Технологическая карта урока
Учитель Суменко С. А.
Предмет: математика
Класс - 5А
Авторы УМК – А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (Москва Издательский центр Вентана-Граф, 2020)
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Задачи урока:
Формирование и развитие УУД
· Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
· Метапредметные:
o Регулятивные - составление плана выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
o Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
o Коммуникативные - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций
· Предметные: выучить правило сложения (вычитания) дробей с равными знаменателями и применять его при решении примеров, уравнений и задач
Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, дидактический материал, таблица для рефлексии, презентация по теме: « Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Этап урока |
Методы и формы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результаты |
|
Формируемые УУД |
Предметные |
||||
I Самоопределение к деятельности Цель: организация класса на создание рабочей обстановки |
|
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учитель: Вы проверьте-ка, ребятки, На столе-то, все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Ну, тогда начнем урок, Не теряя время, – в срок! На места все тихо сядем, Не нарушив тишину, Ну, а я, совместно с вами, наш урок сейчас начну.
|
Учащиеся слушают учителя, проверяю готовность к уроку |
Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения. |
Формирование умения точно выражать свои мысли с применением математической символики |
II.Обобщение и систематизация знаний. Актуализация знаний
Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий |
Фронтальная самостоятельная работа |
Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности Учитель: Я приготовила примеры к сегодняшнему уроку, но пока дошла, снежок залетел ко мне в портфель, в тетрадь и в результате некоторые числа в моих примерах стерлись. Восстановите их. (Слайд №2) 1* /9 > 1 21/21 = **/45, 6/13 >*/13 4/9 > 4/* Ѕ= 4/*
|
Устно выполняют предложенные задания |
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, через устные предложенные задания. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение проводить коррекцию и оценку своих действий. |
Умение сравнивать дроби, действовать по самостоятельному плану решения заданий |
III.Постановка целей и задач. Цель: формирование умения формулировать цель деятельности |
|
Устанавливает тематические рамки, Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока. На доске (слайд №3) круги разделённые на 4,6,8 частей; у учащихся такой же раздаточный материал а) - На сколько равных частей разделён оранжевый круг? (на 6 частей) - Возьмите 2/6 части круга, а потом ещё 3/6 части круга. - Сколько частей вы взяли? (5/6) б) - На сколько равных частей разделён фиолетовый круг? (на 8 частей) - Возьмите 3/8 части круга, а потом ещё 4/8 части круга. - Сколько частей вы взяли? (7/8) в) – На сколько равных частей разделён зелёный круг? (на 4 части) - Возьмите ¼ часть круга, а потом ещё 2/4 части круга. - Сколько частей вы взяли? (3/4) - Ребята, как вы узнали, сколько частей вы взяли всего? - Какое действие вы произвели с этими дробями? (сложение) - Вот вы и назвали тему нашего урока: «Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» Работа в тетрадях. - Открываем тетради, отступаем 4 клетки вниз,4 в сторону. - Записываем число, и тему урока |
Выполняют предложенные задания
Формулируют тему и цель урока, задачи.
Записывают в тетради дату и тему урока. |
Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации Личностные: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности |
|
IV.Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов |
Групповой метод, само и взаимопроверка |
Организует работу в парах
Учитель: на доске (слайд №4) нарисованы фигуры. - Какие геометрические фигуры нарисованы? (треугольник, прямоугольник) Задание 1. (Слайд №5) - На сколько равных частей разделён прямоугольник?( на 4 части) - Закрасьте ¼ часть прямоугольника- синим цветом, а 2/4 части – красным цветом. -Какая часть прямоугольника закрашена синим цветом, красным цветом? -А сколько всего закрашено? (3/4) -Какой знак действия нужно поставить между ¼ и 2/4, чтобы получить ¾? (плюс) Какое действие мы выполнили? Задание 2. (Слайд №6) - На сколько равных частей разделён треугольник? (на 4 частей) - Закрасьте 2/4 части –синим карандашом, а ¼ части – красным карандашом. - Какая часть треугольника закрашена синим цветом, красным цветом? (1/4 и 2/4) - Сколько всего частей закрашено? (3/4). - Какой знак действия нужно поставить между 2/4 и 1/4, чтобы получить 3/4? (плюс) - Давайте сделаем вывод. - Как же сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Физкульминутка (Слайд № 7) Ученикам поочередно демонстрируются примеры на сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, и ставится условие, если пример решен правильно, выполнить определенное действие, если неправильно, то же выполняется определенное действие (например: наклон влево, вправо, поднять руки вверх, наклон головы и тд.) Получается веселая зарядка. |
Учащиеся в парах выполняют самостоятельную работу, обсуждают полученный результат
Ребята своими словами формулируют правило, а затем свои выводы сравнивают с правилом в учебнике.
Выполняют действия сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, сопровождая выполнением упражнений физкультминутки. |
Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные умение слушать, понимать и принимать мнение другого Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями |
Умение анализировать задание, устанавливать взаимосвязь между дробями |
V.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. Цель: формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях. |
Дифференцированная самостоятельная работа
|
Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения Учитель: Задачи на доске (слайде №8-10) |
Выполняют задания, называют место и причины затруднения. Исправляют ошибки Учащиеся решают задачи разного уровня сложности
|
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Умение самостоятельно выбирать способ решения задач, действовать по алгоритму необходимых действий для недопущения подобных ошибок.
|
VI.Рефлексия Цель: формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее |
Фронтальная
индивидуальная |
Организует рефлексию.
Собирает листы с таблицей, выставляет оценки, проводит инструктаж домашнего задания. Ученикам предлагается заполнить таблицу из трех граф (слайд №11) 1. В графу «+» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Рассуждают, формулируют свое отношение к проблеме. Анализируют свою работу, заполняют предложенную таблицу, сдают таблицы.
|
Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции, ориентируемой на моральные нормы |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.