«Я говорю с тобой из Ленинграда»
900 не забытых дней
Цель: формирование положительного отношения в военной истории родной страны, развитие чувства патриотизма и гордости за стойкость жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с творчеством поэтов блокадного Ленинграда;
- сформировать представление о нелегком времени тех лет на основе воспоминаний очевидцев событий;
- расширить и углубить представления обучающихся о всемирно-историческом значении и величии подвига жителей блокадного Ленинграда;
Воспитательные:
- формировать чувства доверия к своей стране, её ценностям, истории, культуре и традициям, чувства вовлеченности в проблемы общественного развития;
- формировать у студентов культуры «прочтения» наследия блокадного Ленинграда, потребности обращаться к истории;
-осуществлять военно-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа;
Развивающие:
- формировать сценическую культуру студентов;
- развивать навыки декламирования художественных текстов;
- развивать творческий потенциал студентов;
Необходимый материал и оборудование:
Проектор, видеозаписи о блокадном Ленинграде (Уроки жизни. Воспоминания детей о блокаде…), фото и иллюстрации блокадного Ленинграда, аудиозаписи метронома, ленинградской симфонии Д.Шостаковича, песни А.Розембайма «Дорога жизни»; фортепиано или фонограмма песни «Мы же с тобой ленинградцы», сборник стихотворений О.Берггольц, воспоминания В.Инбер «Ленинград. Подвиг духа», стихотворение Владимира Лившица «Баллада о черством куске»., стихи Ю.Воронова, книга «Дети-детям. Ключ к победе».
Действующие лица: студенты
Методические рекомендации: для создания правильного настроя на мероприятии, на уроках литературы и истории следует актуализировать имеющиеся у студентов знания о блокадном Ленинграде, можно посмотреть фильмы «Ленинградская симфония», «Ленинградский метроном», «Жила-была девочка» и т.д.
Ход мероприятия
Видеоролик: Уроки жизни. Воспоминания детей о блокаде…
В зале гаснет свет, раздается звук метронома, сначала нарастающий, а потом постепенно гаснущий… (Слайд 1)
1-й участник:
Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое «живем!»
Не дремлет город осажденный.
2-й участник: 70 лет… С тех самых пор прошла целая вечность, вечность, длинною в человеческую жизнь…! Ничто в мире не изгладит блокаду из памяти тех, кто прожил здесь все это время. И как забыть? Память крепко держит каждую секунду…. Каждый вздох свой помнят дети Ленинграда держат в своей памяти произошедшее дети блокадного Ленинграда. (Слайд 2)
3-й участник:
Наш город в снег до пояса закопан,
И, если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть.
Луна скользит по небу одиноко,
Как по щеке холодная слеза.
И тёмные дома стоят без стёкол,
Как люди, потерявшие глаза.
Но в то, что умер город наш, - не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх!
Мы знаем от людей, сражённых смертью,
Что означает: «Смертью смерть поправ».
Мы знаем, клятвы говорить не просто,
И, если в Ленинград ворвётся враг,
Мы разорвём последнюю из простынь,
Лишь на бинты, но не на белый флаг! (Слайд 3)
4-й участник: Люди быстро привыкли к войне. И даже дети стали понимать, что такое снаряд и тревога. В Ленинграде царил жуткий голод. К голоду прибавлялся еще и лютый мороз. Так, например, 24-25 января 1942 года было около – 40 градусов. “И нельзя слушать без волнения, как этот голодный, темный, замерзший город радуется морозам, от которого гибнут немцы на нашем фронте. “Так им и надо!” – повторяли люди посиневшими губами, стоя в подворотне во время обстрелов”. (Слайд 4)
Звучит песня А.Розембаума «На дороге жизни» (Идет показ слайдов блокадного Ленинграда)
5-й участник: «Баллада о черством куске»
По безлюдным
проспектам
Оглушительно-звонко
Громыхала
На дьявольской смеси
Трехтонка.
Леденистый брезент
Прикрывал ее кузов -
Драгоценные тонны
Замечательных грузов.
Молчаливый
водитель,
Примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты,
Хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло,
Вез консервы и водку,
И махорку он вез,
Проклиная погодку.
Рядом с ним
лейтенант
Прятал нос в рукавицу.
Был он худ,
Был похож на голодную птицу.
