1. Личность царя-реформатора.
Душой реформ был Пётр I. Необыкновенная личность, он сломал привычные представления о монархе. Даже внешний вид его говорил о незаурядности. Высокий, узкоплечий, он на голову возвышался над окружающими.
«Я и царь, да у меня на руках мозоли, — говаривал Пётр, овладевший 14 ремёслами, — а всё оттого: показать вам пример и... видеть мне достойных помощников и слуг».
Пётр I был и разрушителем, и созидателем. Царь задал «параметры» поведения всем своим последователям — горячую любовь к Отечеству и образцовую службу Отечеству.
1. Личность царя-реформатора.
Обстоятельства формирования личности Петра I, его мировоззрения и характера наложили своеобразный отпечаток на реформы. Пережитые в детстве потрясения: страх матери за жизнь сына, кровавое неистовство стрельцов, убивающих на глазах царевича его сторонников, лицемерие сестры-регентши Софьи и косность бояр — всё это толкало его на полный разрыв с прошлым, которое даже не отторгалось — безжалостно уничтожалось. Такая модель петровских преобразований сильно отличалась от того, что было предложено, но до конца не осуществлено его старшим братом Фёдором Алексеевичем.
1. Личность царя-реформатора.
Пётр просыпался в пять часов утра и весь день пребывал в делах. Его жизнь — постоянные разъезды. Ни один из его предшественн-иков не побывал в стольких городах собственного Отечества, в стольких сражениях и странах.
1. Личность царя-реформатора.
Российский император постоянно спешил, словно хотел опередить время, сделать невозможным для России движение вспять, в прошлое. Опасения, что подобное может случиться, преследовали его.
Пётр I не видел того, кому мог бы передать своё дело, и это стало его личной трагедией.
В январе 1725 г. царь заболел. И впал в беспамятство.
28 января, так и не придя в сознание, Пётр I скончался.
2.Светский облик культуры.Просвещение и науки
1699г - Навигацкая школа (Школа математических и навигацких наук)
1701г. - Артиллерийская школа
1712г. - Инженерная школа
1707г.- Медицинское училище
Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы цифирные школы (училища низшей ступени).
Дети мастеровых учились в горных школах, солдатские - в гарнизонных.
По указу 20 января 1714г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы цифирной школы
.
2.Светский облик культуры.Содержание обучения
Содержание обучения изменилось. На первом месте оказались
те предметы, которые давали полезные для практики знания:
математика, астрономия, инженерное дело, фортификация.
. Пётр провёл реформу алфавита и самолично правил начертание букв. В 1710 г. был утверждён гражданский шрифт Формально новая азбука должна была облегчить обучение письму. Однако последствия реформы алфавита были глубже.
3. Изменения в быте. Ассамблеи
Ассамблеи устраивались обычно зимой, когда жизнь на флоте замирала и приостанавливались военные действия – ведь при Петре 21 год продолжалась война со Швецией.
Они были введены в 1717 году, хотя уже с 1699 года случались открытые многолюдные пиры с участием женщин. Составлялся «график» ассамблей, по которому петербургские и московские жители устраивали их у себя дома, затрачивая на это огромные средства
3. Изменения в быте. Политес.
«Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай,
не утирай губ рукою, но полотенцем…
Над ествою не чавкай,
как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори…
Говорить с людьми должно благочинно, учтиво, вежливо, разумно.»
Не хватай блюдо первым и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, когда ешь. Ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай пальцев и не грызи костей. Хлеб, приложа к груди, не режь. Ешь, что пред тобой лежит, а дальше не хватай.
4. Петровский «парадиз»
В своих письмах Пётр I называл Санкт-Петербург «парадизом» — райским местом, раем. К строительству города приступили почти сразу же, как русские утвердились в устье Невы. Начали с возведения Петропавловской крепости, вокруг которой должен был вырасти «город святого Петра» — Санкт-Петербург.
1703
4. Петровский «парадиз»
Был введён невиданный прежде налог: каждая въезжающая в город повозка должна была привезти вместе с товаром 3 камня, каждое судно — до 30 больших камней.
5. Преображённая Россия.
Перенимая европейские достижения, Пётр модернизировал страну. Пройдёт немного времени, и реформированное государство докажет свою жизнеспособность
Реформы Петра I способствовали сближению России со странами Запада. Однако глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.