Урок по русскому языку по теме: "Имя существительное как часть речи. Обобщение."
Оценка 4.6

Урок по русскому языку по теме: "Имя существительное как часть речи. Обобщение."

Оценка 4.6
docx
05.01.2022
Урок по русскому языку по теме: "Имя существительное как часть речи. Обобщение."
Разработка урока по русскому языку.docx

 

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Обобщение».

Цели:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном;

- проверить сформированность понятий: одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные, нарицательные, изменение по падежам;      

- развивать умение определять падежи имен существительных, разбирать слова по составу, делать синтаксический разбор предложения и звуко-буквенный анализ слов.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышления)

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

- расширение кругозора и обогащение речи;

Воспитательные:

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах.

Планируемые результаты

Предметные: формирование умения определять падежи имен существительного; разбирать слова по составу, применять правила проверки изученных орфограмм; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУДформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

 

                           Ход урока:

 I.  Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Мы спокойны, добры, приветливы.

Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей.

 Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

 

II. Введение в тему с формулированием цели урока.

(Регулятивные УУД)

- Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок- путешествие.

Отгадав загадку, вы назовёте, по какому городу мы будем путешествовать.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Может, кто-нибудь догадался?  (ответы детей)

Сегодня мы путешествуем по городу имя Существительное.

Какие задания мы можем сегодня выполнить? (Ответы детей)

Запись числа и минутки каллиграфии. Взаимопроверка (Дети обводят простым карандашом правильные соединения).

А теперь представьте, что где-то есть такой город, и мы с вами стоим перед его воротами. (Иллюстрация города)

 

III. Систематизация знаний об имени существительном.

(Личностные УУД и коммуникативные УУД)

Прежде чем попасть в город, нам необходимо найти подходящий пароль, т.е. ответить на несколько вопросов:

1.     Устные сообщения на тему: Имя существительное»

 -  Что такое имя существительное?

       -  Что обозначают имена существительные?

       - На какие вопросы отвечают имена существительные?

       -  Какие постоянные признаки присущи имени существительному?

          Изменив слово в четвёртом вопросе, дети самостоятельно задают пятый вопрос.

2.     Работа в парах. (Коммуникативные УУД)

а) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

- Пароль мы угадали. Теперь нужно подобрать ключ к воротам.  (Иллюстрация ворот)   

Две курицы вывели во двор цыплят.

Помоги им найти своих детей, вставляя нужную букву.

 

 

 

  1) Распределить и записать слова на: одушевленные и                                         неодушевленные.

  2)  Составить и записать предложение с одним из записанных слов.

  ( 1-2 задание в парах)                   

( Проверка работы в парах)  

 

б) Одновременно проводится индивидуальная работа

 (Познавательные УУД)

   1) Разноуровневые индивидуальные задания. (тесты: Iуровень, II уровень)

  

 

I уровень          Тест по теме «Имя существительное»

Ф.И. учащегося …………………………………………………………………………………………

1.Прочитай. Стрелочкой укажи, какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?   Какие на вопрос -  что?

 

                                                      кит

                                                      мороз

                                                      девочка

                                                      кукла

                                                      собака

кто?                                              земля                                                      что?

                                                      уж

                                                      молния

                                                      ветер

                                                      дождь

2.Прочитай. Подчеркни существительные в форме единственного числа.

        лошади                        вода                               окна

        воробей                      острова                          туча

        дождь                          чашка                             дороги

 

3.Прочитай. Подчеркни существительные в форме множественного числа.

     метель                             герои                             холода

     страусы                           туман                             грозы

     ветры                               весна                             слоны

     стаканы                           тарелка

 

 

II уровень     Самостоятельная работа по теме: «Имя существительное»

Ф.И. учащегося …………………………………………………………………………………………

 

1.Прочитай. Запиши вопросы, на которые отвечают данные имена существительные.

ученик …………………….                           олень ………………………

дом ………………………….                           гроза ……………………….

дедушка …………………                            берёза ……………………..

гриб ………………………..                           медведь …………………..

василёк …………………..

 

2. Прочитай. Подчеркни имена существительные.

     Ярко светит солнце. Громко поют птицы. По дорожке идут девочка и собака. Вот пруд. На берегу играют дети.

 

3. Измени число данных существительных. Запиши получившиеся слова.

мороз - ……………………………..                      дождь - ………………………………..

коты - ……………………………….                       ручей - ………………………………….

ручки - ……………………………..                       кусты - ………………………………….

книга - ……………………………..                       тетрадь - ………………………………

окно - ………………………………                        парты - …………………………………

 

 

II уровень   Самостоятельная работа по теме: «Имя существительное»

 Ф.И. учащегося …………………………………………………………………………………………

1. Измени число данных существительных. Запиши получившиеся слова.

