«Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников»
Оценка 4.7

«Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников»

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
музыка
СCУЗ, ВУЗ
06.12.2021
«Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников»
Учитель музыки в общеобразовательной школе не выбирает себе учеников, а ученики не выбирают себе учителя. Но детей, абсолютно неспособных к музыкальному развитию, к восприятию музыки, к овладению хотя бы элементарными основами музыкальной культуры, не существует. Отличаться они будут не только степенью музыкальной одаренности, но и различными отношениями к музыке.
муз деятельность.docx

«Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников»

«Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей...

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней - просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

И, веря в торжество ее, - творим!»

      Сколько помнят себя люди, всегда среди них был Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в руках бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра. “Чти Учителя, как Бога”, - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. В наше время учитель стал доступнее, земнее. Профессия – менее престижной. Но не изменилось его призвание – сеять разумное, доброе, вечное.

     « Дети - бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых - развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на преподавателей. Учитель музыки в общеобразовательной школе не выбирает себе учеников, а ученики не выбирают себе учителя. Но детей, абсолютно неспособных к музыкальному развитию, к восприятию музыки, к овладению хотя бы элементарными основами музыкальной культуры, не существует. Отличаться они будут не только степенью музыкальной одаренности, но и различными отношениями к музыке. Одни активно любят музыку, другие, безусловно, интересуются ею, третьи с уважением относятся к музыке, с уважением, но не более того. Четвертые - к счастью, очень мало - принимают свое полное незнание музыки за нелюбовь к ней».

        «Скажи мне какую музыку ты слушаешь - и я скажу какой ты человек». С этим высказыванием невозможно не согласиться, поэтому ежегодно на протяжении последних лет работы я провожу в начале учебного года анкетирование: предлагаю учащимся ответить на ряд вопросов касающихся музыкальных вкусов (любимые исполнители, музыкальные произведения, музыкальные передачи). Анкеты я рассматриваю как одну из форм обобщения позволяющую узнать музыкальные интересы, кругозор каждого учащегося. Проследить за тем, как в дальнейшем меняются или остаются неизменными вкусы учеников, по возможности повлиять, расширить или изменить музыкальные пристрастия (в ходе уроков - сообщений о любимых исполнителях или личной беседе с учеником).

        В конце года провожу анкетирование по предмету «Музыка в школе»  

(Почему? Если бы вы были учителем музыки, что добавили или убрали из его разделов? и т. д.) Предварительно объясняю, что форма ответов свободная, обязательно лишь ответить на все поставленные вопросы как можно более точно, аргументировано, подробно и, главное, абсолютно искренне, честно. Кроме того, я представляю учащимся возможность подписывать или не подписывать работу.

Результаты анкетирования прошлого учебного года подтвердили

правильность выводов, сделанных на основании многолетней работы:

учащиеся в подавляющем большинстве любят музыку, стремятся лучше ее

узнать. Большинство учеников любят урок музыки, ждут его и готовятся к встрече с прекрасным.

Урок музыки - главный источник знаний о ней и решающий фактор

развития интереса к музыкальному искусству для всех учащихся, за

редким исключением.

Урок музыки очень нужен в школе. Через музыку учащиеся моделируют свои эмоции, чувства, учатся любить, сочувствовать, сопереживать, учатся быть людьми и уважать человеческое в человеке.

 

И определить степень музыкальной одаренности ученика и подлинность его любви к музыке, можно лишь условно. Что же и каким образом поддается оценке?

    На своих уроках музыки я, конечно же, проверяю и оцениваю качество усвоения учащимися программного материала. Проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную и письменную характеристику: их содержанию и средствам музыкальной выразительности; умение сравнивать, обобщать, знания музыкальной литературы в контексте различных видов искусств, а так же владение вокально-хоровыми навыками (умение выразительно исполнять предложенный и самостоятельно выбранный песенный материал).

Учить думать, размышлять - одна из важнейших задач школьного образования. Как же, какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки, вокально-хоровые навыки, степень обладания музыкальной грамотностью, основами музыкальной культуры? Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к музыке, к жизни. Очень трудно определить с точки зрения оценки, как ребенок чувствует музыку.

Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов. В результате преподавания своего предмета я пришла к заключению, что оценивать на уроке надо результаты коллективных форм занятий, а также индивидуальные качества и результаты классных занятий музыкой каждого ученика в отдельности. За основу взяла следующие параметры.

Критерии певческого развития:

Отличный результат

Хороший результат

Удовлетворительный результат

1.Музыкальный слух.

  • Чистое интонирование
  • Относительно чистое интонирование
  • Нечистое, фальшивое интонирование 

2.Тембр голоса.

Звонкий. Светлый, слабый. Чистый. Светлый. Легкий. Тусклый. Сиплый. Резкий, глухой.

3. Диапазон.

  • Шире октавы.
  • В пределах сексты.
  • В пределах терции, кварты.

4.Дикция.

  • Гласные округленные, не расплывчатые. Пропуск согласных. Искажение гласных.
  • Согласные смягченные. Нечеткая.

5.Дыхание.

Выдох сохраняет вдыхательную установку. Вдох перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный. Судорожное, поверхностное.

6.Музыкальная эмоциональность.

Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

Критерии творчества:

  • Низкий уровень 
  • Средний уровень 
  • Высокий уровень

Самостоятельность. Частичная. Частичная или полная. Полная.

В заключение хочу назвать условия, при которых оценка, по моему мнению, может стимулировать интерес к музыкальным занятиям:

  • Иметь всесторонний характер, наиболее полно отражающий развитие
    учащихся в разных видах музыкальной деятельности.
  • Выставляться с учетом индивидуальных особенностей уч-ся, его
    музыкального опыта.
  • Быть объективной.
  • Фиксировать успехи в развитии умении, навыков, компетентностей
    учащихся с недостаточными музыкальными способностями.
  • Быть результатом фронтальных, индивидуальных и групповых форм
    работы.
  • Иметь эмоционально-положительную направленность.

·        Результативность программы отслеживается посредством:

·        тестирования, грамматических диктантов (правильного написания музыкальных терминов, фамилий композиторов, музыкальных произведений)

·        обсуждений видеофрагментов к темам уроков;

·        обобщений по заданной теме;

·        музыкальных викторин по слушанию музыки;

·        индивидуальных творческих заданий (сообщение о творчестве

·        композитора, история создания музыкального инструмента, национальной

·        музыке, о любимом современном исполнителе...);

·        творческих работ учащихся - сочинение песен, частушек, стихов,

·        рисунков;

·        решение кроссвордов по изученному материалу;

·        уроки караоке как урок - конкурс (сольное, ансамблевое исполнение).

Конечно, невозможно представить себе школу без хорового коллектива «Поем вместе». Пение является таким процессом, где ребенок может проявить и почувствовать реальные результаты своего труда. Состав хора я выбираю по принципу « Я очень люблю петь». И приглашаю всех без ограничения, для того чтобы дать возможность реализовать свой талант в коллективе. Хор дает возможность ощутить единение и ответственность за общее дело, поддержку тех ребят, которые наиболее одарены в области пения, ощутить личную ответственность в процессе пения и, наконец, общей радости от полученного конечного результата.

 Хор принимает участие во всех школьных мероприятиях. Петь ребята любят, год от года растет и их мастерство исполнения. Моя задача дать возможность каждому ученику раскрыть свое отношение к исполнению песни: постараться услышать во время пения голоса своих товарищей и дополнить звучание своим голосом, не нарушая общего хорового исполнения. Оценить полученный результат, учитывая отдачу, старание каждого в работе над песней. Обязательно разобраться: что получилось и что потребует дальнейшей совместной работы.

В своей профессиональной деятельности постоянно стремлюсь к тому, чтобы на уроках за страницами музыкальных произведений учащиеся ощущали дыхание эпохи. С этой целью разрабатываю пути интегрирования преподавания урока. Опираясь на лучшие творения в музыке, литературе, истории, живописи, театральном искусстве не только по принципу взаимного иллюстрирования, но и на уровне постижения эпохи через их общность, взаимодействие, быт человека иного времени, через изучение его сознания.

