Урок по математике "Обобщение по теме величины"
Оценка 4.8

Урок по математике "Обобщение по теме величины"

Оценка 4.8
docx
19.03.2024
Урок по математике "Обобщение по теме величины"
матем урок сказка.docx

 

Открытый урок-сказка  по математике в 4 классе

Автор: Черкасова Евгения Сергеевна

Организация: МБОУ Березинская СОШ

 

Тема: « Обобщение по теме :« Величины»

 

Образовательная система (УМК): Школа России.

 

Цель: систематизировать знания учащихся по теме « Величины»; закреплять знания об изученных единицах измерения, умение переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять по­лученные знания, умения и навыки; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; работать в парах; прини­мать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Развитие универсальных учебных  действий. (УУД).

Познавательные УУД:

- умение строить  речевое высказывание в  устной  и     письменной  формах;

- использование  знаково-символических  средств;

- умение  делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;

- использование способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- развитие самостоятельной  поисковой деятельности и  творческих возможностей;  

- умение анализировать и исправлять ошибки;

- осуществление контроля по результату.

- анализ объектов с целью выделения признаков  (существенных,и несущественных);

Коммуникативные УУД:

-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение     способов взаимодействия;

- формирование собственного мнения;

- использование речи для регуляции своего действия;

- умение аргументировать свою позицию, свой ответ; 

- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

- способность к самооценке;

- наличие учебно-познавательной мотивации;

Методы работы:  индивидуальная, фронтальная работа, рефлексия своих результатов.   

Тип урока - обобщения и закрепления знаний  

Оборудование: житоны, наглядный материал, презентация, проектор, компьютер, учебник УМК «Школа России» Моро М.И.,  Бантова М.А. Математика. 4 класс  Ч. 1.

 

Ход урока

I. Организационный момент( Слайд №1)

 1)Приветствие ( Слайд №2)

 

-Организация внимания учащихся класса.

2).Вступительное слово учителя.

-Ребята, вы любите сказки?

 

-Дорогие ребята! Вас сегодня ждёт необычный урок, а урок- сказка.

-А вот какую тему мы сегодня будем с вами повторять, и чем этот урок будет необычен - это вы сейчас догадаетесь сами.

Для начала давайте отгадаем загадку:

Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
                                     Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!             ( Слайд №3)

 

 

 

II. Актуализация знаний. Определение цели урока.

-Сейчас я задам вам несколько вопросов, а вы отвечая на них  скажите нам, чем мы будем заниматься на уроке.

 

  1. Промежуток времени в 100 лет. (век) .
  2. Отрезок, равный 100 см. (метр) .
  3. Самая маленькая единица длины. (миллиметр) .
  4. Отрезок в 10 см (дециметр) .
  5. 60 минут - это (час) .
  6. Расстояние, равное 1000 метрам (километр) .
  7. 1/60 часа ( минута) .
  8. Самая маленькая единица времени (секунда) .

 

-Какая тема нашего урока ? (Величина.)

-Что такое величина? (То, что можно измерить и результат выразить числом.)

- Какие величины вы знаете?(  Величины длины, массы, времени, площади.)

-  Какие Учебные задачи мы поставим на урок? 

 

      Всем хорошо известна повесть-сказка советского писателя Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» , представляющая собой литературную обработку сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».  Но я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете главному герою справиться с трудными, но очень интересными заданиями, которые его ожидают.

     Итак, мы начинаем! Перед нами каморка под лестницей, где и жил шарманщик, по имени Карло… (Слайд № 4) На стене, против двери, висит кусок старого холста с изображением очага, а перед ним стоит Буратино. Говорящий сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, необходимо правильно выполнить задания которые записаны на холсте. Но Буратино один с ними не справится, ему нужна ваша помощь. Поможем Буратино!

Вместе мы справимся!

1. Устный счет.

Выполним первое задание:

Разбейте числа на две группы по определённому признаку.

43,  5 м 6 дм,   1001, 4 кг,    5 мин,   890,   10 с,   12,   6 кг,   2 т,  7 сут.,    98,    120 г,   8 дм², 5 км,    1 ч 20 мин,     8 м²,     1000 см²,      555

    Мы видим, что в этом ряду есть натуральные числа, которые являются результатом вычислений или счёта. И есть именованные числа, которые получают в результате измерения величин и сопровождающих названием единиц измерения.

