урок по математике "Единицы массы.Грамм"

  • docx
  • 18.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок.docx

Урок.  Единицы массы. Грамм.

 

Цели:

·        познакомить с новой единицей массы — граммом и со­отношением между граммом и килограммом;

·        познакомить с рим­скими цифрами;

·        закреплять вычислительные навыки, умение ре­шать задачи изученных видов;

·        прививать познавательный интерес к предмету.

 

Планируемые результаты:

o   учащиеся научатся взвешивать предметы и сравнивать их по массе;

o   решать задачи изученных видов;

o   анализировать и делать выводы.

 

Ход  урока

I. Организационный  момент

II. Актуализация   знаний

1. Римская нумерация

Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.

Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались с помощью соответствующего количества палочек.

Запишите этим способом числа 1, 2, 3. (Три ученика выходят к доске и записывают.) I, II, III.

А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили подкову и 5 палочек.

Запишите этим способом число 17.

Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах?

(Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изо­бражены римские цифры.)

Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни.

Где вы уже встречались с этими цифрами?

Чем похоже это письмо на египетское?

Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1,2,3.

(Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами, см Приложение 1)

- А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку.

(Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, и большой отогнув, затем закрепляет на доске карточку: V.)

Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр 5.)

(Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске кар­точку: X.)

Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.)

Запись числа основана на математическом действии вычи­тании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой «пять».

Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске?

(Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется, учитель закрепляет карточку: IV.)

Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное количество палочек приписывали справа.

(Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.)

Подумайте, как записать число 9. (От 10 отнять 1.) (Один ученик записывает на доске: IX.)

III. Самоопределение к  деятельности

(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету.)

Сравните эти два предмета. (Они разного цвета.) (

Учитель показывает два предмета, разных по форме и оди­наковых по цвету.

Чем отличаются эти предметы? (Они разной формы.)

 (Учитель показывает два пакета, одинаковых по цвету и фор­ме, но разных по размеру.)

Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера.)

(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе (массу взять точную, например 3 кг и 6 кг).)

—  Чем отличаются эти предметы?

(Учащиеся затрудняются с ответом. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, а другой — легче.)

—  Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой легче? (Масса.)

—  В чем измеряется масса? (В килограммах.)

(Учитель взвешивает предметы и записывает их массу. Затем он показывает два предмета, например два яблока, которые трудно сравнить по массе, взяв их в руки. Несколько учеников по очере­ди выходят к доске и пытаются определить, какое яблоко легче, а какое тяжелее.)

—  Как определить массу каждого яблока? (Нужно взвесить их.)

—  Могу ли я использовать для этого гирю в 1 кг? (Нет, так как яблоки весят меньше 1 кг.)

—  Что же делать? (Нужно использовать гири меньше 1 кг.)

—  А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Ответы детей.)

—  Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока .Работа по учебнику

—  Прочитайте теоретический материал на с. 54.

—  Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (Гр и килограмм.)

—  Сколько граммов в 1 кг? (/ кг = 1000г.)

—  Что можно измерять в килограммах?

—  Массу каких предметов можно измерить с помощью гирь меньше килограмма?

(Можно провести практическую работу по взвешиванию мел­ких предметов: ручки, книги, пенала и т. д.)

№1(с.54). (Устное выполнение.)

№2 (с. 54). (Работа в группе)

—  Прочитайте условие задачи.

—  Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Учащиеся ставят вопросы по типам задач: на нахождение суммы двух произведений, на разностное сравнение, на кратное сравнение.

Далее каждый ученик самостоятельно решает свою задачу. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее осталь­ных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 54).)

V. Физкультминутка

Раз, два — стоит ракета.(Руки вверх.)

Три, четыре — самолет.(Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши,(Хлопки в ладоши.)

А потом на каждый счет.(Шаги на месте.)

Раз, два, три, четыре —(Хлопки в ладоши.)

Руки выше, плечи шире.(Руки вверх, затем вниз.)

Раз, два, три, четыре —(Хлопки в ладоши.)

И на месте походили.(Шаги на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№3(с. 54). Работа в паре

Что неизвестно в уравнениях? Как вы будете искать?

Решите уравнения самостоятельно.

1.     Выполнение заданий в рабочей тетради

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 54). Самостоятельное выполне­ние. Взаимопроверка.)

Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов  урока

С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?

Кто хорошо понял тему?

Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Какое задание было самым интересным?

Домашнее  задание

Учебник: № 4 (с. 54). Рабочая тетрадь: № 25 (с. 46).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

 

I II III

V

X

IV

VI

VII

VIII

IX


 

Посмотрите также