Урок по ОЗМ: «Права человека» в 4 классе с применением технологии кейс-метода

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева 10.docx

Урок по ОЗМ: «Права человека»

в 4 классе с применением технологии кейс-метода

 

Продолжительность занятия40 минут.

Цель урока: познакомить учащихся с правами человека в обществе.

Задачи:

-развитие навыков анализа и критического мышления;

-формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости;

-воспитание чувства собственного достоинства, бережное отношение к своей и чужой жизни, формирование умения защитить себя и других;

-развитие интереса к познавательной деятельности.

Предлагаю прочитать притчу. ( Притча - это короткая история, которая учит быть мудрее. Её герои- это люди, иногда вещи,предметы. Их истории и рассказы содержат необходимые жизненные уроки. Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Эти небольшие рассказы помогают понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.)

ПРИТЧА О ГВОЗДЕ  Однажды в одном маленьком городке построили дом. Все жители города ходили и восхищались красотою этого дома. 
   Но наверху, в досках крыши, один маленький гвоздь слышал все восхищения, похвалы и разговоры про дом. 
   Он слышал, что люди хвалили все части дома, но никто ни слова не сказал про гвоздь… 
   «Если я такой незначительный, то я никому не нужен?    Хоть нас многие не хвалят, хоть мы неизвестные, мы все важны», - подумал гвоздь и выскочил из деревяшек, к которым он был прибит
  В ту ночь шёл сильный дождь. На месте, где уже не было гвоздя, начала разъезжаться черепица, и через образовавшиеся дырки, начинала проникать вода. 
   Весь дом залило водою. Краска со стен ушла, а все красивые мозаики смылись. 
   Вот так случается… из-за одного гвоздя, всё рушится. 
1)Прочитайте притчу.

2)Найдите и выделите маркером, как вам показалось, самую главную строчку в этом тексте.

Вывод: Где бы ты ни жил, в какие бы общественные группы ни включался, ты - человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения, и их нельзя отнять. Многие из этих прав ты знаешь, они перечислены в Конституции России (слайд), а также в других государственных и международных документах (Декларация прав и свобод человека и гражданина)(слайд).

2 Мини-кейсы. Раздаточный материал. (Каждой группе дается отрывок из сказки. Герою сказки нужна помощь, совет, защита. Надо цивилизованно защитить их, используя знания о правах ребенка, избегая ссор и конфликтов.)

Я предлагаю вам мини-кейсы, На каждом кейсе изображены иллюстрации и цитаты из известных вам мультфильмов и литературных произведений вы должны будете ответить на вопрос:

-Какие права нарушаются в представленных ситуациях.

Каждая группа получает разные мини-кейсы.

Задание:

1.Определите, к какому произведению относится иллюстрация и цитата.

2.Внимательно прочитайте цитату.

3.Сформулируйте, какие права нарушаются в этом отрывке.

1. - Отопри дверь немедленно! – прорычал волк. – А иначе я сам ее выломаю!
-Не, не отопру. – прохрюкал Ниф-Ниф.
Из-за двери до него доносилось дыхание страшного зверя.
- Отопри дверь сейчас же! – опять прорычал волк. — не то я сейчас как дуну, и весь твой дом разлетится!
Но от страха Ниф-Ниф ничего не мог ему ответить.
Тогда волк стал дуть на домик: «Ф-ф-ф-у-у-у-у-у-у-у!». С крыши домика слетали соломинки.
Волк вздохнул поглубже и дунул еще раз: «Ф-ф-ф-у-у-у-у-у-у-у!». У домика затряслись стены.
И тогда волк дунул в третий раз: «Ф-ф-ф-у-у-у-у-у-у-у!». Домик поросенка не устоял и разлетелся в разные стороны.

2. Волк дернул за веревочку, дверь и открылась. Волк был очень голоден, потому что целую неделю до этого ничего не ел.  Поэтому он бросился на бабушку, и разом ее проглотил. Прямо целиком, только очки и чепчик от бабушки и остались.  Потом Волк закрыл дверь, улегся в кровать на бабушкино место, надел очки с чепчиком, и стал ждать Красную Шапочку. Скоро и вправду Красная Шапочка  пришла.

3. А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же было ему уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!

4. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

5.  Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? — В школу. 

6.…Она поручила ей в доме самую грязную работу: падчерица мыла посуду и подметала лестницу, натирала полы в комнате хозяйки и ее дочерей — благородных девиц; спала она под самой крышей, на чердаке, на скверной подстилке, меж тем как сестры ее жили в комнатах с паркетными полами, где стояли самые модные кровати и большие зеркала, отражавшие их с головы до ног. Бедная девушка терпеливо сносила все и не смела жаловаться отцу, который выбранил бы ее, ибо находился в полном подчинении у жены. Справив работу, она забивалась в уголок камина, садилась прямо в золу, отчего домашние называли ее, обычно Замарашкой.

 

3 (2мин) Выступления от каждой группы. 

-Три поросёнка – ст.№12 Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

-Красная Шапочка – ст.№3 Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

-Гадкий утёнок – ст.№2 Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, без какого бы то ни было различия по цвету кожи, пола, языка.

-Ванька – ст.№24 Каждый человек имеет право на отдых.

-Филиппок – ст.№26 Каждый человек имеет право на образование.

-Золушка –ст. №19 Ст. 36 Государство защищает детей от любых форм эксплуатации.

Мы с вами и вспомнили свои права! Но в жизни надо не только знать свои права, но и в разных ситуациях стараться не нарушить права других людей!

 

Обсуждение. Выступления представителей от групп. Подведение итогов

Мы выслушали разные выходы из предложенной ситуации. Однозначного способа поведения нет, в каждой конкретной ситуации человек решает сам, как ему поступить . Но главное что он должен помнить: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!»..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспертная карта оценки метапредметных результатов: умение самостоятельно выявлять проблему.

Умение самостоятельно выявлять проблему

- называет причины, по которым он приступил к работе над конкретным проектом.

-описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию, - указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации.

- самостоятельно формулирует проблему на основе  анализа ситуации; - указывает на возможные последствия существования проблемы,  - называет тех субъектов, которые могут быть заинтересованы в решении проблемы.

 


 

Посмотрите также