МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34»
«РАССМОТРЕНО» На заседании ШМО МОУ СОШ № 34 _____________/Е.А. Кузнецова Протокол № ____ от «___»_______________20___ г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР МОУ СОШ №34 г. Комсомольска-на-Амуре ____________/Г.Ю. Колот Протокол № ____ от «___»_______________20___ г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ СОШ №34 г. Комсомольска-на-Амуре ____________/М.В. Суровцева Приказ № _____ от «___»_______________20___ г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Общество и человек»
Срок реализации программы: 1 год.
Класс (возраст): 9 класс (14-15 лет).
Рабочая программа элективного курса «Общество и человек» предназначена для обучающихся 9 классов основной общеобразовательной школы.
и составлена на основе:
ü Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ü Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 31.05.21г № 287 (изменения от 18.07.22г. № 568),
ü Федеральной образовательной программы основного общего образования от 18.05.23г. № 370.
ü Авторской программы «Обществознание: ключевые понятия и трудные вопросы» Александрова С.В. ЭНМС CПб АППО
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ после 9 класса. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ.
Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Цель изучения предмета:
Углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществознание», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи изучения предмета:
1 повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
2 формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ;
3 развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Срок реализации программы 1 год (1 час в неделю, то есть 34 часа в учебный год).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014.
2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М.: Астрель, 2014г.
Формы, порядок и периодичность контроля успеваемости.
Основными формами контроля успеваемости являются: текущий и промежуточный контроль знаний.
Осуществление контроля позволяет:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
● осуществить контроль над реализацией программы учебного курсов.
1.Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме групповых работ, проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, устных ответов.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Изучение разделов завершается занятиями (в форме тестирования, работы с текстами).
Занятия с учащимися имеют различные формы:
1.Бесседы - диалог с детьми на определённую тему.
2.Лекции – устное изложение какой-либо темы.
3. Написание рефератов, исследовательских работ.
4.Традиционные формы работы - конкурсы, турниры, викторины
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
1.2. Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
· овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
· умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:
· использование элементов причинно-следственного анализа;
· исследование несложных реальных связей и зависимостей;
· определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
· поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
· перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
· объяснение изученных положений на конкретных примерах;
· оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
1.3. Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых
понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической
теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии
и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
• понимание специфики
познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
1.3.1. Формирование УУД:
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
· определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
· идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
· выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
· ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
· обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта,алгоритм проведения исследования);
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
· различать результаты и способы действий при достижении результатов;
· определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
· устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
· соотносить свои действия с целью обучения.
1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
· соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
· принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
· определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
· демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
· подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
· выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
· выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
· выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
· определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
· создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
· переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
· строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
· анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
· резюмировать главную идею текста;
· преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
· критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
· определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
· анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
· проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
· распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
· определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
· формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
· соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
· определять возможные роли в совместной деятельности;
· играть определенную роль в совместной деятельности;
· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
· определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
· корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
· критически относиться к собственному мнению, уметьпризнавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
· предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
· выделять общую точку зрения в дискуссии;
· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
· организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
· устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
· создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
· использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
· использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
· оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
· оперировать данными при решении задачи;
· выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
· использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
· создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1.3.2. Предметные результаты:
Выпускник научится: представлению об относительно целостном представлении, об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых
понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической
теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии
и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
• понимание побудительной
роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре
личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
• понимание специфики
познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Выпускник получит возможность:
- в приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
- успешно сдать ОГЭ по обществознанию.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Курс «Общество и человек» полностью отражает содержание учебных курсов Обществознание 8-9 классы и отвечает современным требованиям Кодификатора:
1. Введение (1ч.). Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ.
2. Человек и общество (6 ч.). Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
3. Сфера духовной культуры (3 ч.). Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
4. Экономическая сфера (6 ч.). Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
5. Социальная сфера (3 ч.). Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
6. Сфера политики и социального управления (3 ч.). Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
7. Право (4 ч.). Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
8. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ (5 часов).
9. Итоговый контроль (4 часа).
Тематическое планирование
№ п/п |
Разделы, темы занятий |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Человек и общество |
6 |
3 |
Сфера духовной культуры |
3 |
4 |
Экономическая сфера |
6 |
5 |
Социальная сфера |
3 |
6 |
Сфера политики и социального управления |
3 |
7 |
Право |
4 |
8 |
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ |
5 |
9 |
Итоговый контроль |
4 |
Итого |
|
34 |
Приложение 1
№ п/п |
Класс: 9 Б,Г |
Тема урока |
корректировка |
|
Дата |
|
|
1 |
05.09 |
Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Спецификатор |
|
2 |
12.09 |
Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году.Кодификатор |
|
Тема 1. Общество |
|||
3 |
19.09 |
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. |
|
4 |
26.09 |
Общество и природа. |
|
5 |
03.10 |
Ступени развития общества. |
|
6 |
10.10 |
Типология обществ. |
|
Тема 2. Человек |
|||
7 |
17.10 |
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции |
|
8 |
24.10 |
Потребности и способности человека |
|
9 |
07.11 |
Многообразие видов деятельности человека. |
|
10 |
14.11 |
Человек в системе социальных связей |
|
Тема 3. Духовная сфера. |
|||
11 |
21.11 |
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. |
|
12 |
28.11 |
Наука и образование. Мораль. Религия. |
|
Тема 4. Познание |
|||
13 |
05.12 |
Познание мира. Работа с терминами, тестовая работа. |
|
14 |
12.12 |
Многообразие форм человеческого знания. Работа с терминами, анализ текста, тестовая работа. |
|
15 |
19.12 |
Решение тестовых заданий части В. |
|
Тема 5. Экономическая сфера. |
|||
16 |
09.01 |
Экономика: наука и хозяйство. |
|
17 |
16.01 |
Экономические системы . |
|
18 |
23.01 |
Многообразие рынков. |
|
19 |
30.01 |
Рыночные отношения. |
|
Тема 6. Социальная сфера. |
|||
20 |
06.02 |
Социальная система. |
|
21 |
13.02 |
Семья и брак как социальные институты. |
|
22 |
20.02 |
Социальный конфликт и пути его разрешения. |
|
Тема 7. Политическая сфера. |
|||
23 |
27.02 |
Политическая система. |
|
24 |
05.03 |
Признаки, функции и формы государства. |
|
25 |
12.03 |
Политический плюрализм. |
|
26 |
19.03 |
Структура политической власти в РФ. |
|
Тема 8. Право. |
|||
27 |
02.04 |
Право, система права. Источники права |
|
28 |
09.04 |
Права человека. |
|
29 |
16.04 |
Конституция РФ. |
|
30 |
23.04 |
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. |
|
Тема 9. Решение заданий различных типов. |
|||
31 |
30.04 |
Решение заданий частей В |
|
32 |
07.05 |
Решение заданий частей С |
|
33 |
14.05 |
Алгоритм написания эссе |
|
34 |
21.05 |
Алгоритм написания эссе |
|
Приложение 2
Лист корректировки
Тема |
Дата по плану |
Причина корректировки |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
«Общество и человек»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012г.;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию;
-учебного плана МОУ СОШ №34 г. Комсмольска-на-Амуре;
-основной образовательной программы МОУ СОШ №34 г. Комсомольска-на-Амуре.
Цель программы: подготовка учащихся 9 класса к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ОГЭ.
Задачи программы:
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Актуальность программы: Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ОГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.