания: Распределить данные вещества по классам
CaO, CO2, C, Ca(OH)2, H2CO3, Ca
Создание проблемной ситуации
1. Из веществ, формулы которых были предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы (варианты будут различные)
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
Ca →CaO→ H2CO3
C →CO2 →Ca(OH)2
Учитель: В каждой цепи есть общее – это химические элементы Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству)
Вопрос: Как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген. Как в думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи. Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
· Определение темы и цели исследования
Тема нашего урока «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (запись на доске и в тетради)
Теоретическая часть урока
Осуществление превращений на доске (объяснение учителя):
Ca →CaO→ H2CO3
C →CO2 →Ca(OH)2
Практическая часть
Творческое задание №1
Проведение техники безопасности при работе с химическими веществами
Осуществить превращения на практике (учащиеся работают группами, у всех на столах имеются реактивы и оборудование)
Задание: напишите уравнения реакций и определите тип данной реакции. Назовите полученные вещества
2NaOH+CuSO4 → Cu(OH)2+Na2SO4
Cu(OH)2→CuO+H2O
CuO+H2SO4→CuSO4+H2O
Творческое задание №2
Сказка о серной кислоте
В химическом царстве, великом государстве Кислот в городе жила – поживала принцесса Серная, красавица и умница. Пришло ей время замуж входить. Жалко было королю – отцу Водороду – отпускать дочь в другие царства. Вот и придумал он трудные испытания для принцев иноземных, чтоб любовь была с первого взгляда. Много принцев съехалось в палаты королевские:
Из оксидов – Оксид Магниевич
Из оснований – Гидроксид Натриевич
Но покорил своенравную Серную скромный вежливый королевич с острова Солей, Барий Хлоридович. Встретились они и поняли, что не прожить им друг без друга.
Напишите уравнения реакций и определите тип данной реакции. Назовите полученные вещества.
Заключение
Вывод: Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая) взаимосвязь.
Металл→основный оксид→ основание→ соль
Неметалл →кислотный оксид →кислота→ соль
Подведение итогов урока. Рефлексия
Домашнее задание
Царь зовет к себе Стрельца,
Удалого молодца
И дает ему поручение
Государственного значения
Чтоб я стал опять богат,
Нужен бария сульфат.
Ночь даю тебе подумать –
Утром буду ждать доклад!
Не сможешь – кого винить?
Должен я тебе казнить
Запиши себе название,
Чтоб со страху не забыть.
Помогите Стрельцу
Получить возможными способами
Сульфат бария.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.