И казалось ему,
Что водителя нету,
Что забрел грузовик
На другую планету.
Вдруг
навстречу лучам -
Синим, трепетным фарам -
Дом из мрака шагнул,
Покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, -
Плавно, медленно, сыто...
- Стоп! -
сказал лейтенант. -
Погодите, водитель.
Я,- сказал лейтенант,-
Здешний все-таки житель. -
И шофер осадил
Перед домом машину,
И пронзительный ветер
Ворвался в кабину.
И взбежал лейтенант
По знакомым ступеням.
И вошел...
И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки...
Бледные губки...
Старичок семилетний
В потрепанной шубке.
- Как живешь,
мальчуган?
Отвечай без обмана!.. -
И достал лейтенант
Свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок
Дал он сыну: - Пожуй-ка, -
И шагнул он туда,
Где дымила буржуйка.
Там, поверх
одеяла -
Распухшие руки.
Там жену он увидел
После долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться,
Взял за бедные плечи
И в глаза заглянул,
Что мерцали, как свечи.
Но не знал
лейтенант
Семилетнего сына:
Был мальчишка в отца -
Настоящий мужчина!
И когда замигал
Догоревший огарок,
Маме в руку вложил он
Отцовский подарок.
А когда
лейтенант
Вновь садился в трехтонку,
- Приезжай! -
Закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, -
Плавно, медленно, сыто...
Грузовик
отмахал уже
Многие версты.
Освещали ракеты
Неба черного купол.
Тот же самый кусок -
Ненадкушенный,
Черствый -
Лейтенант
В том же самом кармане
Нащупал.
Потому что жена
Не могла быть иною
И кусок этот снова
Ему подложила.
Потому, что была
Настоящей женою,
Потому, что ждала,
Потому, что любила. (Слайд 5)
6-й участник: В Ленинграде жили не просто люди, каждый из них мог удостоиться звания героя… Они блокаду выстояли, героически, изо дня в день переносили все её тяготы и лишения. Но что знаем об этом мы, не пережившие ужасов военных? Кто мы в этой скорбной цепочки памяти? Безгранична наша боль, безгранична наша скорбь и вечной будет память…. Память, которая рождает в нас ту силу духа, которая помогла когда-то выстоят всем ленинградцам...
Они зимой сжигали всё, что было:
Шкафы и двери, стулья и столы.
Но их рука деревьев не рубила.
Сады не знали голоса пилы.
Им над Невой шуметь и красоваться,
Шагая к людям будущих годов.
Деревья, поклонитесь ленинградцам,
Закопанным в гробах и без гробов.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных… (Слайд 6)
7-й участник: В блокадном Ленинграде души не умирали, не молчали. Здесь начал писать свою седьмую симфонию Дмитрий Шостакович. Осенью 1941 года Большой симфонический оркестр ленинградского радио приступил к репетициям первых трёх её частей. Но в декабре репетиции пришлось прекратить: музыканты умирали, падали в голодные обмороки прямо на сцене. Когда в марте 42 года они возобновились, от оркестра осталось всего 15 ослабевших музыкантов. Но Ленинград уже ждал этот концерт, и он не мог не состояться. В город самолётом была доставлена партитура всей симфонии, с фронта отозваны бойцы – музыканты, чтобы заменить умерших оркестрантов. Теперь симфония называлась «Ленинградской»
Концерт начался!
И под гул канонады —
Она как обычно гремела окрест, —
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду,
Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..
И музыка
Встала над миром развалин,
Крушила
Безмолвие темных квартир.
И слушал ее
Ошарашенный мир.
- Звучит седьмая Ленинградская симфония Д.Шостаковича, идет показ слайдов блокадного Ленинграда
8-й участник:
Наш город в снег до пояса закопан,
И, если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть.
Луна скользит по небу одиноко,
Как по щеке холодная слеза.
И тёмные дома стоят без стёкол,
Как люди, потерявшие глаза.
Но в то, что умер город наш, - не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх!
Мы знаем от людей, сражённых смертью,
Что означает: «Смертью смерть поправ».
Мы знаем, клятвы говорить не просто,
И, если в Ленинград ворвётся враг,
Мы разорвём последнюю из простынь,
Лишь на бинты, но не на белый флаг!
