Дата_________ Урок № Класс -7
Тема «Архивация данных. Использование программ-архиваторов.
Практическая работа «Использование программы-архиватора»».
Цели:
1. Познакомить учащихся с понятием архивации данных и её значением для хранения и защиты информации.
2. Объяснить основные задачи и преимущества использования архивов.
3. Ознакомить с популярными программами-архиваторами (например, WinRAR, 7-Zip, WinZIP) и их возможностями.
4. Рассмотреть принципы работы алгоритмов сжатия и их влияние на размер файлов.
5. Развивать навыки практического применения программ-архиваторов для хранения, передачи и резервного копирования данных.
6. Формировать умение сравнивать разные программные средства по функциональности и удобству использования.
7. Воспитывать информационную компетентность
Обучающиеся должны
Знать:
- Что такое архивация данных и зачем она нужна;
- Основные понятия, связанные с файлами архива, сжатием и
защитой информации;
- Названия популярных программ-архиваторов
(например, WinRAR, 7-Zip, WinZIP) и их назначения.
Уметь:
- Создавать архивы с помощью
программ-архиваторов;
- Использовать различные режимы сжатия и установка паролей
для защиты архивов;
- Распаковывать архивированные файлы и
проверять их содержимое;
- Хранить и передавать архивированные файлы для экономии
места и повышения безопасности данных.
Будут приобретать
навыки:
- Практического работы с программами-архиваторами;
- Выбирать подходящие параметры сжатия и защиты;
- Оценивать преимущества использования архивов при сохранении и передаче информации.
Тип урока комбинированный урок.
Формы и методы работы: лекционно-практическая, групповая, индивидуальная, демонстрация, объяснение, практическое выполнение
Ход урока
1.Организационный момент
Проверка присутствующих. Создание настроя.
2. Актуализация знаний, умений и навыков
· Что вы понимаете под программным обеспечением?
· Какие программы вы используете дома и в школе (браузеры, текстовые редакторы, игры, системы для учёта)?
· Что такое операционная система?
· Что называется прикладным программным обеспечением?
· Какие программы можно назвать прикладными?
3. Мотивация учебной деятельности
Ребята! Сегодня мы начинаем изучать очень важную тему — "Архивация данных и использование программ-архиваторов". Эта тема поможет вам понять, как удобно и безопасно хранить и передавать большие объемы информации, а также научиться использовать специальные программы для создания архивов. После урока вы сможете легко упаковать свои файлы и подготовить их к передаче или хранению. А сейчас давайте настроимся на учебу, подготовимся к интересному и полезному уроку!
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя с записями определений в тетрадь.
Архивация - это сжатие одного или более файлов с целью экономии памяти и размещение сжатых данных в одном архивном файле. Архивация данных позволяет уменьшить физический размер файлов, в которых хранятся данные, без значительных информационных потерь.
Архивация проводится в следующих случаях:
Когда необходимо создать резервные копии наиболее ценных файлов
Когда необходимо освободить место на диске
Когда необходимо передать файлы по E-mail
Архивный файл представляет собой набор из нескольких папок и файлов (одной папки или одного файла), помещенных в сжатом виде в единый файл, из которого их можно при необходимости извлечь в первоначальном виде. Архивный файл содержит оглавление, позволяющее узнать, какие файлы содержатся в архиве.
В оглавлении архива для каждого содержащегося в нем файла хранится следующая информация:
Имя файла.
Размер файла на диске и в архиве.
Сведения о местонахождения файла на диске.
Дата и время последней модификации файла.
Код циклического контроля для файла, используемый для проверки целостности архива.
Степень сжатия.
Любой из архивов имеет свою шкалу степени сжатия. Чаще всего можно встретить следующую градацию методов сжатия:
Без сжатия (соответствует обычному копированию файлов в архив без сжатия, если надо соединить несколько файлов для отправки, н-р, фото).
Скоростной.
Быстрый (характеризуется самым быстрым, но наименее плотным сжатием).
Обычный.
Хороший.
Максимальный (максимально возможное сжатие является одновременно и самым медленным методом сжатия).
Архиваторы - это программы (комплекс программ) выполняющие сжатие и восстановление сжатых файлов в первоначальном виде. Процесс сжатия файлов называется архивированием. Процесс восстановления сжатых файлов - разархивированием. Современные архиваторы отличаются используемыми алгоритмами, скоростью работы, степенью сжатия (WinZip, WinAce, PowerArchiver, 7Zip, WinRAR).
Другие названия архиваторов: утилиты - упаковщики, программы - упаковщики, служебные программы, позволяющие помещать копии файлов в сжатом виде в архивный файл.
