Урок по рассказу А.П.Чехова
Оценка 4.8

Урок по рассказу А.П.Чехова

Оценка 4.8
Библиография +1
docx
русская литература
8 кл—10 кл
01.09.2024
Урок по рассказу А.П.Чехова
Урок в 8 классе.
Урок.Третьякова Ю.А..docx

ТЕМА: "Психологизм рассказа

А.П. ЧЕХОВа"О ЛЮБВИ". 

Цели урока:

- образовательная – расширить представление обучающихся о личности А.П. Чехова; дать понятие о психологизме произведения; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев, попытаться понять причину их несчастья;

- развивающая – способствовать развитию навыков анализа текста;

- воспитательная – способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека;

Метод-лидер - эвристический.

Вид урока: Совершенствование ЗУН

Наглядность: портрет А.П. Чехова, выставка книг с произведениями писателя.

Ход урока.

1. Психологическая установка.

Обращение внимания обучающихся на портрет писателя и его книги.

Эпиграф к уроку: 

Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,

из несчастья делает счастье.

Л.Н.Толстой

2. Слово учителя: 

Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».

Он был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».

Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя.

В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, - долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре: любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

Мы должны проследить за историей отношений героев и определить идею рассказа А.П.Чехова. В этом нам поможет такое понятие, как психологизм.

3. Теория литературы.

Психологизм в литературе – это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.

Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства.

Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей.

Автор, стремясь описать внутренний мир героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения.

Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.

4. Анализ рассказа «О любви»

– Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

-Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Ответы обучающихся)

5. Подведение итогов.

– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
– К каким выводам вы пришли?

Каждый должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна принести счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной и хочу, чтобы в вашей любви не было сомнений, как у героя рассказа Чехова.

6. Домашнее задание:  творческая работа по теме «О чем заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

7. Выставление оценок.

 

 


 

ТЕМА: "Психологизм рассказа

ТЕМА: "Психологизм рассказа

В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель

В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель

Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у

Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2024