Конспект урока
Класс: 3
УМК «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: Саша Чёрный стихотворение «Воробей»
Цель: познакомиться с творчеством Саши Чёрного на примере изучения стихотворения «Воробей».
Задачи:
· формировать умения анализировать произведение и находить изобразительно - выразительные средства и определять их роль;
· воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь к животным;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные:
· познакомятся с произведением Саши Черного;
· овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Метапредметные:
· познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке.
· коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
Личностные:
· стремиться к повышению культуры речевого общения.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, презентация, карточки.
Ход урока
Педагогическая деятельность учителя |
Учебная деятельность обучающихся |
Время |
||||||||
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности |
|
|||||||||
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своё рабочее место, всё ли готово у Вас к уроку? Молодцы, садитесь. Скажите, чтобы урок прошёл хорошо, что нам нужно? -Хорошо, вы правильно все рассуждаете! Но главное, чтобы у каждого из Вас было хорошее настроение, ведь это залог успеха и хорошего дня! Ведь только представьте, если мы будем унылые, разве мы будем стремиться к чему-то хорошему? Конечно же нет. Так вот, чтобы сохранить хороший настрой, Вы должны как на уроке работать? |
Приветствуют, слушают. Проверяют рабочее место.
Отвечают на вопрос, рассуждают.
- активно |
2 мин |
||||||||
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. |
|
|||||||||
Речевая разминка. -Посмотрите на экран, что написано? О ком говориться в скороговорке? Сидел воробей на сосне. -Задание: прочитайте с разной интонацией
-Молодцы!
Разгадайте ребус. (на доске)
-Сформулируйте тему урока. - сформулируйте цель урока На доске: Познакомиться… -Какие задачи будем решать на уроке? На доске: Научиться анализировать… и находить.. Обогащать …. Развивать … -Дома вам нужно было подготовить по 5 фактов их жизни и творчества С.Черного. Что вы узнали? Молодцы! Работа в парах. -На столах у вас лежат карточки с биографией Саши Черного. Прочитайте и найдите информацию, которая не была представлена в ваших докладах.
-Что вы нового узнали о С. Черном?
|
Слушают, читают с разной интонацией.
Разгадывают ребус
.
Называют тему и цель урока -формулируют задачи урока.
-дети называют факты о С. Черном.
Работа с карточками.
Отвечают на вопрос. |
7 мин |
||||||||
Первичное усвоение новых знаний |
|
|||||||||
- Вы сказали, что стихотворение с которым мы сегодня познакомимся называется “Воробей”. На эти слова была написана замечательная детская песенка, которую я вам предлагаю послушать. Закройте глаза, протяните одну ладошку вперёд, закройте глазки и представьте, что на Вашей ладошке сидит воробей. (фонограмма) -Какой вам представился воробей?
-Молодцы. А сейчас мы узнаем, каким представляет воробья, поэт Саша Чёрный! -Откройте страницу учебника 40-ую. Внимательно послушайте стихотворение Саши Чёрного «Воробей» (читаю). -О чём же говорится в стихотворении? -Итак, а сейчас я дам вам время, внимательно прочитайте про себя это стихотворение. -Совпали наши рассуждения с автором? АНАЛИЗ стихотворения -Прочитайте первые 4 строчки вслух, кто желает? -Каким автор представил воробья? -Какие выразительные слова (эпитеты) помогли представить воробья? Словарная работа. -Что означает слово юркий? Юркий – быстрый, мгновенный, ловкий. -А как вы понимаете глазки – бисер?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт.
-Садитесь, молодцы! -Продолжим работу с текстом. Итак, кто желает прочитать 2 и 3 абзац? -Какие здесь новые для Вас слова встретились? ( варианты: сыплет – сыпать , насыпать; злюка - злой) -Хорошо, завершающие 2 абзаца , кто желает прочитать? - Какие здесь новые для Вас слова встретились? Пичужка – маленькая птичка; -Слово «вьюшкой» , выделено синим цветом, что это значит? -Правильно найти слово в словарике, в конце книги. -Итак, откройте словарик и найдите, что означает это слово! Вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла; -Хорошо, молодцы! Что же означает «фурх»? Фурх – звук крыльев. -Мы сейчас прочитали и разобрали не известные слова, этим самым мы с Вами пополнили нашу «словарную копилочку». |
Представляют картинку, слушают фонограмму.
-лёгкий, маленький, коричневый, взъерошенный, хитрый, пугливый и др. Слушают
Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения
Читают
Рассуждают -серый, юркий, сравнение с мышкой. Рассуждают
Выполняют упражнения
Выразительно читают Объясняют значение слов
Ищут слово в словарике
|
20 мин |
||||||||
Первичная проверка понимания |
|
|||||||||
-Какие вы знаете средства выразительности? Работа в тетради. -Давайте найдем, Какие средства выразительности использовал автор в своем стихотворении?
-А сейчас скажите, как же автор относится к воробью? Найдите в стихотворении. -Можно ли воробья назвать беззащитным? -В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? -Как вы им помогаете в зимний период времени? -Какой корм можно давать птицам? -Перечитайте второе четверостишие. -Какую картину вы себе представили? -А почему он предлагает двинуть клювом ворону? - Прочитайте третье четверостишие. -Какую картину вы себе представили? - Как автор называет ветер? -Автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья. - Прочитайте четвёртое четверостишие. -Какую вы представили себе картину? -Что он предлагает воробью? Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку. Прочитайте этот отрывок с просьбой, попросите воробья. - Прочитайте последнее четверостишие. -Какую картину вы себе представили? -Как автор называет воробья? Он серьезно его так называет или с юмором? -Сейчас, прочитайте еще раз стихотворение выразительно, соблюдая интонацию, паузы, но уже с тем чувством будто Вы сами разговариваете с воробьём. 1 – 2 столбик – цепочкой, по строчке, 3 – 4 столбик – парами, 5 – столбик – хором. Молодцы. У вас все получилось. |
Перечисляют средства выразительности. Находят средства выразительности в стихотворении и заполняют таблицу.
Находят информацию в учебнике. Отвечают на вопросы. |
5 мин |
||||||||
Рефлексия |
|
|||||||||
Я Вам раздам раскраску «Воробей». Ваша задача сделать необычного воробья или утенка, который будет символизировать Ваше настроение! Итак, кто считает, что хорошо сегодня работал на уроке, тот выберет цвет, который это покажет во всей красе! Заодно, у Вас получатся необычные воробышки, которые останутся у вас на память! |
Раскрашивают воробья.
|
5 мин |
||||||||
Домашнее задание. |
|
|||||||||
-Итак, откройте дневники и запишите домашнее задание… -выучить стихотворение наизусть с.40-41 |
Записывают |
1 мин |
||||||||
Подведение итога урока. |
|
|||||||||
– С какими произведениями вы сегодня познакомились? -Кто автор? - О чем заставляет задуматься это произведение? Чему оно учит?
|
Отвечают на вопросы.
|
3 мин |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.