Инвентаризация - элемент
метода бухгалтерского учета,
служащий для обеспечения
соответствия между
учетными данными и
фактическим состоянием
средств и расчетов
1
2
3
4
5
6
Инвентаризация обязательна
При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и т.п.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
При смене материально - ответственных лиц
При выявлении фактов хищений, злоупотреблений,
порчи имущества
В случае чрезвычайных ситуаций (пожаров, катастроф)
При реорганизации, ликвидации организации
Издание приказа о проведении инвентаризации и
назначении состава инвентаризационной комиссии
Проведение пересчета, взвешивания проверяемых объектов и составление инвентаризационной описи
Составление акта инвентаризации (сличительной ведомости) и занесение в него всех выявленных фактов расхождений
Принятие решения о порядке регулирования
инвентаризационных разниц (протокол заседания
инвентаризационной комиссии)
Отражение результатов инвентаризации в
бухгалтерском учете
Последовательность действий при инвентаризации
Приказ по организации о проведении инвентаризации содержит:
Сроки (начало и конец) инвентаризации
Состав инвентаризационной комиссии
Комиссия должна включать:
-руководителя - из администрации организации;
- Мат - ответственное лицо;
- счетного работника, как незаинтересованное в результатах инвентаризации лицо.
Правила проведения инвентаризации
- Не выносить ценности из проверяемого помещения, оставлять открытым один вход
- Не составлять опись заранее
- Для правильного установления наимено-ваний проверяемых ценностей приглашать специалиста, вскрывать упаковки (а не составлять опись по маркировке на коробках)
- Проверять на товарность поступившие сразу после инвентаризации в бухгалтерию документы о движении ценностей
- Во время перерывов помещение закрывать и опечатывать (ключ - у материально-ответственного лица, пломбир у председателя комиссии)
Инвентаризационная опись
- Все ценности перемеряются, пересчитываются, взвешиваются
- Сведения об обнаруженных ценностях в виде списков составляет счетный работник
- Все члены комиссии подписывают каждый лист описи
- Опись подписывает материально-ответственный работник, по которому проводится инвентаризация
- Передается в бухгалтерию
Норма естественной убыли (Н.Е.У.) - (англ. rates of natural loss)
— предельная величина потери массы или объёма перевозимых
грузов или складируемых товарно-материальных ценностей, происходящих под воздействием внешней среды, вследствие определённых физико-химических свойств грузов или товаров.
За такие потери перевозчик, торговое предприятие или склад не несут ответственности.
Как отразить убыль
Для расчета применяется формула:
Величина потерь вследствие естественной убыли = Стоимость (масса) товара х Норма естественной убыли в процентах / 100
Если потери ценностей меньше допустимой естественной убыли, то они включаются в состав прочих расходов, учитываемых на счете 91
Расчет Н.Е.У. нефтепродуктов
Н.Е.У. = масса принятого бензина* норму по справочнику
Пример: Нефтепровод находился в простое с дизтопливом (t +10), перекачка не проводилась более 3х месяцев. Масса топлива составляет 17 668 кг. Н.Е.У. – 0,03% в месяц.
Решение: (17 668 кг. *0,03% ) *3 месяца = 15,9 кг
Убыль не укладывается в нормативы
при наличии виновных делается проводка:
ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 94 – отнесены на виновных сверхнормативные потери.
Однако если они не найдены или суд отказал во взыскании убытков, то расходы списываются на финансовые результаты организации: ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 94
Причины естественной убыли:
Усушка - возникает за счёт испарения влаги и улетучивания веществ. Этот вид убыли свойственен большинству пищевых продуктов.
Раструска и распыл - потери сыпучих товаров (муки, крупы, сахарного песка, крахмала и др.). Предварительная расфасовка сыпучих товаров способствует сокращению этих потерь.
Раскрошка - возникает при разрубке и резке мяса, рыбы, сыров. К естественной убыли не относят крошку хлебобулочных изделий, сахара-рафинада, обсыпанной карамели, т.к. она должна сдаваться в промпереработку.
Утечка, впитывание в тару - это просачивание через тару жидких продуктов, потери клеточного сока мяса, рыбы при размораживании, выделение жира из халвы, балычных изделий и др.
Розлив - это потери жидких продуктов при переливании их из одной тары в другую (например, растительное масло, сметана и др.).
Дыхание - распад питательных веществ, т.е. потери сухого вещества товаров (свежие плоды и овощи, мука, крупа, яйца).
Не включаются в нормы естественной убыли
нормируемые отходы образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопчёностей, рыбы, продаваемой после предварительной разделки, зачистки сливочного масла, крошка от карамели обсыпанной и сахара-рафинада; потери, образующиеся от порчи продуктов, повреждения и завеса тары, отходы плодоовощной продукции.
Нормы естественной убыли не применяются
К штучным и фасованным товарам
Не относятся к Н.Е.У.:
Ненормируемые потери (порча) - бой, лом, повреждения тары, порчи товаров. Это актируемые потери, стоимость недоброкачественных товаров взыскивается с лиц, допустивших порчу.
Приходуется, и соответствующая
сумма зачисляется
на финансовые
результаты организации
В пределах
норм
естественной
убыли
Сверх
норм
естественной
убыли
Если
виновные не
установлены
или суд
отказал во
взыскании
недостач
с них
Д 10,50...К 91
Относится на издержки
производства
или обращения
Относятся на счет
виновных лиц
Относятся на
финансовые
результаты
организации
Д 94 К 10,50…
Д 73 К 94
Д 94 К 10,50…
Д 91 К 94
Д 94 К 10,50…
Д 25,26 К 94
Регулирование разниц
Излишек
Недостача
Составление отчета по проведению ревизии:
Он + П = Ок + Р, где
Он и Ок – остатки на начало и конец отчетного периода;
П – приход товара за отчетный период;
Р – расход (выручка, списание по актам) за отчетный период.
Если Он + П > Ок + Р – недостача
Он + П < Ок + Р - излишки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.