Технологическая карта пробного урока математики
ТЕМА «Деление с остатком методом подбора» (стр. учебника 29)
|
Цели урока: сформировать умение выполнять деления с остатком методом подбора частного.
УМК «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
||
|
Составила студентка 331 группы Карпова Полина Андреевна МОУ СОШ № 12, класс 3 (б), каб. № 103 Дата проведения урока 24.02.2022 Смена 2 Номер урока 1 Начало урока 13 час 55 мин. ФИО учителя школы: Нутрихина Дарья Вадимовна ФИО преподавателя-консультанта: Кузьчуткомова Ольга Витальевна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
||
|
|||
|
|||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, знакомить с профессиями людей, способствующими достижению положительных результатов в различных областях жизни страны; 2. Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) связанные с актуализацией: a) выполнять внетабличное деление, в том числе деление с остатком; b) находить большее число, путем перебора всех данных. 2) связанные с изучением нового: a) выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; b) выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 1 000; 3) связанные с включением нового материала в систему знаний: a) выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; b) выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 1 000; 4) связанные с повторением материала, изученного ранее: a) анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; b) составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; c) преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос; d) решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: 1) учиться выполнять внетабличное деление, в том числе деление с остатком; 2) находить большее число, путем перебора всех данных. 3) учиться выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 1 000; 4) учиться анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; 5) учиться составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; 6) учиться преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос; 7) решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
РАЗВИВАЮЩИЕ: 1) учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. 2) учиться выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. 3) учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 4) учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. 5) учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. 6) учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме. 7) учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам. 8) учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. 9) учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. 10) учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1) формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. 2) формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат. 3) продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».
|
Оборудование. ü у учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, доска, конспект урока
ü у учащихся: ручки и карандаши, учебник, тетрадь, карточки.
Библиографический список:
|
Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приём «Улыбка» Форма организации учебной деятельности: фронтальная Дидактические средства: ноутбук, проектор, доска, мультимедийная презентация Формы и методы контроля: беседа |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Андреевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь. |
Здороваются |
ЛИЧНОСТНЫЕ: - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: · Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. (Р) · Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. (К) 1) Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вот мы с вами поздоровались, теперь давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Поделимся своим замечательным настроением. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Для того, чтобы наш урок начался, давайте сначала проверим все ли у вас готово на парте. На ваших столах должны быть пенал, тетрадь и учебник. |
Проверяют готовность к уроку |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Покажите мне свои прекрасные глазки. Я вижу в них интерес к изучению математики, так давайте же скорее начинать наш урок. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности - фронтальные Дидактические средства – карточки №1 |
ЛИЧНОСТНЫЕ: - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: · Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. · Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р) · Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера. · Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сейчас я вам предлагаю немного поиграть. У вас у каждого на партах лежат карточки № 1. На нем написаны числа и рядышком буква. |
Слушаю |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Я буду читать вам пример, а вы должны будете решить его и обвести в кружок ту букву, которая стоит рядом. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте первый пример решим вместе. - Итак, 6*8. Сколько получится? |
-48 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно, 48. Находим число 48 и обводим букву, которая стоит рядом. Какая это буква? |
-Буква В |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно, отлично. Приступаем к нашему заданию. - Примеры: - 54:9 10*10 72:9 7*7 30:3 8*7 42:6 -
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Молодцы. Теперь прочитаем то, что у вас получилось. |
- Внимание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно. А как вы думаете почему именно это слово я вам загадала? |
- На уроках нужно быть внимательным, слушать, что говорить учитель. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Хорошо. А каким еще качествами вы должны обладать на уроке? |
-Надо быть аккуратным, пунктуальным |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Хорошо. Берем с собой все эти качества на урок. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.ЭТАП. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы,, построению плана достижения цели. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Создание проблемной ситуации |