9-й участник: Люди умирали целыми семьями, домами, кварталами. На глазах матерей умирали дети, младенцы оставались без матерей и, если их не находили, они были обречены. «Они лежали неподвижно в своих кроватках, истощённые, с широко раскрытыми глазами. В них застыл ужас от всего перенесённого. Кожа лица и рук была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети больше месяца не видели никакой горячей пищи, даже кипятка..» (Слайд 7)
10-й участник: "К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. В октябре 1941-го после бомбежки и ранения мама водила меня на перевязку в поликлинике на Красной улице. Всю дорогу она наставляла меня, что надо не плакать, когда медсестра будет снимать, а точнее отдирать старую повязку: "Стыдно плакать. Всем трудно, тяжело, больно, не только тебе, сожми кулачки и молчи". Мамины уговоры подействовали, сестрички даже хвалили меня за выдержку. Это свойство стыдиться слез и не показывать своей боли осталось у меня на всю жизнь".
11-й участник: "...Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... В городе исчезли все коши и собаки... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их "кисками". Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. Моя мама в войну работала водителем грузовика; собирала и привозила с полей траву-лебеду, крапиву, и мы варили похлебку. Это были так необходимые всем витамины. С тех пор я берегу каждую крошку, я не знаю, что такое выбросить хлеб. В блокадном Ленинграде издавались разные полезные книги, одну я берегу до сих пор. У нее коричневый шрифт на желтой бумаге и рисунки - как растить овощи в голодное время. Из картошки вырезали глазки, проращивали их, и затем уже из них растили картофель.
12-й участник: "Осень сорок первого года запомнилась мне проводами на фронт двух старших братьев и отправкой сестры рыть окопы. Как-то быстро подступил голод. Школы закрывались одна за другой, потому что учеников становилось всё меньше. А ходили в школу в основном из-за того, что там давали тарелку супа. Помню переклички перед занятиями, на каждой из которых звучало - умер, умер, умер... Одной из моих блокадных школ была 21-я - она располагалась на территории Ленинградского университета. Там перед историческим зданием Двенадцати коллегий мы соревновались, кто соберет больше кленовых листьев. Они шли на табак для фронтовиков. Началась блокадная зима. Моему старшему брату Николаю, который воевал на Ленинградском фронте, удалось вырваться в город на два дня. Он застал нас в состоянии крайнего истощения, а у сестры было еще и двустороннее воспаление легких. Чтобы спасти от смерти, брат решил увезти меня на фронт. Так я стал воспитанником минометной батареи 330-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии. Батарея вела тяжелые бои на Синявинских болотах. Ко мне на батарее относились очень хорошо, подкармливали как могли, даже сшили военную форму, а один из офицеров подарил маленький, но настоящий пистолет с мешочком патронов». (Слайд 8)
13-й участник: Трудно себе представить, но в этих условиях в городе продолжало работать 39 школ. Маленькие ленинградцы хотели учиться.
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола,
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки – после похорон.
Блокада. Далеко как это слово
От наших с вами мирных дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах.
Своих детей на кладбище везти.
Звучит песня: «Ведь мы же с тобой Ленинградцы…»
14-й участник: За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
В город ломились враги – в броню и железо одеты,
Но с армией вместе встали –
Рабочие, школьники, учителя, ополченцы.
И все как один, сказали они:
«Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей,
На этом печально – торжественном поле.
Вечно склоняет знамёна народ благодарный,
Родина – мать и город – герой Ленинград.
15-й участник: Немногие из ленинградцев дожили до дня освобождения: тысячи погибли под бомбами и снарядами во время ежедневных обстрелов города. Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. Им, навсегда оставшимся в родном городе, мы обязаны жизнью, с нами на века память о них. Эта память – наша благодарность за их боль и страдания, которые перешли в радость сегодняшней жизни.
Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся. – помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полёт, - помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб помнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли, - помните!
К мерцающим звёздам, ведя корабли, о погибших – помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю, - помните! (Слайд 9)
Минута молчания, снова звучит метроном. Звук постепенно угасает.
Используемые источники информации:
1. https://cgon.rospotrebnadzor.ru/istoriya/istoriya-sanitarnogo-prosveshcheniya/iz-istorii-velikoy-otechestvennoy-voyny/kak-lyudi-vyzhivali-vo-vremya-blokady-leningrada/
2. https://tass.ru/spec/leningrad
3. https://arzamas.academy/materials/1463
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.