«Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников»
«Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей...
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней - просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить
Заставит полюбить и разлюбить
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим
И, веря в торжество ее, - творим!»
Сколько помнят себя люди, всегда среди них был Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в руках бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра. “Чти Учителя, как Бога”, - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. В наше время учитель стал доступнее, земнее. Профессия – менее престижной. Но не изменилось его призвание – сеять разумное, доброе, вечное.
« Дети - бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых - развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на преподавателей. Учитель музыки в общеобразовательной школе не выбирает себе учеников, а ученики не выбирают себе учителя. Но детей, абсолютно неспособных к музыкальному развитию, к восприятию музыки, к овладению хотя бы элементарными основами музыкальной культуры, не существует. Отличаться они будут не только степенью музыкальной одаренности, но и различными отношениями к музыке. Одни активно любят музыку, другие, безусловно, интересуются ею, третьи с уважением относятся к музыке, с уважением, но не более того. Четвертые - к счастью, очень мало - принимают свое полное незнание музыки за нелюбовь к ней».
«Скажи мне какую музыку ты слушаешь - и я скажу какой ты человек». С этим высказыванием невозможно не согласиться, поэтому ежегодно на протяжении последних лет работы я провожу в начале учебного года анкетирование: предлагаю учащимся ответить на ряд вопросов касающихся музыкальных вкусов (любимые исполнители, музыкальные произведения, музыкальные передачи). Анкеты я рассматриваю как одну из форм обобщения позволяющую узнать музыкальные интересы, кругозор каждого учащегося. Проследить за тем, как в дальнейшем меняются или остаются неизменными вкусы учеников, по возможности повлиять, расширить или изменить музыкальные пристрастия (в ходе уроков - сообщений о любимых исполнителях или личной беседе с учеником).
В конце года провожу анкетирование по предмету «Музыка в школе»
(Почему? Если бы вы были учителем музыки, что добавили или убрали из его разделов? и т. д.) Предварительно объясняю, что форма ответов свободная, обязательно лишь ответить на все поставленные вопросы как можно более точно, аргументировано, подробно и, главное, абсолютно искренне, честно. Кроме того, я представляю учащимся возможность подписывать или не подписывать работу.
Результаты анкетирования прошлого учебного года подтвердили
правильность выводов, сделанных на основании многолетней работы:
учащиеся в подавляющем большинстве любят музыку, стремятся лучше ее
узнать. Большинство учеников любят урок музыки, ждут его и готовятся к встрече с прекрасным.
Урок музыки - главный источник знаний о ней и решающий фактор
развития интереса к музыкальному искусству для всех учащихся, за
редким исключением.
Урок музыки очень нужен в школе. Через музыку учащиеся моделируют свои эмоции, чувства, учатся любить, сочувствовать, сопереживать, учатся быть людьми и уважать человеческое в человеке.
И определить степень музыкальной одаренности ученика и подлинность его любви к музыке, можно лишь условно. Что же и каким образом поддается оценке?
На своих уроках музыки я, конечно же, проверяю и оцениваю качество усвоения учащимися программного материала. Проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную и письменную характеристику: их содержанию и средствам музыкальной выразительности; умение сравнивать, обобщать, знания музыкальной литературы в контексте различных видов искусств, а так же владение вокально-хоровыми навыками (умение выразительно исполнять предложенный и самостоятельно выбранный песенный материал).
Учить думать, размышлять - одна из важнейших задач школьного образования. Как же, какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки, вокально-хоровые навыки, степень обладания музыкальной грамотностью, основами музыкальной культуры? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни. Очень трудно определить с точки зрения оценки, как ребенок чувствует музыку.
Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов. В результате преподавания своего предмета я пришла к заключению, что оценивать на уроке надо результаты коллективных форм занятий, а также индивидуальные качества и результаты классных занятий музыкой каждого ученика в отдельности. За основу взяла следующие параметры.
Критерии певческого развития:
Отличный результат
Хороший результат
Удовлетворительный результат
1.Музыкальный слух.
2.Тембр голоса.
Звонкий. Светлый, слабый. Чистый. Светлый. Легкий. Тусклый. Сиплый. Резкий, глухой.
3. Диапазон.
4.Дикция.
5.Дыхание.
Выдох сохраняет вдыхательную установку. Вдох перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный. Судорожное, поверхностное.
6.Музыкальная эмоциональность.
Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.
Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.
Критерии творчества:
Самостоятельность. Частичная. Частичная или полная. Полная.