ЛИЧНОСТНЫЕ: - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. • Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р) • Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера. • Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач • Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П) • Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. • Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: - выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание. Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь я предлагаю вам вспомнить материал прошлого урока. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Найдите на листке А4 карточку №2. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что вы видите? |
-Примеры |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно. - ПРИМЕРЫ: - 27:7 - 35:8 - 42:16 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Решите их на листке. |
Решают |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Побуждение к осознанию противоречия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Время вышло. Кто хочет озвучить ответы? |
27:7= 3 (ост. 6) 35:8 = 4 (ост. 3) Затрудняются, либо столкновение мнений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Почему возникло затруднение? |
- трудно делить |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Побуждение к формулированию учебной проблемы цели и построению плана достижения цели |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какой возникает вопрос? |
- как же все-таки разделить |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? |
- пробовать делить с остатком другим способом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит, какая цель стоит перед нами? |
- Научиться решать примеры на деление с остатком другим способом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы можем для этого сделать? |
- упражняться, выполнять задания, читать правила |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Верно. Давайте выделим пункты плана: - На доске они перепутанные, в каком правильном порядке они должны быть? - Проверить себя - Узнать, как делить с остатком другим способом - Потренироваться в делении с остатком другим способом |
1. Узнать, как делить с остатком другим способом 2. Потренироваться в делении с остатком другим способом 3. Проверить себя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте еще раз повторим цель нашего урока |
Научиться решать примеры на деление с остатком другим методом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Не забывайте то, что мы выделили действия, которые можем для этого сделать. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. ЭТАП. ПОИСК РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ЛИЧНОСТНЫЕ: - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: · Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. · Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р) · Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера. · Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов. · Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П) · Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами. · Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. · Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К) ПРЕДМЕТНЫЕ a) выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 1 000; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Вариант 2. методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Итак, у нас возникли затруднения с некоторыми примерами. - С каким? - Сейчас мы будем работать над первым пунктом нашего плана. |
- 42:16 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Итак, мы уже знаем, что для того, чтобы разделить число нужно вспомнить какое мое большое число делится без остатка. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Но есть еще один способ разделить число. - Разберем на примере 34:9 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Если трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти подбором частного |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Надо 34 разделить на 9. Пробуем в частном 2. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте проверим подойдет или нет. 9 умножаем на два получаем 18. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Подходит ли 2 в частном? |
Нет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Почему? |
18>9, Остаток сравнили с делителем и получили, что остаток больше, значит 2 мало. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте попробуем в частном 3. Проверим. 9 умножаем на 3, получаем 27. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Подойдёт ли в частном 3?
|
Да, 7<9, остаток меньше делителя, значит 3 подходит. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь вернемся к нашему примеру. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Надо 42 разделить на 16. Пробуем в частном 2. - -Давайте проверим подойдет или нет. 1 умножаем на 2 получаем 32. - Подходит ли 2 в частном? - Как вы это поняли? |
- Да - 10<16, остаток сравнили с делителем и получили, что остаток меньше, значит 2 подходит. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.ЭТАП. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Выражение решения |
ЛИЧНОСТНЫЕ: - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: · Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. (Р) · Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера. · Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П) · Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как же будем делить в тех случаях, когда трудно подобрать частное? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте составим алгоритм. Как выполнить деление с остатком методом подбора. - Вам дан алгоритм, ваша задача восстановить его в верном порядке. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Реализация продукта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравниваем делитель и остаток Подбираем в частном цифру Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно Вычитанием найдем остаток Умножаем делитель на частное Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор.
-Что будет самым первым? -Что будет вторым? -Что будет следующим? - Что будет четвертым? - Что будет пятым? - Что будет шестым пунктом?
|
Выполняют
1. Подбираем в частном цифру 2. Умножаем делитель на частное 3. Вычитанием найдем остаток 4. Сравниваем делитель и остаток 5. Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор 6. Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь давайте проверим как этот алгоритм работает. - Пример, 38:12 - Что делаем в первую очередь? - Какую цифру попробуем взять? - Что делаем далее? - Умножаем 12 на два, сколько получится? - Что далее? - 38-24, сколько получим? - Далее, что делаем? - Сравним 12 и 14. Что получим? - Что делаем дальше?