Группу именованные числа можно разбить на несколько групп по признаку разных величин. Единицы измерения нам укажут на величину, о которой идёт речь. Для этого нужно вспомнить единицы измерения величин.

Единицы измерения длины: км, м, дм, см, мм.

Единицы измерения времени: сутки, час, мин, сек.

Единицы измерения массы: т, ц, кг, г.

Единицы измерения площади: м2, дм2, см2.

Для измерения величин используют различные инструменты и приборы.

-  Посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о величинах)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Закрепим знания о величинах)

 

 

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием , помогли Буратино!

Выполнено первое задание, и вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь .

 

Что же скрывается за этой дверью? Мы не узнаем, пока не откроем её. А ключик к этой двери не простой, а золотой, и хранится он у старой черепахи Тортилы.

(Слайд № 5). Итак, мы вместе с Буратино отправляемся на поиски золотого ключика.

Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. На окраине города он увидел харчевню “Три пескаря”. Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться перед дальней дорогой. Войдя в харчевню, он увидел Карабаса – Барабаса. (Слайд № 6)

У Буратино совсем не было денег, тогда злой и коварный Карабас - Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно ответит на его вопросы, то он его не только накормит, но даст еще 20 золотых монет в придачу. Если же Буратино не справится, то его кинут в огонь вместо дров. Вот такое задание задал Карабас - Барабас:

 

III. Работа по теме урока.

 

Работа по учебнику ( Слайд 7,   8,   9 )

Выполним  второе задание:

1)    №23 стр. 55-реши задачу.

№23 (с. 55).

Решение: 30 • 8 - 30 = 210 (м).

Ответ: айсберг уходит под воду на глубину 210 м.

 

 

Буратино справился и с этим заданием, конечно не без вашей помощи ребята. Карабас – Барабас был очень удивлён.

«- Хорошо, - сказал он наконец, - я поужинаю недожаренным кроликом и сырыми цыплятами. Я тебе дарю жизнь, Буратино..». Как и обещал, он накормил его, но перед тем как дать Буратино 20 золотых, захотел проверить - сможет ли он найти ошибку в примерах и исправить её. И он обратился к Буратино: «У меня для тебя вот такое задание – нужно решить уравнения.

Выполним   третье задание:

2)   №15 стр.54 – реши уравнения.(задание выполняется по рядам)

Поможем же Буратино справиться с заданием, которое дал ему Карабас - Барабас.

IV. Физкультминутка ( Слайд №10)

 

V. Продолжение работы по теме урока

 Работа по учебнику

 

Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с золотыми монетами продолжил путь. За городом Буратино увидел солнечную поляну с яркими цветами и бабочками, а посреди нее – маленький домик. В нем жила Мальвина – девочка с голубыми волосами.

Когда Мальвина познакомилась со своим гостем, она сообщила ему, что если Буратино хочет узнать о ней больше, то ему придётся отгадать ребусы.

Задание 4. Мальвина сказала:

1) Отгадай загадки и тогда мы сможем выполнить следующее задание.

Слайд №11(слон)

Он большой , как будто дом.

Весит он почти 6 тонн.

Носом достает бананы,

Очень любит папу с мамой.

 

Слайд №12 ( Бегемот)

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

 

 

-Единица измерения чего встретилась в нашей загадке ( единица измерения массы)

 

    Удовлетворив своё любопытство, Буратино спросил у Мальвины: «Как добраться до пруда черепахи Тортилы?». За домиком Мальвины дорога разветвляется на две части. 

Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль каждой дороги написано простое математическое решение задачи. Нужно записать  их , и тогда он сможет по указателям направлений определить путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.

 

Выполним пятое задание:

 

№25 (с. 55). Решение задачи двумя способами.( Слайд № 13)

Решение

Слайд № 14   Первый способ: (60 + 300) • 10 = 3600 (кг).

Слайд №15     Второй способ: 60 • 10 +  300 • 10 = 3600 (кг). 

3600 кг = 3 т 600 кг.

Ответ: на 10 дней бегемоту и слону требуется 3 т 600 кг травы.

