Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 c углубленным изучением отдельных предметов» города Белгорода
Открытый урок изобразительного искусства
в 1-м классе на тему:
« Узоры на крыльях.
Ритм пятен.
Красная книга Белогорья.»
Разработан
учителем начальных классов
второй квалификационной категории
Потложей Людмилой
Анатольевной
Белгород-2011г
Урок изобразительного искусства в 1-м классе
Тема: Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красная книга Белогорья.
Цели урока:
создать условия для обучения детей приемам украшения крыльев бабочек; для усвоения закона симметрии; ознакомления с изображением способом монотипии;
расширить знания о бабочках;
развивать художественный вкус учащихся; умение видеть прекрасное, развивать творческое воображение учащихся;
воспитывать эстетический вкус, любовь и бережное отношение к природе родного края Белгородчины и ее обитателям.
Оборудование:
учебник, акварель, кисти, набор рисунков «Бабочки»,
коллекция бабочек, магнитофон, проектор, презентация «Бабочки прекрасны» ,
фонограмма «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, бумажные
заготовки бабочек, образцы раскрашенных бабочек, бумажные цветы для крепления
на доску, стихи и загадки
о бабочках, сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», литература по теме урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Инструктаж по технике безопасности
2. Целеполагание.
- Наш урок я бы хотела начать с загадок, которые приготовили дети. Угадайте, о ком идет речь?
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
- Чем займемся на уроке? (Бабочками)
-Задание будет очень ответственное. Послушайте конец сказки «Дюймовочка». Эта встреча короля эльфов с Дюймовочкой произойдет только тогда, когда на поляну встречи прилетят много красивых бабочек. Так захотела Злая колдунья. Вот я и подумала, что нас много и бабочек будет сразу много. Дети, давайте поможем Королю и Дюймовочке!!!
3. Беседа
- По подсчетам ученых в природе обитает около 140 тысяч бабочек.
- А что вы знаете о бабочках? Какую пользу или вред они приносят? Какие бабочки?
- Все бабочки разные и не похожи друг на друга. Думаю, что вы сами в этом убедитесь
- Бабочки живут в разных частях земного шара. Окраска одних может быть совсем неприметной: бледные или сероватые оттенки, бурые крылья с пятнышками. Другими же бабочками мы не перестаем любоваться: по яркости узора и разнообразию красок на крыльях таких бабочек сравнивают с цветами. Смотреть на них одно удовольствие. О некоторых из них я хочу вам рассказать
-Кто шьет бабочкам такие платья?
- Рассмотрите бабочек, которые «прилетели» к нам на урок
Презентация «Бабочки прекрасны»
Слайд №1 – Большой махаон.
Эта бабочка обитает почти во всех уголках Земли: и на берегах теплых морей, и в дали от воды, её можно встретить в полях, степях, лесах. На крыльях этой бабочки находятся ответвления, похожие на хвостики, поэтому и название её переводится с французского языка как «хвостатка». Посмотрите, сколько различных цветов присутствует в её узоре. Из чего состоит узор?
( круги, волнистые линии, пятна и прожилки).
Слайд №2 – Павлиний глаз.
Данный вид бабочки встречается не везде. Из-за своей необычной окраски павлиний глаз и пострадал. Любители бабочек ловили их для своей коллекции, поэтому этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как вы думаете, почему у этой бабочки такое название, с чем это связано? И так далее.
-Из каких частей состоит бабочка? Два крыла больших впереди и два поменьше сзади. Граница вдоль туловища бабочки делит ее пополам на две одинаковые части.
-Что у нас симметрично?
4. Работа по учебнику.
- На стр. 50 учебника вы также можете рассмотреть бабочек.
Что можно сказать об «одежде» наших красавиц?
- Узор, какой бабочки вам понравился? Почему?
5. Физминутка.
- А не хотите ли вы сейчас превратиться в бабочек и весело покружиться.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – на месте покружилась,
Три – вспорхнула и присела,
На четыре – полетела.
6. Педагогический рисунок. Образцы.
- Мне так понравилось, как вы были в роли бабочек, что захотелось нарисовать бабочку и украсить её. И я придумала вот такой узор (на доску крепиться макет бабочки, который «оживает» в цвете): при помощи цветной акварели проведу волнистые линии, овалы, нарисую кружки, пятнышки, буду использовать яркие краски. Мне так понравилось рисовать, что я хочу вам показать несколько бабочек, которые я раскрасила.
7. Творческая практическая деятельность учащихся.
Этапы работы:
1.Согнуть лист пополам, определить ось симметрии.
2. Нарисовать узор, согнуть и отпечатать узор на вторую половину. Раскрыть.
3. Раскрасить и прикрепить на доску
(На парте у каждого ученика макет бабочки, с которым ему предстоит работать).
- Придумайте узор для своей бабочки, пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое платье, такое, какое вам захочется. И в этом вам поможет замечательный «Вальс цветов» из музыкального произведения «Щелкунчик» великого русского композитора П.И.Чайковского.
В воздухе они кружились
К вам на парты приземлились.
Бабочку ты украшай,
Свой узор ей добавляй.
Сделай яркий ей наряд,
Чтобы был здесь каждый рад.
В руки краски ты бери
И твори, твори, твори!
«Вальс цветов», П.И.Чайковского, «Щелкунчик»
8.Итог урока
Выставка и анализ работ детей.
-Какая бабочка самая красивая? Почему?
-Почему бабочек нужно беречь?
МОЛОДЦЫ!!!!!!!!
Чары колдуньи прошли и Дюймовочка встретилась с принцем благодаря вашим чудесным бабочкам!
9. Рефлексия
-Я научился…..
-Я узнал…..
Уборка рабочего места.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.