Урок по литературному чтению во 2 классе Тема: "О братьях наших меньших. Е. Чарушин. "Страшный рассказ."
Оценка 5

Урок по литературному чтению во 2 классе Тема: "О братьях наших меньших. Е. Чарушин. "Страшный рассказ."

Оценка 5
docx
19.01.2022
Урок по литературному чтению во 2 классе Тема: "О братьях наших меньших. Е. Чарушин. "Страшный рассказ."
Открытый урок по чтению.docx

 

 

 

 

 

                                   

                    Тема: О братьях наших меньших.

                       Е. Чарушин «Страшный рассказ»

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»

Задачи:

·         Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

·         Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям  произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;

·         Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

·         Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

·         Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

·         Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.

Необходимое оборудование и материалы: выставка книг Е. И. Чарушина; портрет  Е. Чарушина, рисунки животных Е.Чарушина, учебник  «Литературное чтение» 2 класс 1 часть.

Мотивация учащихся:

- Ребята, сегодня  мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

Стадия вызова.   Игра «Верите ли Вы»:

·         что нас ждёт увлекательный урок?

·         что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?

·         что можно научиться понимать животное по его мимике и жестам?

·         что маленькое безобидное животное может быть хищником?

·         что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?

·         - Сегодня на уроке мы будем учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать смысл прочитанного и  услышанного, а также делать для себя какие-то выводы. И, возможно, в конце урока вы поверите в то, во что раньше не верили.

Ход и содержание урока:

- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  - Кто он может быть по профессии? (Писатель).

Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя. (Прикрепляю табличку «Писатель»)

Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных) – В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)

Записываю на доске предположения

- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном)

Записываю предположения на доске

I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация):

- Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске.

«Стратегия ключевых слов»  Фразы на доске.

         Шура и Петя остались одни;

         у самого леса;

         ни папы, ни мамы;

         темно;

         не страшно, не боялся;

         кто-то топает;

         закрылись с головой;

         прижались друг к другу;

         пришли (родители);

         зажгли;

         ёжик

 

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?

Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через тескт, созданный автором.

II этап: Работа с текстом во время чтения:

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

«Чтение вслух с остановками».

После прочтения  каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например,

- Почему мальчики остались одни?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие?  (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

-Кто по стене может ползать?

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Прочитайте разговор мальчиков.

- О чём говорили дети?

- На самом деле им было страшно?

- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)

Словарная работа (по ходу чтения):

- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались?

-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

- Кто испугал ребят? (Ёжик)

- Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа)

- Что вы знаете о ежах?

- Чем полезны ежи?

- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Выберите варианты:

Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен  лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

- Почему ёж навестил ребят ночью?  (Ночной житель)

Физкультминутка:

1. В классе развешаны буквы. Найдите их глазами и сложите название рассказа, который мы сейчас читаем. (Под звуки ночного леса) – Гимнастика для глаз

- На самом деле ёж страшный зверёк?

2. Ритмические движения под песенку про ёжика.

- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

- Как бы вы поступили с ежом?

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

- Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана

Чтение теста вслух с остановками до конца

…, прочитай текст до конца.

- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

Почему ёж свернулся шариком?  Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)

- Как поступили с ежом мальчики?

- Почему его уже потом никто не боялся?

- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?

III Работа с текстом после прочтения:

- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

- Как же автор относится к своим героям?

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть  свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?

Смелость – это способность перебороть страх.

- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?

- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина

Рассказ учителя  о Е. Чарушине:

Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме,  мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.

Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику.  Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» - так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство. Когда Женя вырос  и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии.

(Показываю книги с рисунками Е. Чарушина, вывешиваю иллюстрации на доску)

Это только часть книг, которые иллюстрировал Чарушин.

А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а также про зверей, живущих в лесу.

Художник, который рисует животных, называется анималист. (Вывешиваю табличку)

Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюпе. Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ.  (3-4 человека)

Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».

Игра « Завершите фразу»

- Ребята, я говорю вам, начало фразы, а вы её продолжаете:

  • Будущий писатель полюбил природу, потому что …
  • Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...
  • Из его книг можно узнать о …
  • Художник, который рисует животных, называется…
  • Котёнка, который жил у Чарушиных дома звали...

-Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137

- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре.  Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Проверка и оценивание ЗУН:

Сейчас мы узнаем, кто  в нашем классе был самым внимательным. Дети выполняют тест по содержанию текста в парах.

1. Мальчиков звали Шура и Петя.

2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

 

После  проверки теста:

-  Почему дети не могли дать ежу яблоко? (Ёж не питается яблоками)

Рефлексия деятельности на уроке.

Составление коллективного синквейна «Ёжик»

Ёжик

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам.

Хищник.

Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников.

Слова – помощники на доске:

·         работал на уроке активно;

·         давал полные и правильные ответы на вопросы;

·         не допускал ошибок при чтении;

·         помогал товарищу;

·         был внимателен и сосредоточен;

·         использовал для ответа знания, полученные на других уроках;

 

- За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.

- Где бы вы могли найти и прочитать другие  произведения Е. И. Чарушина?

Домашнее задание:

Обязательное домашнее задание и задание по желанию.

1. Выразительно читать текст -  Учебник с 136-138., р.т. с 45 №2,3

2. По желанию:

– Подготовить краткий пересказ.

– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

– Подобрать к прочитанному тексту пословицы,

загадки.

– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.

 

 

 


 

Тема : О братьях наших меньших

Тема : О братьях наших меньших

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока: изучение нового материала

Ход и содержание урока: - Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? -

Ход и содержание урока: - Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? -

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? -

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? -

Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Выберите варианты: Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение -

Выберите варианты: Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение -

Почему его уже потом никто не боялся? -

Почему его уже потом никто не боялся? -

Рассказ учителя о Е. Чарушине:

Рассказ учителя о Е. Чарушине:

Наблюдательным) - А вы умеете наблюдать?

Наблюдательным) - А вы умеете наблюдать?

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока

Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока

Выразительно читать текст -

Выразительно читать текст -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022