- Продолжаем подбор. Теперь возьмем цифру 3 - Что делаем дальше? -Умножаем 12 на 3. Сколько получаем? - Что делаем дальше? - 38-36, что получаем? - Что делаем следующим? - Сравним 12 и 2. Что получим? - Что делаем далее? |
-Подбираем в частном цифру -2 - Умножаем делитель на частное -24 - Вычитанием находим остаток -14 -Сравниваем делитель и остаток - 12 меньше 14 -Остаток получился больше делителя, поэтому продолжаем подбор
-Умножаем делитель на частное -36 - Вычитанием найдем остаток - 2 - Сравниваем делитель и остаток - 12 больше двух - Остаток получился меньше делителя, значит решение верно
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, какой пункт плана мы выполнили? |
- Самый первый. Мы узнали как делить с остатком другим способом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальный Дидактические средства задание №1 в учебнике на странице 29 |
ЛИЧНОСТНЫЕ: - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: · Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. · Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р) · Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера. · Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов. · Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П) · Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами. · Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. · Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К) ПРЕДМЕТНЫЕ - выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; 1) - выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 100; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Переходим ко второму пункту плана. - Итак, на странице 29 найдите номер 1. - В тетрадях запишите число, классная работа, номер 1. - Кто хочет выполнить задание у доски? - На слайде представлен алгоритм |
По желанию выходят к доске |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Читаю первое выражение, 53 разделить на 8. |
Надо 53 разделить на 8. Пробуем в частном 2. Проверим 8*2=16. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-16=37, 37>8, значит частное 2 не подходит. Пробуем в частном 3 Проверим 8*3=24. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-24=29, 29>8, значит частное 3 не подходит. Пробуем в частном 4. Проверим 8*4=32. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-32=21, 21>8, значит частное 4 не подходит. Пробуем в частном 5. Проверим 8*5=40. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-40=13, 13>8, значит частное 5 не подходит. Пробуем в частном 6. Проверим 8*6=48. Найдем остаток и сравним его с делителем: 53-48=5, 5<8, значит частное 6, а остаток 5. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Следующий пример - Можно ли частное взять не 2, а больше сразу? |
- Да Пробуем в частном 5. Проверим 9*5=45. Найдем остаток и сравним его с делителем: 78-45=33, 33>9, значит частное 5 не подходит. Пробуем в частном 6. Проверим 9*6=54. Найдем остаток и сравним его с делителем: 78-54=24, 24 больше 9, значит частное 6 не подходит. Пробуем в частном 7. Проверяем 9*7=63. Найдем остаток и сравним его с делителем: 78-63=15. 15 больше 9, значит частное 7 не подходит. Пробуем в частном 8. Проверим 9*8=72. Найдем остаток и сравним его с делителем: 78-72=6, 6<9, значит частное 8, а остаток 6. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Далее третий пример |
Надо 25 разделить на 10. Пробуем в частном 2. Проверим 10*2=20. Найдем остаток и сравним его с делителем: 25-20-5, 5<10, значит частное 2, а остаток 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Следующий пример |
Надо 38 разделить на 11. Пробуем в частном 2. Проверяем 11*2=22. Найдем остаток и сравним его с делителем. 38-22=16, 16 больше 11, значит 2 не подходит. Пробуем в частном 3. Проверим 11*3=33. Найдем остаток и сравним его с делителем: 38-33=5, 5<11, значит частное 3, а остаток 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- И последний пример |
Надо 50 разделить на 20. Пробуем в частном 2. Проверим 20*2=40. Найдем остаток и сравним его с делителем: 50-40=10, 10<20, значит частное 2, а остаток 10. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Хорошо, молодцы. Физкультминутка. А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.ЭТАП. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ПОЛНОМУ ОБРАЗЦУ И САМООЦЕНКОЙ Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание Форма организации учебной деятельности: индивидуальная Дидактические средства: карточка№ 3 |
ЛИЧНОСТНЫЕ: - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: · Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. · Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р) · Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов. · Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П) · Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. (К) ПРЕДМЕТНЫЕ - выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; 1) - выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 100; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А сейчас мы с вами переходим к третьему пункту плана. Проверим себя. - Теперь найдите на листе А4 карточка под номером 3. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вам нужно будет выполнить задание самостоятельно. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вам представлены примеры с окошками, в которые вам надо вставить цифру. После того, как вы выполните задание, вместе проверим. Задание выполняем на листочках. ПРИМЕРЫ: 42:12 = … (ост. …) 61:24 = … (ост. …)
|
Выполняют задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Время подошло к концу. Отложите ручки в сторону, возьмите в руки карандаш и сверьте свои ответы с ответами на экране:
42:12 = 3 (ост. 6) 61:24 = 2 (ост. 13)
- Поставьте себе плюс если выполнили задание верно. -Поднимите руку те, кто решил верно. - Молодцы, хорошо. - Есть такие у кого возникли ошибки? Поднимите руки - Почему возникли ошибки? |
Сверяют ответы
Ответы детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.ЭТАП. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ, ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА, ИЗУЧЕННОГО РАНЕЕ, ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ПОСЛЕДУЮЩИХ УРОКОВ Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: 1) выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. 2) выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; 3) выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1 Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Найдите на странице 29 задачу номер 3. |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ: -Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, знакомить с профессиями людей, способствующими достижению положительных результатов в различных областях жизни страны; - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: · Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. · Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Прочитайте про себя. |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нас просят сделать? |
- Составить задачу обратную данной и решить ее |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Хорошо. Давайте попробуем решить эту задачу. |
- Таблицей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АНАЛИЗ ЗАДАЧИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- О чем задача? |
- О мешках с мукой |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нам известно? |
- За 3 дня израсходовали 48 мешков. Ежедневный расход муки один и тот же |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нам требуется узнать? |
- На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как мы можем оформить кратко? |
- Таблицей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Назовите тройку величин. |
- Расход муки за 1 день, количество дней, общий расход муки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Посмотрите на слайд.