В заключение хочу назвать условия, при которых оценка, по моему мнению, может стимулировать интерес к музыкальным занятиям:
· Результативность программы отслеживается посредством:
· тестирования, грамматических диктантов (правильного написания музыкальных терминов, фамилий композиторов, музыкальных произведений)
· обсуждений видеофрагментов к темам уроков;
· обобщений по заданной теме;
· музыкальных викторин по слушанию музыки;
· индивидуальных творческих заданий (сообщение о творчестве
· композитора, история создания музыкального инструмента, национальной
· музыке, о любимом современном исполнителе...);
· творческих работ учащихся - сочинение песен, частушек, стихов,
· рисунков;
· решение кроссвордов по изученному материалу;
· уроки караоке как урок - конкурс (сольное, ансамблевое исполнение).
Конечно, невозможно представить себе школу без хорового коллектива «Поем вместе». Пение является таким процессом, где ребенок может проявить и почувствовать реальные результаты своего труда. Состав хора я выбираю по принципу « Я очень люблю петь». И приглашаю всех без ограничения, для того чтобы дать возможность реализовать свой талант в коллективе. Хор дает возможность ощутить единение и ответственность за общее дело, поддержку тех ребят, которые наиболее одарены в области пения, ощутить личную ответственность в процессе пения и, наконец, общей радости от полученного конечного результата.
Хор принимает участие во всех школьных мероприятиях. Петь ребята любят, год от года растет и их мастерство исполнения. Моя задача дать возможность каждому ученику раскрыть свое отношение к исполнению песни: постараться услышать во время пения голоса своих товарищей и дополнить звучание своим голосом, не нарушая общего хорового исполнения. Оценить полученный результат, учитывая отдачу, старание каждого в работе над песней. Обязательно разобраться: что получилось и что потребует дальнейшей совместной работы.
В своей профессиональной деятельности постоянно стремлюсь к тому, чтобы на уроках за страницами музыкальных произведений учащиеся ощущали дыхание эпохи. С этой целью разрабатываю пути интегрирования преподавания урока. Опираясь на лучшие творения в музыке, литературе, истории, живописи, театральном искусстве не только по принципу взаимного иллюстрирования, но и на уровне постижения эпохи через их общность, взаимодействие, быт человека иного времени, через изучение его сознания.
Полагаю, что одним из путей оптимизации учебно-воспитательной деятельности является система творческих работ, которую осуществляю на уроке музыки. С этой целью учащиеся изучают дополнительный материал по некоторым темам по предмету во внеурочное время и представляют в виде рефератов, докладов. Так, например, знакомясь в 6 классе с фрагментами оперы Н. А. Римского - Корсакова « Снегурочка» учащиеся дополняют полученные знания о композиторе: собирают информацию с откликами о творчестве композитора, его операх, Снегурочке, других женских образах в его сочинениях, рисуют персонажи его произведений.
В последнее время я работаю над созданием и корректировкой программы по музыке с использованием инновационных технологий, и личностно-ориентированного подхода в обучении. Элементами для создания мотивации к творчеству, условий для самовыражения эмоционального состояния стали творческие задания, различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, игры. Включая в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, провожу уроки, активно используя компьютер ( презентации к урокам, фрагменты мультфильмов, опер, балетов, документальной хроники.)
При знакомстве с творчеством композиторов, использую такие компакт-диски, как:
«Энциклопедия классической музыки»; «Шедевры русской музыки», использую созданную базу видеоматериала к урокам музыки. На таких уроках с детьми совершаем экскурсии в страны, где жили композиторы, расширяем словарь музыкальных терминов. Большое внимание уделяю метапредметности на таких уроках, как: «Я рисую музыку», «Я рисую песню». Дети воплощают в рисунках свои музыкальные впечатления, связанные с прослушанной музыкой (Григ « Утро», Мусоргский « Гном»...) Чем глубже и тоньше они чувствуют музыку, тем интереснее и многоцветнее их рисунки. Готовясь к внеклассным мероприятиям обязательно даю задание на создание афиш любимых групп или исполнителей, плакатов, боевых листков об истории создания песен.
На протяжении нескольких лет совершенствую методическую базу кабинета, знакомлюсь с новинками методической литературы, изучаю опыт своих коллег, с 2010 года принимала активное участие в городских конференциях. Планируя работу по основным традиционным направлениям, стремлюсь уделять большое внимание психолого-диагностическому анализу, развитию дополнительного образования, формам свободного общения.
Мои принципы отношений с детьми:
Я не всезнайка.
Поэтому я не буду пытаться быть ей.
Я хочу, чтобы меня любили,
Поэтому я открыта любящим детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства,
Поэтому я позволяю детям учить меня.
Я лучше усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий,
Поэтому я объединяю свои усилия с усилиями ребенка.
Я люблю, когда меня принимают такой, как я есть на самом деле,
Поэтому я стремлюсь сопереживать ребенку и ценить каждого.
Я делаю ошибки,
Поэтому я буду терпелива к человеческой сущности ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.