Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Учитель: Рукшина Н.Е.
Тема урока: « Как зимой помочь птицам?»
Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий,
жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих
птицах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик –
ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом
этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
1)
ПК, презентация “Как зимой помочь птицам?”.
2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс,2014 г.
3) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс, 2015 г.
4) Конверты с заданиями для групп
5) Энциклопедии для выставки
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент
|
Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Начинается
урок, Напоминает правила работы в группах. |
Слушают стихотворение
Повторяют правила. |
Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы; - повышать уровень мотивации учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
Слайд 1. (Зима)
Слайд 2 (Зима)
Слайд 3 (Перелётные птицы)
Слайд 4 (Окольцованная птица)
Слайд 5 (Зимующие птицы)
Слайд 6 (Проверка)
|
- Читает стихотворение под музыкальное сопровождение. Ночью в полях, под напевы
метели. Организует диалог. - Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес. - Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? - Закройте глаза, прислушайтесь. (Звучит запись голосов птиц) Кто догадался, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? - Какую пользу приносят птицы? - Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых. - В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? -Все ли птицы остаются зимовать? - Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края? - А кто из вас может назвать их? - Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края? – Как люди узнали, что птицы улетают в тёплые края? А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной. Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы. Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Работа в группах. - Откройте конверт №1. Соберите из мозаики птицу. - Какие же птицы часто встречаются зимой в нашей местности? -Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать? - А почему их так называют?
Работа в группах. -Откройте конверт №2. Помогите птицам разобраться, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Распределите птиц по группам: соедините линиями картинки птиц с названием группы. Проверьте свои работы.
|
Слушание и осмысление стихотворения
- Дует холодный ветер, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
О птицах
- Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых.
Зимой. Не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом
- Перелётные. - Скворцы, ласточки и т.д. - Они не приспособлены к холодам и др.
Работают в группах.
- Воробьи, синицы , голуби, дятлы, сороки.
- Зимующие. - Они не улетают зимой в тёплые края.
Работают в группах.
Зимующие: воробей, синица, дятел, поползень Перелётные: ласточка, журавль, скворец |
Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах; - логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
|
3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала
Слайд 7 (Свиристель Снегирь) |
Работа в паре. -Откройте учебник на стр. 74. -Посмотрите на картинку и назовите птиц, о которых мы ещё не говорили. -К какой группе они относятся: зимующие или перелётные? Ответить на этот вопрос вам помогут небольшие рассказы о птицах. Работа в группах. Откройте конверт №3. Каждая группа находит и читает рассказ о своей птичке. - Что узнали о сороке, поползне, дрозде, свиристели, снегире? Осёдлые - птицы, которые круглый год находятся на родине, не совершают перелётов. Кочующие – птицы, которые в суровые зимы кочуют с места на место. Посмотрим ещё видео про этих птичек. -Как вы думайте, а легко ли приходится этим птицам сейчас? Муравей Вопросик утверждает, что птицы сами в состоянии найти себе пищу. Мудрая Черепаха говорит, что птицам
живется плохо, им голодно и холодно. -Какова же цель нашего урока? - Прочтем тему урока на стр.74. |
Работа в паре.
Свиристель, снегирь, поползень
Ответы детей
Работают в группах.
Сорока, поползень, дятел – осёдлые птицы. Снегирь и свиристель - кочующие.
Трудно.
Мудрая Черепаха Выяснить, как помочь птицам зимой «Как зимой помочь птицам?»
|
Личностные УУД: - повышать уровень мотивации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
|
4.Изучение нового материала.
Слайд 8 (Кормушки) |
- Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода? Послушайте загадку: В зимний день среди ветвей - Посмотрите, какие бывают кормушки на стр.74 учебника. - На
слайдах показаны образцы кормушек для птиц, которые легко сделать самим.
|
Ответы детей
кормушка
Рассказы детей.
|
Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - дополнение и расширение имеющихся знаний; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
|
5. Физкульминутка Слайд 9 ( Синица) |
Посмотрите, ребята, кто у нас в гостях? Скачет шустрая синица Ей на месте не сидится Прыг-скок, Прыг-скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки на плетень: Тири- тири, тень-тень-тень. |
Синичка
Повторяют движения за учителем. - (Дети прыгают на месте,) - (Приседают) - (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд) - (Дети садятся за столы) |
Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. |
6.Продолжение изучение нового материала.
Слайд 10. (Проверка)
Слайд 11 (Природные кормушки) |
- Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы не редко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, мороза. -Так что же должны делать люди, что бы помочь зимующим птицам? -Кормушки у нас готовы. А чего же в них не хватает? -Чем можно покормить птиц? Работа в группах. - Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед? -Что такое меню? Откройте конверт №4. Обведите на картинке то, чем, на ваш взгляд, можно подкармливать птиц. Давайте проверим. Обратимся к учебнику. -Прочитайте текст на стр. 75 . («Запомни!») -Как видите, ребята, мало сделать кормушку, нужно в неё еще насыпать подходящий корм. Существуют ещё и природные кормушки. Если вы хотите узнать о дроздах - рябинниках, можно обратиться к книгам. (Выставка книг) Прикормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна - и не страшна Будет им зима. Приручите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Кормушки, которые вы изготовили, мы развесим с вами завтра после уроков. |
Изготавливать и развешивать кормушки.
Корма. Ответы детей.
Работают в группах.
Листок с перечнем блюд в столовой
Работают с учебником.
Рассказывает подготовленный ученик
|
Познавательные УУД: - отбирать информацию.
Коммуникативные УУД: -аргументировать свою позицию; - участвовать в диалоге на уроке
Предметные: - получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); подбирать корм; обобщать жизненные наблюдения.
Личностные УУД: - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.
|
7. Обобщение полученных знаний.
Слайд 12 (Проверка теста) |
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики - нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Откройте конверт № 5. Каждый возьмите по листочку. Я читаю вопрос, а вы ставите на листочке нужный значок. 1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+) 2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0) 3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+) 4. Птиц нужно подкармливать зимой. (+) 5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0) Проверим задание. - Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. |
Ученики отвечают на вопросы теста, записывая "+", если ответ правильный, "0 ", если ответ неверный
|
Регулятивные УУД: - применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов. |
8. Итог урока.
|
- Вот и подошёл к концу наш урок. - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Как вы думаете, Мудрая черепаха и Муравьишка Вопросик остались довольны сегодняшним уроком? Пожмите друг другу руку и поблагодарите за совместную работу. |
Ответы детей. |
Личностные УУД: - понимают значение знаний для человека и принимают его.
|
9. Рефлексия. |
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Откройте конверт №6. Возьмите по птичке. Покажите своё настроение. Дорисуйте у птички «ротик» и посадите свою птичку на дерево. - Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашей местности. Спасибо за урок! |
Индивидуальная работа. Оценивают свою работу, прикрепляют птичек на дерево. |
Регулятивные УУД: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы. |
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Сердобска
Конспект открытого урока по окружающему миру
1 класс
Тема: «Как зимой помочь птицам?»
Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2014 год
Учитель начальных классов
Рукшина Надежда Евгеньевна
2015 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.