 

 

 

Все загадки Буратино отгадал. Указатель показал направление к черепахе Тортилы и Буратино пошёл по этой дороге, но почему-то попал в Страну Дураков - это были злые проделки хитрой лисы Алисы и вредного кота Базилио. (Слайд № 16)

Оказывается, лиса и кот были свидетелями всего происходящего. Они поменяли указатели, тем самым заманив Буратино в Страну Дураков. Эти мошенники убедили Буратино, что ему вместе с ними нужно зарыть свои монеты в землю для того, чтобы выросло 3 дерева, усыпанные золотыми монетами. 

Кот и Лиса предложили Буратино вырыть три ямки, в первую ямку положить свои 20 монет, во вторую Базилио положит на 8 монет меньше, чем в первую, а в третью Алиса положит на 7 монет больше, чем во вторую. Сколько всего монет у них было?

 

Выполним шестое задание:

 Решите задачу и запишите в тетрадях. Решение: 20 + 12 + 19 = 51 (монета).

Лиса Алиса и кот Базилио обманули бедного Буратино. Они направили на него сыщиков, и он, бросив свои 20 монет, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото. Если вы хотите узнать, чем это путешествие закончилось, вам придется последовать за Буратино по математическим кочкам . Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте.

 

Выполним седьмое  задание:

 (Записать в тетрадь и решить)

1) 1446 + 136 = 1582

2) 421 + 259 = 680

3)  55 262 – 145 = 55117

4) 1682 – 540 = 1142

 

РЕЗЕРВ, (Для сильных учеников)  Записать в тетрадь и решить)   № 27 стр 55

Ответы:

700 дм² = 7 м²

30 см² = 3000 мм²

8дм²=800см²


1437 см² = 14 дм² 37 см²

2415 мм² = 24 см² 15 мм²

46030 дм² = 460 м² 30 дм²

 

Очередное препятствие преодолено, хотя некоторых оступившихся пришлось вытягивать из болота.

Наконец-то Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зеленых лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте.

 

 

РЕЗЕРВ.    -Ребята , нам нужно решить логическую задачу.

 

 

В окрестностях пруда три болота. В каждом болоте по 47 кочек, а на каждой кочке живет по пять лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей. Сколько нужно уток чтобы осуществилась их мечта? Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху из детской сказки Всеволода Михайловича Гаршина(Слайд № 17 )Решение: 3 * 47 * 5 * 2 = 1410 (уток)

 

               Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи. (Слайд № 18 )

Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе……

 

Довольная черепаха Тортила отдала золотой ключик Буратино со словами: «Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье...»Вежливо поблагодарив черепаху Тортилу, радостный Буратино вернулся домой и золотым ключиком открыл потайную дверь. (Слайд № 19)

 

Преодолев так много испытаний,

Вы оказались у двери в Мир Знаний.

“Входите в нее!” – скажу вам я

- Добро пожаловать, друзья! (Слайд № 20)

 

Всем ребятам большое спасибо за помощь Буратино!

Рефлексия.

1. Какое задание, на ваш взгляд, было самым интересным?

2. А какое из них вам показалось самым трудным?

Итог урока

- С какими результатами каждый пришел к концу путешествия?

 

Участники, набравшие большее количество жетонов получают “5” за урок.

Домашнее задание: 

№11( верхняя строка) стр 54-найти частное и остаток, проверить решение.

Используемая литература и интернет источники

 

  1. https://narodstory.net/skazki-tolstoy.php?id=1 - сказка Толстого А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
  2. https://kvaclub.ru/babyclub/bsong/buratino/ - песенка Буратино к/ф «Приключения Буратино» (Слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова)
  3. https://iq2u.ru/materials/veselaya-razminka_367.html - полезные материалы для учеников и преподавателей ("Веселая разминка")



 

 

 

 

 

 

 

 


 

Открытый урок-сказка по математике в 4 классе

Открытый урок-сказка по математике в 4 классе

Ребята, вы любите сказки? -Дорогие ребята!

Ребята, вы любите сказки? -Дорогие ребята!

Буратино. Говорящий сверчок поведал

Буратино. Говорящий сверчок поведал

III . Работа по теме урока.

III . Работа по теме урока.

Единица измерения чего встретилась в нашей загадке ( единица измерения массы)

Единица измерения чего встретилась в нашей загадке ( единица измерения массы)

РЕЗЕРВ, (Для сильных учеников)

РЕЗЕРВ, (Для сильных учеников)

Преодолев так много испытаний,

Преодолев так много испытаний,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024