- Поставьте в тетради номер 2. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Оформите таблицу в тетради. Размеры таблицы 9 см на 6 см |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нам известно о ежедневном расходе муки? |
- Один и тот же |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит в первый столбик мы запишем одинаковый |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы можем записать во второй столбик? Что нам известно? |
- 3 дня |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А сколько мешков израсходовали за 3 дня? |
- 48 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит в третий столбик запишем 48 мешков |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какое данное нам еще известно? |
- 80 мешков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Куда мы его запишем? |
- В третий столбик |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А нам известно на сколько дней хватит 80 мешков муки? |
- Нет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит, поставим знак вопроса во второй столбик |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Внимание на слайд:
- Вот такая таблица у вас должна была получиться |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОИСК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что требуется найти в задаче? |
- На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нам для этого надо знать? |
- Общий расход муки и расход муки за 1 день |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Нам известен общий расход муки? |
- Да, 80 мешков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Нам известен расход муки за 1 день? |
- нет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А что нам сказано? |
- Он был одинаковый |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как тогда мы можем найти расход муки за 1 день, зная какие данные? |
- Зная общий расход муки сначала и количество дней |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Знаем расход изначально? |
- Да, 48 мешков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Знаем количество дней? |
- Да, 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) :
2) :
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы найдем 1 действием? |
- Сколько мешков муки расходуют за 1 день |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Каким действием? |
- Делением, надо общий расход муки разделить на количество дней. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Почему? |
- Чтобы найти расход муки за 1 день |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы найдем 2 действием? |
- Насколько дней хватит 80 мешков муки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Каким действием? |
- Делением |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Почему? |
- Надо узнать сколько раз по 16 содержится в 80 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Данные исходной задачи совпали с данными обратной задачи. Значит, задача решена верно. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III ЭТАП. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Запишите в тетрадях решение и сравните со слайдом |
- Решение: 1) 48:3=16 (м.) - расходуют за 1 день 2) 80:16=5 (дн.) Ответ: на 5 дней хватит 80 мешков муки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь по условию задачи нам необходимо составить обратную задачу |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нам требовалось найти? |
- На сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход умки не изменится |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Мы узнали на сколько дней хватит 80 мешков муки? |
- да |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что было известно? |
- общий расход муки, количество дней |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какое из этих данных сделаем неизвестным? |
- За неизвестное возьмем общий расход муки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит ставим знак вопроса в третий столбик |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какой будет вопрос задачи? |
- Сколько израсходовали мешков муки за 5 дней? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Запишите решение в тетради - Оформите в тетради и сравните с экраном
|
Решение: 1) 48:3= 16(м.) 2) 16*5=80(м.) Ответ: 80 мешков муки израсходовали за 5 дней |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· фиксирование нового содержания |
ЛИЧНОСТНЫЕ: - Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: · Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р) · Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П) Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подвести итоги.
|
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нового вы узнали?
- Как находить частное? |
- Что можно решать примеры на деление с остатком методом подбора - 1. Подбираем в частном цифру 2. Умножаем делитель на частное 3. Вычитанием найдем остаток 4. Сравниваем делитель и остаток 5. Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор 6. Если же остаток получился меньше делителя, то решение верно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какую цель ставили в начале урока? |
- Научиться решать примеры на деление с остатком другим методом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Мы достигли нашей цели? |
- Да |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы делали с вами для достижения цели? - - Все ли пункты плана мы выполнили? |
- Составили план работы и выполняли пункты плана - Да |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· рефлексия процесса учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. - Теперь давайте оценим свою деятельность. Если вы довольны своей работой и на уроке были активны покажите палец вверх Если вы не были активны на уроке покажите палец в сторону Если вы совсем не поняли материал и не были активны, покажите палец вниз. |
Оценивают |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, спасибо за прекрасную работу на уроке. Я была очень рада встретиться с вами. - Урок окончен. До свидания. |
Прощаются |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.