Урок литературы 11 класс.
«Истинное и ложное в романе Андрея Платонова «Чевенгур».
Цели: Выявить идею романа через характеристику героев; Помочь учащимся увидеть опасность социальных экспериментов.
1. Интрига к уроку.
- Тонут два человека: профессор и дворник. Кого нужно спасать первым? ( Не важно кого спасать, важен человек).
-Что такое гуманизм?
-Подумайте, какой звук , цвет и жест соответствует , с вашей точки зрения, понятию «гуманизм». Напишите.
-Возможно ли идеальное общество без гуманизма?
2. Объявление темы.
Сегодня на примере произведения А. Платонова « Чевенгур» попытаемся ответить на вопрос , возможно ли построить всеобщее счастье людей даже за счет одной человеческой жизни?
Итак, тема урока «Истинное и ложное в романе А. Платонова «Чевенгур».
3. О романе.
Роман А. Платонова « Чевенгур» написан в 1929 году, в годы репрессий и неотступного контроля властей над всеми жителями нашей необъятной страны.
В своем письме Платонову Горький , поняв всю глубину сюжета и композиции романа, написал: « Хотите вы того или нет , но вы придали действительности характер лирико- сатирический, это, разумеется, неприемлемо для нашей цензуры».
И действительно ,
роман « Чевенгур» долгое время был запрещен. Написанный в 1929 г, он увидел
свет в 1988г.
4. Анализ романа.
- Каков жанр романа?( Социальная антиутопия).
Работа со словом «антиутопия».
- Найдите в романе места, которые могли показаться опасными бдительным цензорам?
- Подумайте, каким цветом вы нарисуете г Чевенгур?
- Действительно само название романа несколько мрачновато, сочетание «Чевенгур» и
«город» создает впечатление чего-то темного и рутинного.
- Каковы герои романа?(Простые люди , мировоззрение которых сформировалось на фронтах гражданской войны, после которой получили власть и свободу».
Кластер.
Жители Чевенгура (темны, мыслят ограниченно, безграмотны....)
- Какую
цель имеют чевенгурцы? ( мечтают построить идеальное социалистическое общество).
Продолжение кластера.
- Как себе представляют жители города коммунизм, идеальное общество? (Жизнь без труда, абсолютная свобода, отказ от семьи и детей).
- Почему чевенгурцы отказываются от труда?( По их мнению « труд способствует порождению имущества, а имущество — угнетению», работа « пережиток жадности и эксплуатации».
- Кого автор называет единственным труженником в Чевенгуре? ( Солнце. Природа как и прежде живет по своим законам).
- Какие средства используют жители города для достижения цели?
«Цель оправдывает средства»: Выселяют зажиточных из города, расстрел буржуев.
- Какие события нашей истории напоминают описанные Платоновым картина выселения полубуржуев?( коллективизацию и раскулачивание крестьян).
Вывод:
- Оправдывают ли себя эти средства для достижения цели?( Даже ценой одной слезы невозможно построить идеальное общество. Это безнравственно).
- Что по Платонову истина? Что является ложью?
Кластер.
Истинное Ложное
В романе писатель решает проблему истинного и ложного. Ставит вопрос , нравственна ли революция?Приемлем ли коммунизм? И он показывает , что цель не может оправдывать средства, нельзя построить счастье людей даже за счет одной человеческой жизни? Лишение человека жизни является большим преступлением против нравственности, неискупаемым грехом. Для Платонова истинное- это все, что естественно( любовь, труд, жизнь) и исходит из души, а все безнравственное — это то, что противоречит естественному ходу человеческой жизни и природе. Создание идеального коммунистического общества любыми путями — это и есть противоречие , глумление над человечеством. Таким образом, роман Платонова предостерегает будущие поколения от повторения жестоких ошибок прошлого и всевозможных противоестественных экспрериментов.
Домашнее задание:
Сочинение « Истинное и ложное в романе А. Платонова « Чевенгур».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.