мороз - ……………………………..                       дождь - ………………………………..

коты - ……………………………….                       ручей - ………………………………….

ручки - ……………………………..                       кусты - ………………………………….

книга - ……………………………..                       тетрадь - ………………………………

окно - ………………………………                        парты - …………………………………

 

2.Распредели слова по столбикам:

Дом..к,   сад..к,   ножич..к,   кусоч..к,   корабл..к,   звоноч..к,   ёж..к,   ключ..к, уголоч..к,   молоточ..к,   журавл..к,  букет..к.

                     

                        -ЕК-                                           -ИК-

            

  3.Выборочное списывание (Познавательные УУД)

Род имен существительных.

- Ключ мы добыли. Открываем ворота и оказываемся на центральной площади.

Здесь собралось большое количество народа. Чтобы вас пропустили к замку, вам необходимо:

Прочитать имена существительные, распределить их по родам на три группы. Выделить окончания.  (1 в.- м. р., 2в. – ж.р., 3в.- ср.р.)

 

Сметана, кефир, молоко, кофе, погода, дерево, снег, солнце, улица, дорожка, ветер, сосны, дверь, шампунь, платье, окна.

 

- Стадия осмысления

Какие слова оказались лишними? Почему?

 Как можно определить род этих слов.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга.

 

IV. Физкультминутка

Умение учащихся различать имена существительные среди других слов.

 

- Вот мы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров частично разобран. 

Вы должны доложить недостающие дощечки, т.е. выполнить следующее задание.

Физкультминутка.

Имя существительное. Очень удивительное.

На вопросы кто? И что? Отвечать оно должно!

Если слово будет отвечать на вопрос кто?

Поднимите руки вверх.

Если на вопрос что? Руки вперёд.

Если встретятся другие слова - присесть.

 

Белка, белый, строить, строитель, свет, светлый, мороз, морозный, учитель, учить, испытать, испытатель, книга, книжный, сторожка, сторож.

V. Творческая работа. 

Работа с деформированными пословицами.

Работа в группах.

- Как вы видите, не так – то просто попасть в замок.

Стражники стоят в воротах замка, чтобы попасть в замок…

Надо из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.

1)    кормит, лень, портит, а, труд;

2)    сторона, мать, родимая, а, мачеха, чужая

3)    птица, человек, крыльями, дружбой, сильна, а

Составить и записать одну пословицу.

Разобрать имя существительное как часть речи. 

 

VI. Закрепление (Познавательные УУД)

Вот подходит к концу наше путешествие по городу «Имя существительное»

Мы находимся в замке.  Мы дошли до последнего задания.

Послушайте стихотворение.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

 Милого лица.

Чем оно интересно?

Л. Н. Толстой, так писал об этом стихотворении.

«В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина»

 Проведём небольшое исследование.

Сколько слов в стихотворении?

Сколько имён существительных?

В стихотворении нет ни одного глагола, но в нём ощущается движение.

Прочтите стихотворение без имён существительных.

Всё ли понятно?

Какую роль играют в предложении имена существительные?

Для чего нужны в речи имена существительные?

(Играют важную роль, без имён существительных невозможно понять текст, речь человека.)

VII. Физкультминутка

Зрительная гимнастика.

VIII. Домашнее задание.

Сочинение -  миниатюра

(Личностные УУД)

Выполнить творческое задание: составьте текст «Зимний пейзаж в нашем   селе», включив в него как можно больше различных существительных: одушевленных и неодушевленных и не забыть использовать слова которые украшают нашу речь, т. е. имена прилагательные.

IХ. Рефлексия

- Сегодня мы побывали с вами в городе Существительное.

 Что вам особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии?

 

Х. Итог урока. 

(Регулятивные УУД)

Оценивание своих достижений (цветными полосками: зеленая-5, голубая-4, желтая -3)

Комментированное выставление отметок за урок.


Тема урока: «Имя существительное как часть речи

Тема урока: «Имя существительное как часть речи

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации…

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации…

Изменив слово в четвёртом вопросе, дети самостоятельно задают пятый вопрос

Изменив слово в четвёртом вопросе, дети самостоятельно задают пятый вопрос

Прочитай. Подчеркни существительные в форме единственного числа

Прочитай. Подчеркни существительные в форме единственного числа

II уровень Самостоятельная работа по теме: «Имя существительное»

II уровень Самостоятельная работа по теме: «Имя существительное»

IV . Физкультминутка Умение учащихся различать имена существительные среди других слов

IV . Физкультминутка Умение учащихся различать имена существительные среди других слов

Проведём небольшое исследование

Проведём небольшое исследование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022