Урок Литературы
По теме О. Генри «Вождь краснокожих»
Цели урока:
1. Образовательные: изучить рассказ О. Генри «Вождь краснокожих», охарактеризовать героя, выявить идею рассказа (злодеи сами становятся жертвами), определить средства выразительности в рассказе: неожиданные повороты сюжета, неожиданный финал, несоответствия, юмористические сравнения. Изучить факты из биографии О. Генри, факты становления его творчества.
2. Развивающие: развить умение быстро ориентироваться в тексте, обращать внимание на детали, давать связные ответы на вопрос, аргументировать свою позицию, слушать других, воспринимать информацию на слух.
3. Воспитательные: воспитать неприятие злодейств путем высмеивания.
Дома вы все прочитали рассказ «Вождь краснокожих»
Давайте проверим, насколько вы были внимательны:
На доске заполняется кроссворд:
По горизонтали:
1. Как звали отца похищенного мальчика?
2. Какова его профессия?
3. Когда Вождь краснокожих разболтался, он рассказал, что один раз у него был ручной зверек. Какой?
4. Как подписались Билл и Сэм в записке отцу мальчика?
5. Кого Билл назвал своим «любимым героем» Библии?
6. На сколько минут отец пленника обещал его удержать?
По вертикали:
7. Как называется штат, где происходят события?
8. Как обращается отец пленника к похитителям в ответной записке?
9. Где злодеи держат мальчика?
10. Как на самом деле зовут вождя Краснокожих?
Кроссворд
Развитие внимания к деталям произведения
Умение быстро давать точные ответы
3. аналитическая беседа
Аналитическая беседа.
Какой сюжет вам представился, когда вы увидели заглавие рассказа? (Индейцы, война) Оправдались ожидания? Почему рассказ так называется? Как вы думаете, могли Сэм и Билл сразу догадаться, кого берут в плен? За каким занятием мальчика застали похитители? (стрелял из рогатки в кошку) Как выглядел мальчик? (рыжий, с веснушками). Отвечая на вопросы кроссворда вы заметили, что похитители в записке назвали себя «два злодея». Почему? (они хотели украсть ребенка, получить выкуп). Сработал ли их план? Почему? (мальчику понравилось в плену и он стал мучить своих захватчиков)
Давайте прочитаем записку отца «двум злодеям».Как обращается отец пленника к похитителям? Кто такой джентльмен? Как вы думаете, какое отношение к злодеям и к ситуации выражает это обращение? (он не зол на похитителей) Почему? (потому что мальчик досаждал своими выходками и семье, и соседям)
Текст рассказа О. Генри «Вождь краснокожих»
Умение анализировать детали рассказа, умение давать характеристику герою.
Умение связно отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию, слушать других.
Анализ средств выразительности.
Чем закончился рассказ? Ожидали ли вы такого исхода? Один из приемов, который делает рассказ интересным – это неожиданный финал. Запишите в тетрадь этот прием. Ожидали ли мы вообще такого поведения пленника? Что он делал, когда его только привезли в пещеру? Автор и в сам сюжет включает неожиданные повороты. Приведите другие примеры. Запишите под цифрой 2.
Когда мы рассматривали письмо отца Джонни, мы заметили, что его обращение не соответствует ситуации. Такой прием называется несоответствием. Запишите его под цифрой 3. Найдите еще примеры несоответствия (женский крик, когда мальчик бьет Сэма). А какие приемы вы еще найдете в тексте? Какие моменты показались вам забавными? Прочитайте их. (Мальчик дерется как бурый медведь средней силы, плоская местность называется «вершинами», Сэм трясет ребенка так, что его веснушки стали стукаться друг о друга). Прочитайте все найденные нами приемы. Какую роль они играют в тексте? Какое настроение создается в рассказе? (Веселое). Все перечисленные средства придают рассказу увлекательности и создают юмористическое настроение.
Конспект анализа
Умение находить в тексте средства выразительности, знание понятий «сравнение», «Юмор», «несоответствие», «неожиданные повороты повороты сюжета».
Умение высказывать свою позицию.
Как вы думаете, какой человек мог написать такой рассказ? УИЛЬЯМ СИДНИ ПОРТЕР родился в маленьком городке ГРИНЗБОРО, в СЕВЕРНОЙ КАРОЛИНЕ в семье доктора и был воспитан теткой, так как мать его очень рано умерла. После занятий в школе он работал посыльным в аптеке своего дяди, затем стал учеником фармацевта. А потом были годы в поисках работы, перемены профессии, пока, наконец, он не обрел душевный покой и ежемесячное жалованье бухгалтера маленького банка.
Все, казалось бы, наладилось: он был женат, у молодой семьи появилась маленькая чудесная дочурка Маргарет.
Но счастье длилось недолго. В кассе банка обнаружилась недостача крупной суммы денег, Уильям был обвинен в растрате , на милосердие суда рассчитывать
Не приходилось, и он, оставив жену и маленькую дочку, пустился в скитания. Сначала он переезжал из города в город, скрываясь под разными именами, а потом для верности махнул через мексиканскую границу.
Начались скитания по чужбине, встречи с очень разными людьми. И неизвестно, сколько бы это продлилось, если бы однажды до Уильяма не дошло известие о тяжелой болезни жены. Он тут же вернулся домой, но ничем помочь своей жене уже не мог. Она умерла. А Уильям Портер Сидни был тут же арестован, и суд приговорил его к 5 годам тюремного заключения.
Единственное, что у него оставалось в жизни – дочь, которую воспитывали родные и которая знала, что ее папа уехал далеко и надолго, но вернется когда-нибудь, как он ей обещал в своих письмах.
Уильям сидел в тюрьме, а приближалось Рождество – праздник, которого все дети очень ждут и верят, что любые их желания обязательно исполнятся , что , проснувшись утром, они непременно найдут подарок от Санта Клауса. А его маленькой Маргарет подарка не будет, потому что ее папа в тюрьме и у него нет денег даже на самый скромный подарок.
И тогда Уильям вспомнил, что когда-то он писал неплохие юмористические рассказы и даже печатал их в газете.
«Почему бы не попробовать опять?» – подумал он. И теперь он стал жить одной мыслью написать рождественский рассказ, послать его в журнал и заработать деньги на подарок.
«Рождественский подарок Свистуна Дика» – так назывался этот рассказ. Он был напечатан. Автор, оставшийся неизвестным редакции, получил гонорар. А у маленькой Маргарет был настоящий праздник: в день рождества она получила подарок от Санта Клауса.
Арестант, написавший рассказ, подписал его именем «О. Генри» Это было первое имя, пришедшее ему в голову, и он не заботился о выборе псевдонима, ибо не рассчитывал не только на бессмертие, но и на прижизненную славу.
Но у Судьбы много сюрпризов. Читатели заметили автора со скромным именем О. Генри, и, когда он через два года появился в редакции журнала, ему был предложен договор: писать каждую неделю по рассказу.
Всего О. Генри написал 273 рассказа и один роман.
Рассказ учителя
Знание биографии О. Генри, истории его творческого пути
Умение запоминать информацию на слух
Подведение итогов
Сегодня мы познакомились с рассказом, который называется «Вождь краснокожих». Понравился он вам? Какие моменты запомнились?
Домашнее задание
Составить по три вопроса к рассказу «Вождь Краснокожих» О. Генри
Знание текста рассказа О. Генри «Вождь краснокожих»
Умение задавать вопросы к тексту
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.