WinRAR - это мощное средство создания архивов и управления ими. Есть несколько версий RAR, для разных операционных систем: Windows, Linux, UNIX, DOS, OS/2 и т.д.
WinRAR имеет и другие дополнительные функции. WinRAR способен создать архив в двух различных форматах: RAR и ZIP. Рассмотрим преимущества каждого формата.
Архив в формате ZIP
Основное преимущество формата ZIP - его популярность. Например, большинство архивов в Internet - это архивы ZIP. Поэтому приложение к электронной почте лучше всего направлять в формате ZIP. Можно также направить самораспаковывающийся архив. Такой архив является немного большим, но может быть извлечен без внешних программ. Другое преимущество ZIP - скорость. Архив ZIP обычно создается быстрее, чем RAR.
Архив в формате RAR
Формат RAR в большинстве случаев обеспечивает значительно лучшее сжатие, чем ZIP. Кроме того, формат RAR обеспечивает поддержку многотомных архивов, имеет средства восстановления поврежденных файлов, архивирует файлы практически неограниченных размеров. Работа с большими размерами архива поддерживается только в файловой системе NTFS.
Показ видео из библиотеки ЦОР
Используются материалы
Сжатие данных
https://drive.google.com/file/d/1EokLMLUEu4AYzyXLV91SZQdmMeOYoLci/view
Архивация файлов https://drive.google.com/file/d/1COHayoOxk-bWnjSV_gp60537mUWExzBl/view
5. Закрепление материала
6. Инструктаж по технике безопасности
Практическая работа «Архивация файлов»
Определи коэффициент сжатия файлов различных типов и расширений. Создай в тетради или в текстовом документе таблицу со следующими столбцами:
Название файла |
Тип файла |
Расширение |
Размер до сжатия |
Размер после сжатия |
Коэффициент сжатия |
Заполняй таблицу по ходу выполнения практической работы. Для более точного определения коэффициента сжатия используй размер в байтах, указанный в свойствах файла.
Сделай выводы и запиши их.
1. Скачивание файлов
Скачай файлы и сохрани их в отдельной папке.
2. Разархивирование
Нажми правой кнопкой мыши на файл-архив. Выбери пункт «Извлечь всё», указав каталог, в который сохранится разархивированная папка с файлами.
3. Изучение файлов
Зайди в папку «Файлы». Ты увидишь 8 различных файлов. Внеси данные об этих файлах в первые четыре столбца таблицы.
4. Архивирование
Заархивируй каждый файл отдельно, выбрав в качестве параметров:
расширение — zip;
метод сжатия — «обычный».
Занеси в таблицу необходимые данные.
5. Выводы
Проанализируй полученную таблицу и сделай выводы. Какие файлы лучше всего сжимаются, а какие практически не меняют свой размер?
7. Подведение итогов
1. Обсуждение вопросов и проверка понимания
2. Что такое архивация данных и зачем она нужна?
3. Какие преимущества дает использование программ-архиваторов?
4. Назовите самые популярные программы-архиваторы, которые мы использовали на уроке
5. Как создать архив файла? Какие шаги для этого вы запомнили?
6. Как распаковать архив и проверить его содержимое?
8. Самооценка и рефлексия
Что нового вы узнали сегодня?
Что было легко, а что вызвало трудности?
Какие навыки у вас улучшились благодаря сегодняшнему уроку?
9. Итоговое слово учителя
— Сегодня мы познакомились с важной технологией
хранения и передачи данных — архивацией. Умение работать с архивами помогает
эффективно управлять файлами, экономить место и быстро передавать информацию.
Надеюсь, что теперь вы сможете безопасно сохранять ваши файлы и быстро находить
нужную информацию.
10. Домашнее задание
Учебник, § 2.4 - изучить
Выполнить творческое задание «Журналист-стажёр»
Творческое задание «Журналист-стажёр»
Вы — журналисты-стажеры. Начальник дал вам задание собрать материалы для статьи.
Ваша задача — собрать материалы и отправить архив с данными начальнику.
1. Выбор темы
Выберите одну из тем для будущей статьи:
· Знаменитые места Донецка
· Сталинские высотки
· Реки Донбасса
· Семь чудес света
2. Поиск изображений
Найдите в Интернете фотографии, соответствующие теме. Сохраните фотографии на свой компьютер в отдельной папке.
3. Поиск информации
Найдите в Интернете информацию о каждом из объектов для статьи. Сохраните информацию о каждом объекте в отдельном текстовом файле. Сохраните эти файлы в папке с изображениями.
4. Создание архива
Создайте архив из всех найденных материалов, разбив его на несколько томов по 5 МБ и установив пароль 1234.
5. Отправка материалов
Отправьте материалы на электронную почту, указанную учителем
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.