Урок. Единицы массы. Грамм.
Цели:
· познакомить с новой единицей массы — граммом и соотношением между граммом и килограммом;
· познакомить с римскими цифрами;
· закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов;
· прививать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
o учащиеся научатся взвешивать предметы и сравнивать их по массе;
o решать задачи изученных видов;
o анализировать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Римская нумерация
Как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.
Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались с помощью соответствующего количества палочек.
- Запишите этим способом числа 1, 2, 3. (Три ученика выходят к доске и записывают.) I, II, III.
- А число 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили подкову и 5 палочек.
- Запишите этим способом число 17.
- Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о римских цифрах?
(Учитель показывает часы, книги, на корешке которых изображены римские цифры.)
Римские цифры довольно часто употребляются и в наши дни.
- Где вы уже встречались с этими цифрами?
- Чем похоже это письмо на египетское?
Мы с вами уже знаем, как записать римскими цифрами числа 1,2,3.
(Учитель закрепляет на доске карточки с этими цифрами, см Приложение 1)
- А как записать число 5? Внимательно посмотрите на свою руку.
(Учитель поднимает свою руку, сомкнув четыре пальца, и большой отогнув, затем закрепляет на доске карточку: V.)
- Как вы думаете, как записать число 10? Из чего оно состоит? (Из двух цифр 5.)
(Учитель поднимает две руки, затем закрепляет на доске карточку: X.)
- Как же записать цифру 4, используя предыдущие цифры? (Ответы детей.)
Запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой «пять».
- Кто догадался, как записать цифру 4, и может показать на доске?
(Желающий ученик выходит к доске и записывает. Если таких не найдется, учитель закрепляет карточку: IV.)
Запись цифр 6, 7, 8 основана на арифметическом действии сложении: нужное количество палочек приписывали справа.
(Один ученик записывает цифры на доске: VI, VII, VIII.)
- Подумайте, как записать число 9. (От 10 отнять 1.) (Один ученик записывает на доске: IX.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету.)
- Сравните эти два предмета. (Они разного цвета.) (
Учитель показывает два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету.
- Чем отличаются эти предметы? (Они разной формы.)
(Учитель показывает два пакета, одинаковых по цвету и форме, но разных по размеру.)
- Чем отличаются эти предметы? (Они разного размера.)
(Учитель показывает два предмета, одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе (массу взять точную, например 3 кг и 6 кг).)
— Чем отличаются эти предметы?
(Учащиеся затрудняются с ответом. Учитель вызывает одного ученика к доске и просит взять предметы в разные руки. Ученик говорит, что один предмет тяжелее, а другой — легче.)
— Как называется величина, которая позволяет сравнить, какой предмет тяжелее, а какой легче? (Масса.)
— В чем измеряется масса? (В килограммах.)
(Учитель взвешивает предметы и записывает их массу. Затем он показывает два предмета, например два яблока, которые трудно сравнить по массе, взяв их в руки. Несколько учеников по очереди выходят к доске и пытаются определить, какое яблоко легче, а какое тяжелее.)
— Как определить массу каждого яблока? (Нужно взвесить их.)
— Могу ли я использовать для этого гирю в 1 кг? (Нет, так как яблоки весят меньше 1 кг.)
— Что же делать? (Нужно использовать гири меньше 1 кг.)
— А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока .Работа по учебнику
— Прочитайте теоретический материал на с. 54.
— Какие единицы измерения массы вы теперь знаете? (Гр и килограмм.)
— Сколько граммов в 1 кг? (/ кг = 1000г.)
— Что можно измерять в килограммах?
— Массу каких предметов можно измерить с помощью гирь меньше килограмма?
(Можно провести практическую работу по взвешиванию мелких предметов: ручки, книги, пенала и т. д.)
№1(с.54). (Устное выполнение.)
№2 (с. 54). (Работа в группе)
— Прочитайте условие задачи.
— Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Учащиеся ставят вопросы по типам задач: на нахождение суммы двух произведений, на разностное сравнение, на кратное сравнение.
Далее каждый ученик самостоятельно решает свою задачу. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 54).)
V. Физкультминутка
Раз, два — стоит ракета.(Руки вверх.)
Три, четыре — самолет.(Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши,(Хлопки в ладоши.)
А потом на каждый счет.(Шаги на месте.)
Раз, два, три, четыре —(Хлопки в ладоши.)
Руки выше, плечи шире.(Руки вверх, затем вниз.)
Раз, два, три, четыре —(Хлопки в ладоши.)
И на месте походили.(Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№3(с. 54). Работа в паре
- Что неизвестно в уравнениях? Как вы будете искать?
- Решите уравнения самостоятельно.
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 54). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?
- Кто хорошо понял тему?
- Чем вам запомнился сегодняшний урок?
- Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 4 (с. 54). Рабочая тетрадь: № 25 (с. 46).
Приложение1
I II III
V
X
IV
VI
VII
VIII
IX
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.