Полагаю, что одним из путей оптимизации учебно-воспитательной деятельности является система творческих работ, которую осуществляю на уроке музыки. С этой целью учащиеся изучают дополнительный материал по некоторым темам по предмету во внеурочное время и представляют в виде рефератов, докладов. Так,  например, знакомясь в 6 классе с фрагментами   оперы Н. А. Римского - Корсакова « Снегурочка» учащиеся дополняют полученные знания о композиторе: собирают информацию с  откликами  о творчестве  композитора,  его  операх, Снегурочке, других женских образах в его сочинениях, рисуют персонажи его произведений.

В последнее время я работаю над созданием и корректировкой программы по музыке с использованием инновационных технологий, и личностно-ориентированного подхода в обучении. Элементами для создания мотивации к творчеству, условий для самовыражения эмоционального состояния стали творческие задания, различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, игры. Включая в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, провожу уроки, активно используя компьютер ( презентации к урокам, фрагменты мультфильмов, опер, балетов, документальной хроники.)

При знакомстве с творчеством композиторов, использую такие компакт-диски, как:

«Энциклопедия классической музыки»; «Шедевры русской музыки», использую созданную базу видеоматериала к урокам музыки. На таких уроках с детьми совершаем экскурсии в страны, где жили композиторы, расширяем словарь музыкальных терминов. Большое внимание уделяю метапредметности  на таких уроках, как: «Я рисую музыку», «Я рисую песню». Дети воплощают в рисунках свои музыкальные впечатления, связанные с прослушанной музыкой (Григ « Утро», Мусоргский « Гном»...) Чем глубже и тоньше они чувствуют музыку, тем интереснее и многоцветнее их рисунки. Готовясь к внеклассным мероприятиям обязательно даю задание на создание афиш любимых групп или исполнителей, плакатов, боевых листков об истории создания песен.

На протяжении нескольких лет совершенствую методическую базу кабинета, знакомлюсь с новинками методической литературы, изучаю опыт своих коллег, с 2010 года принимала активное участие в городских конференциях. Планируя работу по основным традиционным направлениям, стремлюсь уделять большое внимание психолого-диагностическому анализу, развитию дополнительного образования, формам свободного общения.

Мои принципы отношений с детьми:

 

Я не всезнайка.

Поэтому я не буду пытаться быть ей.

Я хочу, чтобы меня любили,

Поэтому я открыта любящим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства,

Поэтому я позволяю детям учить меня.

Я лучше усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий,

Поэтому я объединяю свои усилия с усилиями ребенка.

Я люблю, когда меня принимают такой, как я есть на самом деле,

Поэтому я стремлюсь сопереживать ребенку и ценить каждого.

Я делаю ошибки,

Поэтому я буду терпелива к человеческой сущности ребенка.

 

 


 

Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников» «Без музыки не проживу и дня!

Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников» «Без музыки не проживу и дня!

Учитель музыки в общеобразовательной школе не выбирает себе учеников, а ученики не выбирают себе учителя

Учитель музыки в общеобразовательной школе не выбирает себе учеников, а ученики не выбирают себе учителя

И определить степень музыкальной одаренности ученика и подлинность его любви к музыке, можно лишь условно

И определить степень музыкальной одаренности ученика и подлинность его любви к музыке, можно лишь условно

Звонкий. Светлый, слабый. Чистый

Звонкий. Светлый, слабый. Чистый

Фиксировать успехи в развитии умении, навыков, компетентностей учащихся с недостаточными музыкальными способностями

Фиксировать успехи в развитии умении, навыков, компетентностей учащихся с недостаточными музыкальными способностями

Полагаю, что одним из путей оптимизации учебно-воспитательной деятельности является система творческих работ, которую осуществляю на уроке музыки

Полагаю, что одним из путей оптимизации учебно-воспитательной деятельности является система творческих работ, которую осуществляю на уроке музыки

Мои принципы отношений с детьми:

Мои принципы отношений с детьми:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021